На недавнем аукционе The New York Sale был продан интересный лот - золотая медаль на свадьбу Николая II и Александры Фёдоровны.
На свадьбу Николая II и Александры Фёдоровны, 1894. Медаль. Золото, 70,5 мм, 281,20 г. Автор А. Васютинский. Их соединённые бюсты влево, Николай II в форме, Александра в многорядном ожерелье, дата свадьбы. Сцена церемонии бракосочетания в Большой церкви Зимнего дворца. Чрезвычайно редкая.
Цесаревич Николай впервые встретил принцессу Аликс Гессен-Дармштадтскую, одну из любимых внучек королевы Виктории, в Санкт-Петербурге на свадьбе её сестры принцессы Елизаветы с его дядей великим князем Сергеем Александровичем в июне 1884 года. Он выразил интерес к ней своим родителям, но император и императрица были против этого брака. В течение следующего десятилетия Николай не сдавался. Когда здоровье царя Александра Третьего начало ухудшаться, он получил родительское разрешение сделать предложение гессенской принцессе во время посещения свадьбы Эрнста Людвига, великого герцога Гессенского, с их общей кузиной Викторией Мелитой Саксен-Кобург-Готской 19 апреля 1894 года. Вскоре после прибытия в Кобург Николай сделал предложение. Аликс, набожная лютеранка, отклонила его предложение, поскольку ей пришлось бы принять русское православие, чтобы выйти замуж за наследника престола. Однако её кузен кайзер Вильгельм II заступился за Николая, как и её сестра Елизавета. Когда Николай сделал предложение во второй раз, она согласилась.
1 ноября 1894 года Александр III умер в Ливадийском дворце в Крыму, оставив 26-летнего Николая царём. На следующий день Аликс, прибывшая в Ливадию несколькими днями ранее, чтобы получить благословение умирающего царя, была принята в русскую православную веру как великая княгиня Александра Фёдоровна (она хотела имя Екатерина, но выбрала Александру, чтобы угодить Николаю). Пара планировала пышную свадьбу на весну 1895 года, но смерть Александра положила этому конец. Не желая ждать окончания официального траура, чтобы жениться, Николай решил провести свадьбу в день рождения своей матери, чтобы придворный траур был несколько смягчён. Он также хотел сохранить это в тайне, но его дяди убедили его пригласить дипломатический корпус.
Утром 26 ноября Николай отбыл из Аничкова дворца со своим 16-летним братом великим князем Михаилом в открытом ландо в Зимний дворец. Тем временем его мать, Мария Фёдоровна, привезла Александру из Сергеевского дворца в закрытой карете в Зимний дворец.
Надев кружевную фату Honiton, разработанную её дедом по материнской линии принцем Альбертом, которая была надета на свадьбе её матери, её свадебное платье, императорскую мантию, императорскую брачную корону Романовых, ожерелье в 475 карат, звезду и ленту ордена Святого Андрея Первозванного, Александра сопровождала свою свекровь, когда она возглавила процессию в Большую церковь. Одетый в свою гусарскую форму, Николай следовал за ней; затем великие князья и княгини Романовы и их иностранные королевские родственники, включая короля Дании Кристиана IX, короля Греции Георга и королеву Ольгу.
Когда пару объявили мужем и женой, по всему Санкт-Петербургу зазвонили церковные колокола, а из Петропавловской крепости выстрелили. Поскольку двор был в трауре, не было ни приёма, ни медового месяца. Молодожёны отправились жить к матери и брату Николая в Аничков дворец, а затем переехали в Александровский дворец в Царском Селе.
Медаль была
продана за 74500 долларов.