Еврейский вопрос в России и СССР. Часть ХI

Dec 28, 2015 07:35

Предыдущая часть здесь



Политика СССР в отношении Палестины, как еврейской, так и арабской её части, не раз радикально изменялась. Это было вызвано тем, что в борьбе за доминирование в этом регионе принимали участие сразу несколько великих держав, да и сами местные политические силы, сионисты и арабские националисты, вели активную политику и искали поддержку извне для борьбы за контроль над Палестиной.

Первоначально СССР занимал последовательно антисионистскую позицию в своей политике. Это было связано с тем, что палестинские сионисты в СССР считались агентами британского империализма. В самом СССР сионисты считались буржуазной партией. Поэтому с начала 1920-х и до середины 1930-х годов СССР поддерживал арабские движения, выступал в поддержку арабского единства и проводимую ими антиколониальную политику.



Однако в октябре 1938 года на состоявшемся в Каире Конгрессе арабских и исламских стран в защиту Палестины уже вовсю заправляли арабские националисты. Арабское движение цементировалось общей антисионистской и антиеврейской позицией. Арабы выступали категорически против еврейской иммиграции в Палестину и за создание там чисто арабского государства. В 1933-1936 годах, когда в Палестину приехало 250 тысяч евреев из Германии, это вызвало арабское восстание в 1936 году. Сами арабы не могли сбросить британское господство, поэтому они стали искать поддержку у гитлеровской Германии. На почве антисемитизма немцы и арабские лидеры, в особенности муфтий Палестины Хадж-Эмин эль-Хусейни, быстро нашли общий язык. Вскоре из Германии в Палестину пошло немецкое оружие и деньги для поддержки антибританского и антиеврейского движения. В Палестине постоянно шли стычки между арабами и евреями.



Переориентация арабских лидеров на Германию разрушила всё, что СССР через Коминтерн создавал на Ближнем Востоке. Палестинская коммунистическая партия в середине 1930-х годов раскололась, её еврейская часть присоединилась к сионистам. Во время войны советское руководство не занималось палестинской проблемой до 1944 года.



В первые послевоенные годы СССР придерживался сдержанной политики в отношении Палестины, выступая за коллективную опеку над ней до тех пор, пока еврейское и арабское население территории не будет готово создать своё государство. Однако начало Холодной войны всё изменило. Великобритания сразу же начала сближение с арабскими лидерами, чтобы защитить свои позиции в ближневосточной нефтедобыче. Сионисты поняли, что англичане не собираются отдавать Палестину евреям, а готовятся на подмандатной территории образовать арабское государство, полностью зависимое от Великобритании. Лидеры Сионистской организации ещё в 1941 году начали поиски контактов с советскими представителями. Они надеялись, что Советский Союз, известный своей антибританской политикой и борьбой против колониализма, поддержит планы по созданию еврейского государства в Палестине, а также просили разрешить беженцам из Западной Польши переехать в Палестину. На этой почве с 1943 года Всемирная сионистская организация и Всемирный еврейский конгресс стали активно обрабатывать ЕАК, присылая приглашения на свои конференции, и пытаясь сделать его своим инструментом влияния на советскую политику.


На фоне резкого охлаждения отношений с союзниками по окончанию войны, для СССР появились интересные перспективы советизации Палестины, которая могла бы стать «костью в горле» всей британской, и не только британской колониальной политики. 14 мая 1947 года постоянный представитель СССР при ООН А.А. Громыко неожиданно для многих заявил: «... Ввиду испортившихся отношений между евреями и арабами … необходимо рассмотреть … вариант … предусматривающий раздел Палестины на два самостоятельных независимых государства: еврейское и арабское. … Советская делегация считает, что решение о разделе Палестины … соответствует принципу национального самоопределения народов...». Эта позиция лежала и в основе голосования советской делегации на второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН  27 ноября 1947 года в пользу принятия исторической резолюции 181 о разделе Палестины на еврейское и арабское государства.



Пока товарищ Громыко блистал красноречием на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в Палестине уже разворачивалась тайная деятельность советских разведорганов против англичан. В начале 1947 года был создан Комитет по информации при СНК СССР, подчинявшийся лично Сталину и возглавлявшийся Молотовым, объединивший внешнюю разведку МГБ и ГРУ Генштаба ВС СССР по палестинскому направлению. В конце 1947 года было принято решение о переходе еврейского государства в лагерь союзников СССР. Евреям в Палестине стали оказывать очень существенную поддержку.



Вместе со сбором информации велась бурная деятельность по поставке трофейного немецкого оружия из Румынии, создавались еврейские военные и разведывательные подразделения. В конце 1947 года эта работа резко ускорилась. Главным источником оружия для еврейских отрядов стала Чехословакия, бывшая во время войны оружейной кузницей Третьего рейха, в которой осталось большое количество всевозможного вооружения. Советскому Союзу оно было не нужно и теперь пошло в Палестину. К вооружению евреев подключились и заводы, в частности «Шкода» и «ЧЗ». Всего до мая 1948 года из Чехословакии поступило в Палестину на вооружение еврейских отрядов 24,5 тысячи винтовок, 5 тысяч ручных и 200 станковых пулемётов, 54 миллиона патронов.



