Раненный в Будапеште

Feb 13, 2020 23:31

Поскольку 13 февраля сего 2020 года исполнилось ровно 75 лет со дня освобождения советскими войсками Будапешта, думаю, стоит уделить хотя бы немного внимания героям этого сражения. И сегодня речь у нас пойдёт о генерале Иване Михайловиче Афонине.



Герой Советского Союза Иван Михайлович Афонин

Иван Михайлович Афонин (1904 - 1979) - Герой Советского Союза, советский военачальник, гвардии генерал-майор.
Родился будущий полководец 20 апреля 1904 года в деревне Крешнёво Весьегонского уезда Тверской губернии, в русской крестьянской семье. В революции и Гражданской войне по малолетству не участвовал. Однако уже в 1920-е годы молодой крестьянин выдвинулся, стал председателем Барановского сельсовета и членом Весьегонского волостного исполкома. Так что в армию ему пришлось идти уже с руководящей работы. Призвали его в 22-хлетнем возрасте, в 1926 году.
Стоит ли удивляться, что перспективного молодого человека с безукоризненно "трудовым" происхождением и в армии стали продвигать? Уже воктябре 1927 года Ивана Михайловича направили на учёбу, и в 1929 году он успешно окончил Борисоглебскую кавалерийскую школу. Далее были курсы переподготовки начсостава в объединённой военной школе имени ВЦИК (1932 года), военная академия имени Фрунзе (1936 год), командные должности (преимущественно в кавалерии). После окончания академии Афонина назначают начальником оперативного отдела Особого корпуса советских войск в Монголии. В этом качестве Иван Михайлович принял участие в Битве при Халхин-Голе. И тогда же был отмечен советским командующим Г.К. Жуковым. В февраля - марте 1941 года Афонин состоял при нём старшим адъютантом, после чего получил под своё командование 469-й стрелковый полк в Одесском военном округе.

В этом качестве И.М. Афонин и встретил Великую Отечественную войну. Уже 22 июня 1941 года он вместе со своим полком дал свой первый бой гитлеровским захватчикам южнее н/п Лоево на Пруте. Несколько дней продолжалось неравное сражение, в ходе которого Афонин так и не позволил неприятельским войскам пересечь советскую границу на его участке. И лишь по приказу Иван Михайлович отвёл свой полк на новые позиции - к Днестру. В районе Дубоссар и под станцией Затишье Одесской железной дороги он имел новые столкновения с фашистскими войсками. Несколько раз стрелковый полк Афонина попадал в окружение, но неизменно прорывался благодаря мастерству и решительности своего командира.



Пехота Красной Армии держит оборону. Лето 1941 года

9 сентября 1941 года Афонин принял командование над 333-й стрелковой дивизией. Дивизия дислоцировалась на Северном Кавказе, и с лета 1942 года активно участвовала в боях на юге России. Во главе этой дивизии Афонин принял участие в Барвенково-Лозовской наступательной операции РККА. Видимо, действия его в качестве комдива были сочтены успешными, так как в апреле 1942 года Афонина назначают начальником штаба 5-го кавалерийского корпуса, в составе которого он участвует в обороне Донбасса.

Донбасс тогда, роковым летом 1942 года удержать не удалось. А 22 июня 1942 года, в первую годовщину со дня начала войны Афонин был тяжело ранен. Осколок артиллерийского снаряда, пробив лопатку, вошёл ему в правое лёгкое. Лишь героические усилия санитаров и шофёра позволили эвакуировать начальника штаба в тыл. Как видим, Афонин за спинами своих бойцов не отсиживался, несмотря на штабную должность, выезжал на передовую регулярно и рисковал наравне с солдатами. Врачам буквально чудом удалось спасти его жизнь. Осколок из лёгкого удалось вытащить, три других осколка, не представлявших опасности для жизни, трогать не стали. Уже через месяц Афонин, почувствовав себя лучше, стал проситься на фронт. И несмотря на уговоры врачей - остаться, долечиться - уехал. В августе 1942 года Афонин снова становится комдивом - на этот раз под его руководством оказывается 300-я стрелковая дивизия. Дивизия эта формировалась на Урале и прибыла на фронт в октябре 1942 года - под Сталинград, где в это время разворачивалась главная битва Второй Мировой войны.

Дивизия Афонина держала оборону в районе Камышина и прорыва гитлеровцев за Волгу не допустила. После завершения окружения группировки Паулюса 300-я стрелковая дивизия переправилась через Волгу, выдвинулась к реке Мышкова и приняла участие в Котельниковской оборонительной операции, в ходе которой советские войска не позволили немецкой группе армий "Дон" прорвать кольцо окружения и деблокировать Паулюса. 19 декабря 1942 года на позиции дивизии двинулись немецкие танки. Афонин лично руководил отражением атаки. 39 немецких танков сожгла дивизия только за один день 19 декабря. И ещё 19 - на следующий день, после чего немецкое командование сочло дальнейшие атаки на позиции афонинцев бесперспективными. 21 декабря 1942 года Афонин со своей дивизией при поддержке танкового корпуса П.А. Ротмистрова сама перешла в наступление.

