Седой солдат расскажет внукам
Про эту быль своих времён,
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши немцев гнали вон...
Александр Твардовский
12 января 1945 года, ровно 75 лет тому назад, началась Висло-Одерская операция, первая стратегическая наступательная операция советских войск в победном 1945-м и первое наступление, которое Г.К. Жуков предпринял в качестве командующего 1-м Белорусским фронтом. Итогом операции стало окончательное изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории Польши, после чего победоносные русские войска форсировали Одер, захватили плацдармы на его западном берегу и перенесли боевые действия непосредственно на территорию Германии. До Берлина Жукову и его бойцам осталось всего каких-то 60 километров. А до победного мая - чуть более трёх месяцев.
Карта Висло-Одерской наступательной операции
К началу 1945 года стало окончательно ясно, что Германия терпит поражение и что создать новую империю на Европейском континенте у неё не получится. Советские войска не только полностью изгнали гитлеровских захватчиков с территории СССР, но и начали освобождение территории зарубежной Европы: вышли к Висле и форсировали её в нескольких местах в Польше, вывели из войны Болгарию и Румынию. Западные союзники СССР успешно развивали своё наступление во Франции и Италии. Италию немцам пришлось оккупировать - сами итальянцы более сражаться на стороне Гитлера не собирались и подчиняться фашистскому диктатору Муссолини не желали. Финляндия также была успешно выведена из войны наступлением советских войск летом 1944 года, более того - объявила Германии войну. По сути, только Венгрия ещё оставалась членом фашистского блока в Европе, но советские войска уже вели бои на её территории.
В этих условиях у гитлеровского командования оставался только один путь избежать полного разгрома и последующей заслуженной кары за свои злодеяния: затягивать войну настолько долго, насколько получится, с тем, чтобы успеть завершить свои разработки в сфере ядерного оружия, а после этого - нанести своим противникам окончательный и сокрушительный удар. Эта надежда на чудо-оружие была так велика в нацистской верхушке, что она даже решила не сокращать фронт путём отвода своих войск с территории оккупированных государств. Напротив, гитлеровское командование ещё планировало наступательные операции.
Одна из таких операций развернулась ещё в декабре 1944 года в Арденнах, на Западном фронте (юго-запад Бельгии). Немцы довольно быстро прорвали фронт и начали теснить англо-американские войска. Существует мнение, что Черчилль, опасаясь разгрома союзников, бомбардировал Сталина паническими телеграммами, чем вынудил советское командование начать наступление преждевременно. Это пропагандистское преувеличение: в действительности уже к Новому Году англо-американцы полностью овладели ситуацией и остановили гитлеровское наступление. Тем не менее, бои на Западном фронте приняли ожесточённый характер, что и отмечалось в телеграммах Черчилля. Британский премьер спрашивал, что он может сообщить Эйзенхауэру о планах советского командования и настоятельно просил (но не умолял, и тем более - не "панически") начать наступление на Висле. Учитывая, что Британия в истекшем 1944-м году сделала всё, от неё зависящее, чтобы помешать советским войскам наступать на территории Польши, а теперь - сама просила о наступлении, Сталин счёл, что наступил благоприятный момент. И телеграфировал Черчиллю, что сроки начала наступления постарается сократить.
Бои в Арденнах
Наступление действительно началось не 20-го января, как планировалось, а 12-го. И несмотря на это, развивалось успешно. В историю Второй Мировой войны Висло-Одерская операция вошла как самое стремительное наступление. Впрочем,
бытует версия, что Жуков был готов к наступлению уже 8 января и именно 8-го планировал начать. Но помешала нелётная погода, и наступление пришлось отложить до 12-го. Если это правда, тогда стремительность наступления становится понятна. А Сталин своей телеграммой Черчиллю с ходу убивал двух зайцев: выставлял себя перед союзниками в максимально выгодном свете, и при этом нисколько не поступался стратегическими выгодами.
Посмотрим на расстановку сил. Оборону против 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов в Польше держала группа армий "А". В её состав входили 560 тыс. солдат и офицеров, 5 тыс. орудий и миномётов, 1220 танков и САУ и 630 боевых самолётов. Учитывая масштабы Второй Мировой войны, в которой друг с другом сражались миллионные армии, это не очень много. Но гитлеровская оборона опиралась на мощные укрепления. И если уж в Белоруссии немцы имели возможность укрепиться и встретить советские войска на хорошо подготовленных позициях, то в Польше - и подавно. Немцы выстроили семь оборонительных рубежей, из которых самыми мощными были первый - по линии Вислы и шестой - вдоль старой польско-германской границы. Однако, эта мощная оборона имела и свои слабые места. Во-первых, немцы в Польше почти не располагали резервами, оттянув значительные силы в Венгрию, где как раз в это время шли ожесточённые бои. А во-вторых, основную массу войск они сосредоточили на первом рубеже обороны. Означало это простую вещь: в случае прорыва этого рубежа дальше можно было развивать стремительное и неудержимое наступление в направлении ... прямёхонько на Берлин. Не удивительно, что Жуков такое важное значение придавал предстоящей операции.
