Сорок дней назад я перебрался в Европу. Де-юре мой новый дом - Австрия. Де-факто - Турция.
Я живу в десятом районе Вены. Вена Фаворитен. В двадцати трамвайных минутах (или в пешеходном часе) от центра города Вены. Кстати, в центре города Вены все понимают по-русски, а вот у нас на районе по-русски не понимает никто. Тут нужен несколько другой язык. Турецкий! Район, в общем, у меня эмигрантский. Рабочий такой, добротный райончик.
Со своим ничем не скрываемым еврейством, я как-то поначалу даже опасался жителей этого района. Раздражался при виде на каждом шагу коллшопов (это такие переговорные пункты, где люди за недорого могут позвонить домой). Был, мягко говоря, недоволен отсутствием рядом с домом хороших продуктовых магазинов, которые работают допоздна. Бесился от наличия собачьих (надеюсь) испражнений на плитке. Злился, ввиду того, что ко мне не ходит метро. Но, в итоге, как-то свыкся. Как-то даже полюбил это далеко не лучшее в Вене место. Поверил в то, что это мой дом. И, знаете что, воздалось!
Начну с маленькой справки - в наших успешно загнивающих капиталистических европах (в социалистической Чехословакии дела обстоят иначе) магазины работают только до 7 вечера по будням, до 6 вечера по суббота, а в воскресенье - вообще не работают. Так что, если в субботу до шести вечера не купить продукты, то воскресенье будет разгрузочным, а на разгрузочное воскресенье перед понедельничным экзаменом я совсем не рассчитывал.
И ещё немного справочной информации. В соседнем с нами доме довольно успешно существует прекрасный турецкий магазин "Etsan" (это ближайший к нашему дому продуктовый). В нём мало того, что продаются, в основном, турецкие товары, так ещё и ценники дублируются на турецком для непонимающих язык зверствующих фашистов (благо, таких у меня на районе чрезвычайно много).
Итак, к делу. После закончившейся за полночь пятницы тринадцатого, я проснулся разобранным конструктором LEGO с некоторыми потерянными деталями. Учёба, английский футбол и немного еды несколько привели меня в чувство и заставили отправиться в большой торговый центр на Вестбанхоф - кое-чего посмотреть и затарится продуктами. В 16-45, поедая бутерброд с селёдкой из Nordsee (одно из неучтённых Кантом доказательство существования Бога) в компании жены моего друга, я понял, что пора покупать продукты. Основные нетяжёлые продукты были успешно мною куплены в "Merkur'е" там на Вестбанхофе, и замечательный шестой трамвайчик довёз меня до дома в ... упс ... 17-47.
Далее события развивались по примерно следующему сценарию: в 17-55 я с пакетами из "Merkur'а" врываюсь в "Etsan" с целью купить фрукты и хлеб. В "Etsan'е" (а это маленький магазинчик самообслуживания с одной кассой) таких же взмыленных и спохватившихся в последний момент "европейцев" человек 35-40. Набираю фрукты. В магазин уже никого не пускают. Подхожу к взвешивающему фрукты турку, говорю ему "ас-саляму алейкум" получаю в ответ недежурную улыбку и справедливое "у-алейкум ас-салям". Покупаю две лепёшки. Иду в кассу. 18-09 (специально взглянул на часы) подходит моя очередь. И тут случается следующий конфуз - местный аппарат отказывается считывать обе мои карточки, а налички у меня 50 евроцентов (живущие в кошельке для тележек в продуктовых). Я стою на кассе с видом обречённого еврея в центре Багдада. И тут происходит некое подобие чуда - ко мне подходит дяденька в красной жилетке этой сети магазинов, одетый намного лучше других сотрудников магазина - скромных мужчин и женщин ( женщин в хиджабах, к слову), и говорит на немецком, мол брудер, ты можешь оставить тут сумки и сбегать в ближайший банкомат, снять денежку. В этот момент происходит ещё одно не меньшее чудо - я достаю откуда-то из глубины своего духовного благоденствия слова "шукран" и "хабиби". При помощи этих двух слов я выхожу из магазина без продуктов (в том числе купленных в "Merkur'e"), и тут ко мне приходит определённое чувство дискомфорта...
Дискомфорт заключается в том, что за 40 дней я так и не узнал, где у меня ближайший к дому банкомат. Как-то не доводилось, знаете! Я снимал-то наличность только однажды, и то в чехословацком банкомате и чехословацкие же деньги. А тут и с карточкой было нормально. Первая мысль, пришедшая в голову - следующая остановка и отделение почты в магазине. Но магазин-то закрывается в шесть! Решение - бежать. Ни один Оскар Писториус, ни одна Кэти Фримен ни один гепард, как мне кажется, так быстро ещё 400 метров не пробегал. Через секунд 35 я оказываюсь около магазина, который (О, ДА) открыт только для выходящих! Дожидаюсь покупателя, захожу, снимаю сто евро, бегу назад.
Подбегаю к "Etsan'у", там только работники. Все покупатели уже ушли. Стучусь в дверь. Смотрю на часы - 18-16 (нет, гепард, даже если ты так умеешь, то ты всё-равно не запомнишь пин-код от карточки). Расплачиваюсь наличными, и тут ко мне подходит этот дядя и приносит целый пакет вкуснейших лепёшек и симитов. Это было так приятно и неожиданно, что я даже не нашёл арабских слов. Просто взял все свои пакеты и пошёл домой.
Давно я так не удивлялся. Хотя после того, как абсолютно незнакомый человек с чехлом на айфоне в виде флага Ичкерии называет меня "братан", удивляться чему бы то ни было надо перестать. В общем, этот мир не безнадёжен. Особенно, если говорить незнакомым людям: "ас-саляму алейкем". Любите друг друга, и вот вам немного хлеба!