Советский Палех

Apr 18, 2017 20:48



Иван Иванович Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью Ивана Михайловича Голикова. Когда ему было 7 лет, семья переехала в Палех, спасаясь от страшного голода, который начался в Москве. В десятилетнем возрасте он был отдан на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Сафоновых. В 1900 году, обучившись приёмам доличного письма, Иван Голиков отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских.

На фото: Коминтерн, Иван Голиков, 1927 год.

Отец скончался, когда Ивану исполнилось 14 лет, он остался старшим в семье. Юноше пришлось работать, не покладая рук - он занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей. Его специализацией было доличное письмо, то есть, художник писал на иконах одежды. Работая в Петербурге, он некоторое время посещал рисовальные классы училища барона Штиглица. В 1907-11 годах Иван Голиков проходил воинскую службу, в 1911-14 годах работал в мастерской Н. М. Сафонова в Палехе, и расписывал церковь в Казани. В 1914-17 годах ушёл на фронт Первой мировой войны в составе 27 Сибирского полка, и был контужен.



В 1924 году по инициативе И.И. Голикова и других палешан создаётся Палехская артель древней живописи (позже - мастерские Палехской организации Союза художников РСФСР). В неё вошли семь мастеров - И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.И. Зубков, И.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев. Вскоре к ним присоединились и другие односельчане - И.П. Вакуров, Н.М. Зиновьев, А.А. Дадыкин, Д.Н. Буторин и А.А. Ватагин.

С этого момента начинается история нового Палеха. Голиков, как и его товарищи по искусству, был захвачен строительством новой жизни, что определило весь его дальнейший творческий путь.Знаменитый голиковский "Красный пахарь" (во множестве вариантов) внешне спокоен и в то же время полон внутренней силы. "Косарь" в красных одеждах олицетворяет собой людей нового, свободного труда.



Между Палехом старым и Палехом новым пролегла резкая грань. Возрождалась утраченная в ремесленном труде творческая инициатива и радость творчества. Голиков начинает работать над образом. Не будет преувеличением сказать, что он своим творчеством проложил главные линии в развитии миниатюры, которые потом были подхвачены палешанами, работающими с ним, и развиты мастерами новых поколений. Старейший палехский мастер Баканов вспоминал, что когда в мастерской Сафонова писал иконы (был личником), Голиков завидовал ему, а теперь он стал завидовать Голикову, как тот свободно, легко писал свои миниатюры, с каким артистическим блеском мог развернуть мотив хороводов или битвы на маленькой, почти в вершок, круглой или прямоугольной коробочке.



В 1934 г. палехские художники И. Голиков, И. Маркичев, Д. Буторин исполнили эскизы декораций к постановке "Песня о Степане Разине" для ленинградского этнографического театра. В 1934 году И. Голиков по инициативе А.М. Горького оформил книгу "Слово о полку Игореве"- эти миниатюры считаются вершиной его творчества.  Первоначально - работу хотели поручить разным художникам, но писатель Максим Горький настоял, чтобы все миниатюры были выполнены одним Голиковым. Эти миниатюры впоследствии переиздавались два раза, а Ивану Голикову в 1933 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.



Палехские мастера, работавшие с Голиковым, испытывали огромное влияние талантливого мастера, его художественно-одарённой личности. Они всегда подчёркивали, что получали большой эстетический заряд от работавшего рядом Голикова. Для его работ характерна смесь реальности со сказочной фантазией: на былинной красной тройке по заснеженному пейзажу у него может ехать не сказочный персонаж, а красноармеец в будёновке.

Произведения Палехских мастеров признаны не только в России, но и за рубежом. Ни в одном уголке нашей планеты нет аналогов Искусству Палеха.



Источник

искусство, СССР

Previous post Next post
Up