3 февраля 1945 года официально считается датой окончания Висло-Одерской наступательной операции. К этому времени большинство частей 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов форсировали Одер, захватив ряд плацдармов на западном берегу реки, после чего были вынуждены временно перейти к обороне, закрепившись на новых рубежах. Лишь в районе Познани продолжались наступательные бои: там войска 1-го Белорусского фронта блокировали немецкую группировку и в упорных боях пытались освободить этот важный культурный и политический центр Польши. Бои за Познань завершились к 23 февраля 1945 года, о чём я планирую
написать отдельно. Пока же - самое время подвести итоги Висло-Одерской операции.
Первое и, пожалуй, самое главное: советские войска форсировали Одер и перешли довоенную польско-германскую границу. Боевые действия были перенесены на территорию самой Германии. Гитлеровцам не удалось превратить свой "тысячелетний рейх" в неприступную крепость с передовыми укреплениями на территории Польши, Чехословакии, Австрии и Венгрии, как они планировали. 1-й Белорусский фронт Жукова выкатился, образно говоря, на прямую наводку по Берлину, форсировав Одер в районе Кюстрина (ныне польский город Костшин). До Берлина оставалось всего 60 - 70 километров. Появление советских войск в столь опасной близости от собственной столицы стало полным сюрпризом для нацистов.
К сожалению, развивать наступление дальше, ворваться в Берлин (а город был хорошо укреплён) на плечах бегущего неприятеля Жуков не имел возможности. На Берлинском направлении у него
были четыре общевойсковые и две танковые армии. Все эти войсковые объединения он уже задействовал в предыдущих боях, они понесли серьёзные потери. Войска требовалось пополнить, а ветеранам боёв за Польшу - дать отдых. Тылы отстали - их необходимо было подтянуть. Жуков хорошо помнил, как растянутость коммуникаций и отставшие тылы не позволили его другу К. Рокоссовскому осенью 1944 года овладеть Варшавой. И попасться в ту же ловушку накануне несомненной победы он не желал. Тем более, что его войска вырвались сильно вперёд, приходилось опасаться флангового удара со стороны Восточной Пруссии, где наступление советских войск развивалось значительно медленнее.
Советские войска устанавливают на Одере пограничный столб.
Здесь теперь пройдёт граница между Польшей и Германией.
Второй итог, неразрывно связанный с предыдущим - то, что гитлеровцы оказались вынуждены спешно перебрасывать войска с Западного фронта. Советское наступление полностью разрушило систему обороны немецких войск по Висле и Варте, все шесть оборонительных рубежей, которые гитлеровцы создали в Польше, оказались прорваны. Приходилось укреплять рубежи в самой Германии, чтобы остановить опасное наступление Жукова. 13 дивизий, включая 8 танковых, фашисты забрали с Западного фронта, чтобы перебросить их на Восточный, против рвущихся на Берлин жуковцев. В результате активные операции германского вермахта в Арденнах и Эльзасе были свёрнуты, а давление гитлеровских войск на англо-американских союзников существенно ослабло. Успехи Жукова и Конева в Польше ускорили освобождение Франции на западе.
Третье. Немцы понесли чувствительное поражение. Они потеряли не только сильные укреплённые позиции, взятые Красной Армией менее, чем за месяц, но и 35 дивизий, разгромленных полностью. Ещё 25 дивизий, по
данным историка А.Самсонова, потеряли более половины личного состава. 150 тысяч солдат и офицеров вермахта оказалось в советском плену. Теперь угнетателей польского народа ждал нелицеприятный суд и суровая расправа.
Колонны немецких военнопленных под конвоем следуют по мосту через Одер в советский тыл.
Участок 1-го Украинского фронта.
Четвёртое. Советские войска освободили множество населённых пунктов в Польше, в частности, столицу этой страны
Варшаву, Лодзь и Краков. Силами 1-го Украинского фронта из лап немецких захватчиков был вырван крупный Силезский промышленный район, служивший важным фактором боеспособности вермахта. Немцы из последних сил стремились удержать Силезию за собой. Не желая разрушать промышленный потенциал Силезии, которая должна была отойти к дружественной Польше и начать снабжать наступающую Красную Армию, Иван Конев разработал план движения своих войск в обход Силезского промышленного района. Более того - он не позволил своим подчинённым окружить силезскую группировку врага, оставив ей коридор для отхода - и под угрозой окружения немцы оставили Силезию сами. Оставили неповреждённой. Силезские предприятия стали давать свою продукцию Красной Армии. Промышленному потенциалу нацистского рейха был нанесён серьёзный урон, в то время, как промышленный потенциал Антигитлеровской коалиции усиливался.
