Даниил Александрович - благоверный князь московский

Mar 17, 2018 17:52



4 марта (17 марта по новому стилю) 1303 г. преставился благоверный князь московский Даниил Александрович - первый московский великий князь, основатель Даниловского монастыря. Привожу краткое житие благовернаго князя из «Степенной книги царского родословия», написанной в XVI веке (Русская история уподоблена в Степенной книге лестнице, ведущей русский народ к Богу. Ступенями «лествицы» являются поколения русских самодержцев. Каждому поколению, от Владимира Святого до Ивана Грозного, соответствует отдельная ступень (по-славянски - «степень», почему и произведение называется Степенной книгой)) по публикации Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10142):

О БОГОСНАБДИМОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДАНИЛЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ МОСКОВСКОМЪ

Глава 1. Сий блаженный великий князь Данил, четвертый сынъ святого и приснопямятнаго великаго князя Александра Ярославича Невскаго, от великаго же князя святаго и равноапостолнаго Владимера бысть девятый степен, от Рюрика же - вторыйнадесят степен, иже бысть послѣдний во братии своей, якоже и прадѣд его, великий князь Всеволод Георгиевич, ихже уподоби Господь древнему царю, богоотцу же и пророку Давыду: мал бо бѣ и той во братии своей. Тако и сего блаженнаго великаго князя Данила храняй Господь от пелен матерних, двою бо лѣт от рожения его оставшу ему святаго си родителя. Сего блаженнаго Данила избра Богъ и возрасти и снабдѣ нератуема ни от когоже; емуже и поручено бысть в наслѣдие богоснабдимое державство преименитаго града Москвы, егоже и праведное сѣмя возлюби Богъ и прослави, наипаче им же благоволи царствовати в роды и роды.

Аще же тогда царство Московское не толико бысть многовластно, якоже нынѣ Божиею благодатию всюду обладая, но обаче и тогда сий блаженный великий князь Данил ни от кого же ратуем не бываше. Егда же нѣкогда и случашеся во братии его и в сродницех межюусобной брани близ державы его воздвигнутися, он же боголюбиваго желания муж, аще возрастом и храбростию преуспѣвая и мужеством смысла преудобрен бысть, но обаче смиреномудрия рачител всегда тщашеся готов быти и на враждующая державству его мужественѣ вооружашеся, и с воинством своим противу бранем исхожаше, и Богом дарованною ему мудростию бес кровопролития брань утоляше и мир составляше. И во все время господства своего мирно поживе; и от всякия брани и крамолы, хотящая на нь быти, всегда десница Господня бяше защищая его; и во вся дни живота его ничимже ни от когоже неврежена бысть держава его. Такоже и сам чюжия части похищением наслѣдити не желаше, доволно имѣя со благодарением уреченный ему жребий во благословение наслѣдие Богом дарованныя ему державы преславнаго града Москвы. Старѣйшая же братия его державствоваху коиждо во своем жребии: великий князь Дмитрий - в Переяславли, иже на езери...

О побѣжении татар на Рязани. Уже бо тогда честь и слава великаго княжения восхожаше на боголюбивый град Москву, в немже хотяше Богъ сугубо прославити святое свое имя, идѣже первосвятительство и боговѣнчанное царство утвердити благоизволи. Богоснабдимый же великий князь Данил Александрович нѣкогда слыша, яко у града Рязани множество безбожных татар сбирахуся, и тамо шествова с воинством своим возбранити устремление варварьское, дондеже не приидут озлобити отечество его; и у града Переяславля Рязанскаго множество татар побѣди и князя рязанского Костянтина изымав на Москву приведе.

Глава 2. О восприятии града Переяславля и о получении начальства державы. Прежде же того брату его, великому князю Дмитрию, к Богу отшедшю; потом же другий брат его, великий князь Андрей, во Орду поиде; по сих и братанич его, великий князь Иван Дмитреевич Переяславский, преставися к Богу, державу же свою, Великий град Переяславль, по завѣщанию своему поручи стрыю своему, сему блаженному великому князю Данилу. И тако по Бозѣ первоначалие Рускаго скипетровластия бес крамолы прикладашеся ему. Он же, смиреномудрия рачител сый, пророческое слово во умѣ имѣя, якоже пишет: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца», - тако и сей державный нимало не вознесеся мыслию, еже бы желати началства державы; аще и прикладашеся ему, но кротостию нрава утвержашеся и о державном первоначалствѣ не услажашеся, но паче страхом Божиим огражашеся и братолюбием преспѣваше и славохотия укланяшеся. И сего ради благодать Божия умножашеся на нем и держава его упространяшеся. И не рачаша сам преходити от мѣста на мѣсто, во град же Переяславль посла намѣстники своя, - брата же его, великаго князя Андрея, намѣстницы отбегоша ис Переяславля; и тако без крамолы державу имѣя.

Глава 3. О начале Даниловского монастыря и о пострижении и о преставлении блаженнаго Данила. Сам же великий князь Данило на Москвѣ богоугодно господьствуя, идѣже и монастырь честенъ вогради, иже зовется Даниловский, тогда же в нем и церковь постави во имя преподобнаго Данила Столпника, в том же монастыри и архимандрита первого устрои. И тако теплѣйшимъ к Богу желанием в той же честной обители и сам сподобися пострижен быти во святый анггельский образ богоподражателнаго иноческаго жития. И тако в послѣднем смиреномудрии к желаемому Христу отиде, в лѣто 6811 мѣсяца марта 4 день. (...)

Даниил Александрович, рюриковичи, дораскольные святые

Previous post Next post
Up