За бои под Сталинградом 300-я стрелковая дивизия получила звание гвардейской и стала именоваться 87-й гвардейской стрелковой дивизией. А её командир был произведён в генералы. Наградой за успешные действия в Котельниковской операции Афонину стал также Орден Суворова 2-й степени.

В феврале - апреле 1943 года Афонин состоял для поручений при маршале Г.К. Жукове: тот не забывал старого товарища по Халхин-Голу. По поручениям маршала Иван Михайлович несколько раз выезжал под Демянск и в район Белгорода. В апреле генерала Афонина назначают командиром 18-го стрелкового корпуса в составе Центрального фронта. Афонин принял участие в Курской битве, в форсировании Днепра, в освобождении Киева, затем в Киевской оборонительной операции и в наступлении на Правобережной Украине. За успешное форсирование Днепра и расширение плацдарма на его правом берегу Афонин получил свой второй Орден Суворова. Он становился признанным полководцем. Житомирско-Бердичевская, Проскурово-Черновицкая, Ровно-Луцкая, Львовско-Сандомирская, Восточно-Карпатская и Карпатско-Ужгородская операции отмечали его боевой путь. Но наивысшей точкой его полководческой карьеры стал Будапешт.

Будапешт был надёжно окружён войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов. После чего советские бойцы начали штурм города. Завязались ожесточённые уличные бои. 11 января 1945 года приказом командующего 2-го Украинского фронта Р.Я. Малиновского была образована Будапештская группа войск, которой поручалось завершить штурм города. Командующим этой группой назначили генерала Афонина. К 18 января войска Афонина успешно завершили освобождение восточной части города - Пешта. Более 55 тысяч солдат противника попало в плен. В ходе этих боёв Афонина тяжело контузило, санитары предлагали генералу эвакуироваться в госпиталь. Однако Афонин категорически заявил: "Если в бою уцелею, то быстрее поправлюсь". И продолжал руководить сражением.



Генерал И.М. Афонин в штабе своего 18-го стрелкового корпуса.

Однако завершить освобождение Будапешта Афонину не довелось. 24 января 1945 года он был ранен настолько тяжело, что врачи не верили в возможность спасти его жизнь. В критическом состоянии генерала отправили в госпиталь. Командование принял генерал Манагаров. Три месяца медики боролись за жизнь генерала Афонина. Крепкий крестьянский организм победил. В конце марта 1945 года Афонин вернулся в родной 18-й стрелковый корпус, во главе которого участвовал в освобождении Чехословакии. Начав наступление из-под Вены, корпус перешёл Дунай, преодолел Малые Карпаты, форсировал реку Мораву и смял прикрытие врага, после чего занял положение в центре боевого построения 53-й армии. Корпусу ставилась задача - освободить город Брно, что отрезало гитлеровским войскам путь отхода через Карпаты и облегчало 1-му Украинскому фронту Конева освобождение Праги. На взятие Брно Ставка отвела Афонину только три дня. И этот срок был выдержан. 26 апреля 1945 года Малиновский доложил в Ставку, что Брно освобождено от захватчиков. Уже через два дня, 28 апреля, генералу Афонину за успешное руководство войсками в Брновской операции было присвоено почётное звание Героя Советского Союза.

Не задерживаясь в Брно, выставив там для прикрытия один полк, Афонин двинулся дальше - в сторону Праги. Там бои с гитлеровскими захватчиками затянулись до 12 мая 1945 года. В Москве уже ликовали по случаю Победы - а в Чехословакии советские бойцы ещё продолжали гибнуть, подавляя последние очаги сопротивления нацистских преступников, не желавших складывать оружие.

Генерал Афонин принял участие в знаменитом Параде Победы в июне 1945 года в Москве, командуя сводным полком 2-го Украинского фронта. Командиров сводных полков назначали сами командующие фронтами. Выбирали лучших из лучших. И если такая честь выпала Афонину, не бывшему даже командармом, то все сплетни некоторых современных "исследователей", обвинявших Афонина в незнании элементарных правил военной науки, следует отбросить как заведомо клеветнические.



Парад Победы в июне 1945 года

В июле 1945 года корпус генерала Афонина, именовавшийся уже к этому времени Станиславско-Будапештским гвардейским, был переброшен на Дальний Восток, где принял участие в разгроме японской Квантунской армии в составе Забайкальского фронта. Снова, как и под Будапештом, командиром Афонина был Родион Яковлевич Малиновский.

После окончания Второй Мировой войны генерал Афонин оставался в рядах вооружённых сил до 1968 года. Занимал высокие командные должности, преподавал в военной академии Генерального Штаба. После выхода в отставку Иван Михайлович жил и работал в Москве, где и скончался 16 января 1979 года.

__________________________________
См. материал о генерале Афонине на сайте "Герои страны".

Неизвестных героев не бывает, Курская битва, История Отечества, Донбасс, Битва за Днепр, Великая Отечественная война, Сталинград, И на Тихом океане...

Previous post Next post
Up