Пятое. Войсками Красной Армии были освобождены несколько гитлеровских концлагерей, включая самый страшный из них -
Аушвиц в польском городе Освенцим. Сотни тысяч людей, назначенных фашистскими варварами к уничтожению, подвергавшихся систематическим истязаниям и унижениям, получили свободу и медицинскую помощь. Освобождение узников Аушвица сохранило жизни множеству свидетелей, чьи показания в дальнейшем прозвучали на Нюрнбергском трибунале и навсегда стали грозным обвинительным документом против нацизма.
Освобождение Аушвица
Шестое. Успех наступления советских войск в Висло-Одерской операции заставил союзников согласиться с тем, что Берлин будут брать советские войска. Англо-американцам не удалось назначить себя главными победителями во Второй Мировой войне и ограничить влияние нашей страны в Европе. Чем это могло обернуться, мы видим сейчас: если бы Берлин взяли англо-американские войска, и западный блок объявил бы себя главным победителем, очень скоро СССР из разряда победителей перешёл бы в разряд "поджигателей войны", а там и вовсе - на положение "главного агрессора". Какова была бы цена такого политического расклада для ослабленной немецкой оккупацией и варварскими бомбардировками страны, лучше даже не думать.
И, наконец, седьмое. Польша вновь получила независимость. Конечно, 3 февраля 1945 года ещё не все польские земли были освобождены - за ту же Познань бои затянулись до 23 февраля. И отвоевать города на западе, которые по итогам Ялтинской конференции должны были отойти к полякам (Торунь, Колобжег, Гданьск, Костшин и ряд других), также ещё предстояло. Но большая часть польских земель, включая столицу, была очищена от гитлеровских захватчиков. Что позволило официально провозгласить восстановление независимого польского государства и признать его дипломатически, что и было сделано. Правда, именно этот итог Висло-Одерской операции оказался, как ни парадоксально, самым неоднозначным. И наиболее неоднозначно его восприятие как раз в Польше.
Берег Одера, февраль 1945 года.
Улыбающиеся польки провожают советских бойцов, отправляющихся дальше - на Германию.
Вероятно, желают им удачи. Для этих женщин в том феврале всё было однозначно....
Дело в том, что Советский Союз ещё в 1944 году в Люблине сформировал прокоммунистическое правительство Польши, которое и водворилось в Варшаве после освобождения города. Польша объявлялась социалистическим государством, власть в стране монополизировали прокоммунистические силы во главе с советским ставленником Болеславом Берутом.
СПРАВКА. Болеслав Берут (1892 - 1956) - польский политический деятель и подпольщик-антифашист. Из крещёных евреев. Родился под Люблином, участвовал в революционной борьбе против Российской Империи. В 1918 году примкнул к коммунистическому движению. В период Великой Отечественной войны занимался подпольной антифашистской работой в оккупированной Белоруссии, в 1943 году перенёс свою подпольную деятельность на территорию Польши. В послевоенные годы - президент Польской Народной республики, создал в Польше тоталитарный коммунистический режим, развернувший массовые репрессии. Период его правления в Польше отмечен еврейским засилием и притеснениями католической церкви.
Берут своей властью обеспечил дружественность Польши Советскому Союзу и признание Польским государством Линии Керзона как советско-польской государственной границы. Но тот же Берут в своей борьбе за власть развернул кампанию кровавого террора против партизан Армии Крайовой, долгие годы в подполье сражавшихся против гитлеровских оккупантов и спасавших жизни своих сограждан от нацистского террора. Более того: Берут сделал то, на что не решался более ни один коммунистический правитель Польши вплоть до падения режима ПНР: он развернул репрессии против духовенства, слепо копируя советские образцы. А поскольку советские войска в Польше остались стоять, обеспечивая безопасность дружественного государства на случай возможной агрессии с Запада, то правительство Берута очень быстро стало восприниматься поляками как оккупационная администрация, несмотря на то, что все необходимые атрибуты независимого государства у ПНР имелись. Это привело к всплеску антисоветского партизанского движения (борьба так называемых "проклятых солдат"), которое было использовано Берутом для новых репрессий. В частности, жертвами берутовского тоталитаризма пал выдающийся герой польского Антифашистского Сопротивления АКовец Витольд Пилецкий и его верная сподвижница Мария Шелонговская. А поскольку для поляков память о национальных героях всегда оставалась священной, трагедия послевоенной Польши до сих пор отравляет польско-российские отношения.
Болеслав Берут
Витольд Пилецкий
Тем не менее, Висло-Одерская операция стала важной победой Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Победой бесспорной, вдобавок, одержанной относительно малой кровью: Красная Армия потеряла 43251 чел. убитыми и пропавшими без вести, потери гитлеровцев (и это без учёта пленных!) превышали эту цифру более, чем в 10 раз. Эта победа могла бы стать куда более убедительной, прояви Сталин большую гибкость в отношении Польши. Но этого, увы, не случилось.