Рождество - праздник веры

Jan 07, 2020 23:55

Всех, кто меня знает, всех, кто меня помнит, всех, кто сие читает - со светлым праздником Рождества Христова! Вот и снова настал этот день, когда в православных храмах по всей России запели: "Христос рождается - славите! Христос с Небес - срящите! Христос на земли - возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися". День начала нашего спасения - в этом году юбилейный, ибо Рождество Христово случилось 2020 лет тому назад.




О Рождестве традиционно говорят, что это - детский праздник. И это, без сомнения, справедливо. Христос, воплотившись в немощного Младенца, почтил детей, став Одним из них, соответственно, то же самое должны сделать и мы, христиане, в знак уважения к Царю Царей. Это правда. Но лишь часть правды.

Сегодня хотелось бы порассуждать немного о другом. Рождество - это праздник веры. Без веры - горячей, не сомневающейся, безоговорочной - этого праздника не понять никогда. Господь ведь мог бы явить Своё могущество во всей его полноте. Он мог бы воплотиться в теле могущественного императора, причём минуя детскую фазу, появиться сразу взрослым, грозным и властным - собственно, именно такого "мессию" и ждали окружавшие Святое Семейство иудеи. Но Бог и Вседержитель, Творец и Законодатель Вселенной предпочёл войти в мир естественным образом и стать Младенцем. Более того: хоть плотник Иосиф и Святая Дева Мария и происходили из рода древнего царя Давида, их семейства давно обеднели и утратили не только царский, но и вообще знатный статус. В Вифлееме, куда Святое Семейство явилось ради переписи населения, потомкам царя Давида не нашлось даже места в гостинице, и ночевать пришлось в пещере для скота. Иосиф же был человек скромный, смиренный и богобоязненный. И так легко на его месте было решить, что уж в его-то роду Чудо Боговоплощения никогда не случится. Собственно, Иосиф так поначалу и подумал, решив, что Пресвятая Мария не сохранила Своего девства. Но получил предупреждение от Ангела, посланного с Небес. Впрочем, Ангел явился Иосифу, как повествует нам Евангелие, во сне. А единобожие, вроде как, толкованием снов заниматься запрещает. И так легко было Иосифу отмахнуться от Небесного предупреждения, сказать самому себе, что это всего лишь сон - но Иосиф принимает без колебаний то, что ему возвещено. За что и сподобляется от Господа высокой чести лицезреть взросление Богомладенца и отойти в мир иной, находясь в обществе Христа и Пресвятой Богородицы. И сегодня Святая Церковь чтит и прославляет его в сонме святых - не в последнюю очередь за твёрдую веру в то, что было для него совсем не очевидно.



Икона: святой праведный Иосиф Обручник с Богомладенцем Иисусом на руках

А волхвы, прибывшие в Иерусалим, влекомые Вифлеемской звездой? Они ведь пришли, потому что видели в небе звезду "царя иудейского", и именно о нём расспрашивали Ирода, не боясь угодить за такие расспросы в застенок. Ничем они не понуждались к тому, чтобы признать в Родившемся Богомладенце не просто царя, но Царя Царей, Творца и Законодателя Вселенной. И мы видим, что именно это они в итоге и признают, принося в дар Рождённому не только золото - как Царю, но и ладан - как священнику, и смирну - предвозвещая Его мученическую кончину на Кресте. А потом отходят во страну свою "иным путём", ничего не возвестив Ироду и не боясь его прогневать - ибо их ведёт столь неожиданно обретённая ими вера. "Звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока". Почему и прославляются ныне Святой Церковью в сонме святых её.



Поклонение волхвов

Стоит вспомнить и о том, с чего начинается повествование о Рождестве Христовом в Евангелии от Матфея. А начинается оно с перечисления родословной Иисуса Христа. Точнее, родословной праведного Иосифа, ибо он был лишь обручником Девы Марии, но не отцом по плоти Самого Спасителя. И не случайно это родословие начато от Авраама. Авраам - родоначальник истинного богопочитания, Господь заключил с ним завет задолго до Моисея. Матфей досконально перечисляет потомков Авраама, низводя род к царю Давиду, а от него - к святому Иосифу. А мы видим, что от Авраама до Давида успели смениться 14 поколений, 14 поколений - от Давида до переселения Вавилонского, и ещё 14 поколений - от переселения Вавилонского до Рождества. 42 поколения успели смениться, несколько тысячелетий прошло с того момента, как Авраам впервые услышал голос Бога Живого до того благословенного дня, когда в Вифлееме Иудейском совершилось чудо Боговоплощения. И все эти несколько тысячелетий верные Богу люди жили обетованием. Верой в то, что Бог пошлёт Своё избавление, что Боговоплощение грядёт, что человечество будет избавлено от проклятия Адамова греха. Умирали, не получив обетования, и детям своим передавали: "Ждите! Будет!". И не случайно чтение 1-й главы от Матфея в последнее воскресение перед Рождеством сопровождает Апостольское чтение о ветхозаветных праведниках. Им, ветхозаветным, было несоизмеримо труднее, чем нам, знающим и о Рождестве, и о последующем Воскресении. Для них это было неопределённое будущее. А вокруг - непроглядная языческая тьма, и даже богоизбранный народ то и дело падал, увлекаясь вослед ложных богов. И так трудно было сохранить веру в грядущее Рождество... Но её хранили. Иные же - претерпевали казни, отказываясь купить себе жизнь ценой отступничества, хотя знали, что за порогом смерти их ждёт мрак ада. Но отказывались - потому что верили в Рождество. Вопреки очевидности. И потому были вызволены из адских бездн Спасителем, когда после Своей Крестной Смерти Он сошёл во ад. И потому Святая Церковь сегодня числит и их в сонме святых своих, и прославляет устами Апостола.



Христос и ветхозаветные праведники.

Рождество - детский праздник, говорят нам. Что ж - потщимся иметь детскую веру. Твёрдую, не колеблющуюся и не сомневающуюся, приемлющую всё, что возвещает нам Святая Церковь, без пререканий и сомнений. И тогда Христос, чудесно Родившийся в Вифлееме 2020 лет тому назад, обязательно воссияет и в наших душах. 

Рождество, Читаем Библию, Православие, Наши праздники

Previous post Next post
Up