Наблюдения военного министра перед русско-японской войной. Часть 4

Feb 08, 2016 17:22




В завершение своей миссии в Японии летом 1903 года военный министр А.Н. Куропаткин делится впечатлениями от увиденных им успехах и достижениях далёкой незнакомой страны, готовой в любой момент начать войну с Россией. Войну, которая России абсолютно не нужна.

10 июня, деревня Шивая

Вчера осмотрел подробно кораблестроительный частный завод .... Большое дело. Даёт 12% дивиденда. Разрастается. 4000 рабочих. Все японцы. Прекрасно оборудован один док. Есть свой канал. Будут строить другой для судов большого измерения. С прошлого года получили правительственный заказ на два миноносца. Видел их в работе. Доканчивается постройка большого коммерческого парохода. В доке тоже чинится большой японский пароход. Чинятся ещё несколько (меньшего размера) судов. Работа кипит. Нет брани, криков. Рабочие весьма внимательно относятся к своему делу. В кузнечном отделе видел очень красивого и сильного молодого японца-кузнеца. Вообще же кузнецы жидковаты. Много делается вручную, что уже давно у нас работается машинами. Директор завода, очень сведущий японец, сам признавал, что некоторые машины требуют замены их новыми, причём число рабочих могло бы быть значительно уменьшено. Рабочими очень доволен. Два раза в год устраивает им праздники, на которых раздает призы за лучшую работу.

Железо получается главным образом из Англии и частью из Германии. ... Предложил ему ознакомиться с железоделательною промышленностью у нас и высказал мнение, что мы через один из портов на Чёрном море, при помощи судов добровольного флота, могли бы продавать наше железо из Донского бассейна. На это директор сказал мне, что он посетил Англию, Германию, Россию, чтобы лучше изучить порученное ему дело. Всюду, кроме России, встретил внимание и доверие. В России можно сказать, что его не пустили ни на один кораблестроительный или машиноделательный завод. Сказал это с горечью. Своё железо в Японии есть, но не умеют еще придать ему высокие качества. ...
13 июня, На пути в Нагасаки

Вчера ... наблюдал погрузку японских войск на пароход ... Около полуроты стояло на большой шаланде, приставшей к борту парохода, и по одному по трапу люди переходили на пароход. В большом порядке. По всем и ранее полученным известиям часть эта поставлена в Японии прекрасно. Удивительно неподвижно стояли солдаты в шаланде. Совершенно как манекены.



Высадка японских войск с транспортных судов в Чемульпо

Шли вчера весь день японским средиземным морем ... где только возможно, разделаны террасами пашни. Масса селений и городков приютилось у берегов. Много заводов. Но главная прелесть средиземного японского моря - это жизнь на самом море. Ничего подобного я ранее не видел. Масса лодок с рыбаками снуют днем и ночью. Суда парусные и пароходы встречаются ежеминутно. ... В узкостях входы и выходы из средиземного моря защищены. Видел одну батарею с правой стороны, недавно выстроенную и хорошо применённую на острове к местности, на 10-12 орудий.

15 июня, В Нагасаки

Нагасаки очень понравился мне....Порт ныне при огромных судах становится относительно невелик, но представляет площадь свыше двух вёрст длины и версты ширины и в значительной части наполнен судами всех наций. Огромные океанские пароходы грузились углём (женщины, установившись на трапах, передавали из рук в руки корзины, наполненные углём), две японских миноноски, наши два парохода Восточного Общества; масса других более мелких, и всё это облеплено маленькими местными фуме. По берегам и внутри стоят сотни больших фуме. Картина поразительная....



Нагасаки, порт, 1904 год

Осмотрел вчера большой частный, принадлежащий одному лицу кораблестроительный завод «Мицубиси». Огромное дело. 5000 рабочих. Оборот в год свыше 5 мил. руб. Строят ежегодно до 20 000 тонн. Мы видели в постройке пароход (купец) в 420 футов длины, 5600 тонн водоизмещения. Будет стоить 1 600 000 руб. Уголь свой, но железо английское. ... Просил изучить дело: нельзя ли нам ставить русское железо. Казённых заказов не было. Будут ли миноносцы. Два дока уже есть. Много служили для русских судов. Теперь строят огромный - третий. Прежде тут было два завода: казённый и частный, но казна уже давно продала свою часть ещё отцу Мицубиси. Ныне расширение завода требует 1 600 000 руб., которые и даются одним лицом. Работают современные машины. Кузнецы слабы по сложению. Повторяю: порядок нашёл редкий.