Вывозилось не только стрелковое оружие, но и пушки, миномёты и даже самолёты. В начале 1948 года в Палестину ушли несколько десятков новых, разобранных и упакованных в ящики истребителей (Avia S-199, имевшие фюзеляжи от Bf-109G и моторы «Юнкерс», а также английские «Спитфайры» и «Москито»). Аэродром в Ческе-Будеёвицах стал главным учебным центром по подготовке лётчиков для еврейской армии, и отсюда же самолётами оружие вывозилось в Палестину. Там же, в Ческе-Будеевицах, готовили танкистов и десантников. Полторы тысячи пехотинцев Армии обороны Израиля учили в Оломоуце, еще две тысячи - в Микулове. Из них сформировали часть, которая первоначально называлась «Бригадой имени Готвальда» в честь лидера чехословацких коммунистов и руководителя страны. Бригаду перебросили в Палестину через Югославию. Медицинский персонал учили в Вельке-Штребне, радистов и телеграфистов - в Либерце, электромехаников - в Пардубице. Советские политруки проводили политзанятия с молодыми израильтянами. По «просьбе» Сталина Чехословакия, Югославия, Румыния и Болгария отказались поставлять оружие арабам, что они делали сразу же после окончания войны чисто по коммерческим соображениям.



Перед самым окончанием британского мандата оружие пошло и на морских судах. Первое из них, сухогруз «Бореа», ошвартовался в Хайфе вскоре после полуночи 14 мая 1948 года, в день провозглашения государства Израиль. Под гражданским грузом были спрятаны пушки, снаряды, винтовки и патроны. Вскоре суда с чехословацким оружием из Югославии пошли чередой. Не без содействия Кремля существенно возросла и еврейская эмиграция из восточноевропейского региона. Оттуда в Израиль стало прибывать ежемесячно до 10 тысяч иммигрантов призывного возраста.



Пока в ООН шли диспуты и кулуарные переговоры о судьбе арабского и еврейского государств на территории Палестины, СССР начал ударными сталинскими темпами строить новое еврейского государство. Начали с главного - с армии, разведки, контрразведки и полиции. Причем не на бумаге, а на деле. Еврейские территории напоминали военный округ, поднятый по тревоге и срочно приступивший к боевому развертыванию. Пахать было некому, все готовились к войне. По приказу советских офицеров среди поселенцев выявлялись люди требуемых военных специальностей, доставлялись на базы, где они на скорую руку проходили проверку по линии советской контрразведки, а потом срочно вывозились в порты, где в тайне от англичан шла разгрузка судов. В результате в танки, только что поставленные с борта на пирс, садился полный экипаж и гнал боевую технику к месту постоянной дислокации или прямо к месту боев.



Спецназ Израиля создавался с нуля. Непосредственное участие в создании и обучении коммандос приняли лучшие офицеры НКВД-МГБ, имевшие опыт оперативной и диверсионной работы. Помимо них, в Израиль в срочном порядке командировали двух генералов от пехоты и авиации, вице-адмирала ВМФ, пять полковников и восемь подполковников, и, само собой, младших офицеров для непосредственной работы на местах.
Как и ожидалось, сразу после окончания британского мандата вспыхнула война. 15 мая 1948 года арабские государства объявили войну евреям, король Иордании Абдалла ибн Хуссейн был назначен командующим объединённой арабской армией. Муфтий призвал убивать всех евреев. Они уже настроились на лёгкую победу и предвкушали резню евреев, но встретили ожесточённое сопротивление.



18 мая 1948 года СССР первым признал Израиль де-юре. 20 мая из Чехословакии перелетели бомбардировщики с подготовленными экипажами, которые вскоре нанесли бомбовые удары по арабским войскам. Евреи захватили господство в воздухе, что сыграло важную роль в ходе войны. По состоянию на лето 1949 года, когда были подписаны перемирия с арабскими государствами, евреи захватили на треть больше территории, чем им отводилось по решению Генеральной Ассамблеи ООН, было захвачено 1300 кв.км и 112 населённых пунктов, которые отводились арабам. Евреи потеряли 300 кв.км. и 14 населённых пунктов, отводившихся еврейскому государству. Часть территории, отведённой арабскому государству, захватили также Египет и Иордания. В этой войне Израилю удалось отстоять свою независимость и даже расширить свою территорию. Военно-техническая, политическая и дипломатическая помощь СССР сыграли свою решающую роль. А в Израиле до сих пор очень распространена фамилия Пелед, что в переводе с иврита означает «Сталин».

Источники:

Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.
Феликс Кандель Книга времён и событий, Т.6
Носенко Т.В., Семенченко Н.А. Напрасная вражда. Очерки советско-израильских отношений 1948-1991 гг.

Продолжение здесь

Израиль, война СССР, история, евреи

Previous post Next post
Up