Прорывать немецкую оборону предстояло, как я уже говорил, войскам двух советских фронтов - 1-го Белорусского (командующий - маршал Г.К. Жуков) и 1-го Украинского (командующий - маршал И.С. Конев). Силы двух фронтов насчитывали 2,2 млн. солдат и офицеров, 34,5 тыс. орудий и миномётов, 6,5 тыс. танков и САУ и 4,8 тыс. боевых самолётов. Превосходство - кратное. И стоит ещё учесть рвение русских солдат: измученные долгой войной, они стремились закончить её как можно скорее, осознавая, что в тылу у них остались бедствующие семьи и лежащая в руинах страна. Многие советские бойцы и командиры имели личный счёт к нацистам, потеряв родных и близких в оккупации, в концлагерях, во время бомбёжек и артобстрелов. Иные же насмотрелись на зверства оккупантов, освобождая Белоруссию и восточную Польшу в ходе операции "Багратион", вызволяя узников гитлеровских концлагерей. В общем, боевая мощь русских армий удачно дополнялась отличной мотивацией.
Командир 384-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка подполковник Илья Малютин (с картой)
ставит задачу подчиненным офицерам - командирам батарей. 1-й Украинский фронт.
Не будем забывать и о том, что в рядах 1-го Белорусского фронта числилась 1-я Польская армия, сформированная из польских добровольцев на территории СССР. Возглавлял эту армию бывший вождь польских партизан-антифашистов Михал Роля-Жимерский.
Планы советского командования на Висло-Одерскую операцию предусматривали нанесение главного удара с Магнушевского плацдарма в направлении на Познань. Задача прорыва гитлеровской обороны ставилась 5-й ударной, 61-й и 8-й гвардейской армиям. 61-й армии предстояло наступать в обход Варшавы на Сохачев, 5-я ударная после прорыва вражеской обороны должна была двигаться на Озоркув и далее на Гнезно, наконец, 8-й гвардейской армии ставилась задача прорываться на Лодзь и далее на Познань. Одновременно на правом фланге этой группировки должны были действовать польские войска генерала Поплавского, основной задачей которых было занятие Варшавы. После прорыва обороны предполагалось ввести в действие танковые армии. 2-я гвардейская танковая армия должна была войти в прорыв на участке 5-й ударной армии, отрезать пути отхода варшавской группировке противника, после чего развивать наступление на Кутно и Гнезно. 1-й гвардейской танковой армии предстояло войти в прорыв на участке 8-й гвардейской армии, после чего двигаться на Лодзь и Познань, углубляя и расширяя прорыв. С воздуха наступление поддерживала 16-я воздушная армия генерала Руденко.
Вспомогательный удар наносился с Пулавского плацдарма. Здесь действовали 69-я и 33-я общевойсковые армии, усиленные танковыми корпусами. Общее направление им задавалось на Радом и далее на Лодзь. А левый фланг 33-й армии нацеливался на Скаржиско-Каменну с целью окружения кельце-радомской группировки противника.
На сутки позже остальных сил 1-го Белорусского фронта должна была перейти в наступление 47-я армия, наносившая удар северо-западнее Варшавы. Эта армия также была усилена польскими войсками - 2-й дивизией Войска Польского.
Командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Г.К. Жуков
1-й Украинский фронт Конева наносил удар с Сандомирского плацдарма. Его действия затрудняла необходимость сохранить неразрушенным промышленный потенциал Силезского района. Историк Александр Самсонов
пишет: "Силезский промышленный район, с его огромной концентрацией предприятий, шахт, промышленной инфраструктуры, представлял серьёзное препятствие для маневренного и быстрого наступления". Поэтому Иван Степанович принял решение обходить этот район с севера и юга. Благо, Сандомирский плацдарм был достаточно велик, чтобы сосредоточить на нём сколь угодно крупные силы.
1-му Украинскому фронту ставилась задача, прорвав оборону, развивать наступление на Радомско, Ченстохову и далее на Бреслау. Для достижения этой цели Конев спланировал нанести с Сандомирского плацдарма мощный удар силами 5-й и 3-й гвардейских, 52-й, 13-й и 6-й общевойсковых армий, после чего ввести в прорыв свой главный "козырь" - 3-ю и 4-ю гвардейские танковые армии. Танкисты 4-й гвардейской танковой армии должны были содействовать войскам 1-го Белорусского фронта в окружении и уничтожении Кельце-Радомской группировки врага.
Командующий 1-м Украинским фронтом маршал И.С. Конев
В результате реализации этого масштабного плана советского командования гитлеровская группа армий "А" рассекалась на несколько изолированных друг от друга группировок и уничтожалась по частям. Наступление советских войск в Висло-Одерской операции должны были поддерживать соседние фронты активными наступательными действиями в Венгрии и Восточной Пруссии.
Как мы знаем, Жукову и Коневу удалось этот замысел полностью реализовать. Но об этом у нас разговор ещё впереди.