Верфь "Мицубиси"

При заводе больница, школа. Рабочие получают: чернорабочие по 60 коп. в день. Вычитают 5 коп. и прибавляют 5 коп. Эти 10 коп. ежедневно откладываются и служат пособием во время увечия, в случае болезни. Школа техническая хорошо поставлена. 5 классов. Поступают по конкурсу из окончивших народные школы. Обошёл подробно. Всё преподавание идет по учебникам, изданным на английском языке. В Японии учатся по английским книгам, читают газеты, издаваемые англичанами, и привыкают смотреть на многое английскими глазами. Недоверие и даже неприязнь к русским и России в значительной степени прививается японцам англичанами.
По религиозному вопросу

Очень поражает в Японии большая веротерпимость. В Токио наш отец Николай один из самых популярных людей. Но масса так называемого интеллигентного общества с новыми реформами стала жить в безверии. В школах военных никакого религиозного образования и воспитания не дают. При школах храмов не имеется. Будущие офицеры всевышнему, равно взирающему на все народы и на все религии, не молятся ни в горе, ни в радостях. То же и в армии. Это большая слабость японской армии. Без религии, без веры в промысел выдержать тяжкие испытания войны, выдержать тяжкие потери и лишения могут отдельные лица, но массы не могут. В школах вместо религии преподаётся высшая мораль: любовь к родине, императору, уважение к семье.



16 июня, Крейсер "Аскольд"

Проходим мимо берегов, вернее, островов Корейского архипелага. Сейчас выйдем в Жёлтое море. Пересматриваю все материалы по Японии и подвожу итоги. ... Из сборника сведений об японских вооруженных силах, издание Главного Штаба, 1903 г., снова обратил внимание на огромные морские средства, коими располагает ныне Япония. Военный флот показан в 142 судна, с 271 000 тонн. Из них броненосцев 1-го класса - 6, от 12 000 до 15 000 тонн каждый. Четыре из них, сколько мне говорили, совершенно одного типа и составляют главное ядро японского флота.



На полубе японского броненосца "Асахи"

Для внешних действий принимается, что Япония может располагать 30 судами в 230 000 тонн.
Все броненосцы, и все крейсера, и канонерские лодки первого класса. ... суда первой категории имеют 356 скорострельных орудий крупного калибра. Минные суда до 31 узла хода. Ход броненосцев от 16 до 23 узлов.

Транспортные средства весьма значительны. Судов парового флота к 1 января 1902 г. считалось 753, водоизмещением 498 000 тонн. Ход невелик - до 13-15 узлов. Матросы отличные. Правительство платит субсидию одному обществу (Ниппон-Юзен-Кайта) ... и другому (Иока-Шозен-Кайта) ... Первое общество имеет 88 пароходов .... Все не менее 1000 тонн (кроме 10). Второе общество имеет 70 судов, ... Кроме того, существует до 100 небольших компаний. В военное время указанные выше общества предоставляют военному ведомству за известную плату свои суда, запасы угля, мастерские. Военное ведомство, таким образом, может иметь в своём распоряжении 166 транспортных судов в 327 000 тонн. В семь дней можно будет сосредоточить половину этих судов в 160 000 тонн... эти суда могут поднять одновременно две дивизии с орудиями, повозками и двухнедельным запасом. На 14-й день правительство может получить остальные суда ещё на две дивизии. Затем во вторую очередь явится возможность перевозить одновременно 4 дивизии. ...

Заключение

Для меня несомненным представляется нижеследующее из всего того, что я видел, слышал, читал и обдумывал по русско-японским делам:
1) Наши интересы на Дальнем Востоке наиболее важны в Приамурском крае, затем в Манчжурии и уже потом в Корее. В последней наши экономические интересы пока почти отсутствуют.
2) Занятие нами всей Кореи не будет по силам России и кроме тяжких жертв и возвращения обратно Кореи (при содействии иностранных держав) ничего России не принесёт.
...
7) Из-за Кореи японцы, вне всякого сомнения, объявят нам войну. Англия и Германия будут в барышах от этой войны. Это будет общее ликование всех врагов России.
...

9) Нельзя играть в руки врагам нашим. Дела на западе и дела внутренние обязывают нас к крайней осторожности в наших решениях на Дальнем Востоке.
10) Основанием своих действий на Дальнем Востоке в эти годы надо положить поддержание мира с Япониею. Это важнее всяких корейских интересов....

Источник


Из процитированного важно отметить проявленную Куропаткиным тревогу по поводу значительно усилившегося японского военного флота. Особенно эта тревога усилилась при знакомстве с крупными судостроительными предприятиями. Торговый флот тоже получил уважительную оценку военного министра. Ведь именно этими торговыми судами, под защитой своего мощного флота, японцы вскоре будут перевозить по Жёлтому морю свои многочисленные дивизии, которыми будут громить русские армии.

На японских заводах Куропаткин отметил высокую дисциплину, организацию производства и хорошо налаженное обучение технических специалистов. В обучении использовались последние достижения европейской технической мысли, английские учебники, прививались английские передовые технические методы работы.

Весьма показателен взгляд Куропаткина на отсутствии религиозного воспитания в японских военных учебных заведениях. В этом он видел слабость японской армии. И хотя сам генерал отмечал культивируемые у японцев любовь к родине, императору, уважение к семье, эти качества не представлялись ему столь же сильной мотивацией, как религия. Жизнь совсем скоро жестоко показала ему, насколько он был неправ в своей оценке высших моральных качеств японцев.

Совершенно правильно сделанный вывод военного министра о необходимости поддержания мира на Дальнем Востоке, пусть даже ценой уступок в корейском вопросе, к сожалению не был услышан высшим политическим руководством Российской империи. Война с Японией стала неизбежным событием.

русско-японская война, война, Российская империя, история, память, политика, Япония

Previous post Next post
Up