Фронтовой друг великого полководца

Dec 28, 2019 22:39

28 декабря сего года исполнилось 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза генерала Михаила Сергеевича Малинина. Генерал Михаил Малинин не слишком заметен в победных реляциях времён Великой Отечественной войны, его имя не вошло в список выдающихся советских полководцев. Малинин был штабной работник - умный, ответственный и трудолюбивый. Тем не менее, этот человек заслужил самые восторженные отзывы великого К.К. Рокоссовского. И звания Героя Советского Союза таки удостоился. А значит, стоит вспомнить о нём и воздать должное его светлой памяти.



Герой Советского Союза Михаил Сергеевич Малинин


Будущий генерал появился на свет 28 декабря 1899 года в русской крестьянской семье из деревни Полутино (ныне -  Костромской области). Семья жила небогато, и Михаилу Сергеевичу с 13 лет пришлось работать плотником, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, так что школьное образование он так и не завершил. Боевое крещение он получил в 1919 году, в боях Гражданской войны, на красной стороне - увы, в послереволюционном хаосе многие русские крестьяне делали свой выбор именно в пользу большевиков, обещавших много и часто. Чем обернутся такие обещания, можно ли их вообще выполнить - крестьянскую молодёжь не волновало, мысль о справедливом общественном устройстве, где не будет ни богатых, ни бедных, пьянила, словно наркотик. Впрочем, будем справедливы - Малинин не остался в накладе, пройдя путь от простого крестьянина-бедняка до генерала. Правда, начинать пришлось с не слишком почётных обязанностей - противниками красноармейца Малинина были не регулярные воинские части противника, а доведённые до отчаяния грабежами продкомиссаров свои же братья-крестьяне, в подавлении восстаний которых он участвовал.
По окончании Гражданской войны Малинин окончил 2-ю Московскую пехотную школу, в 1931 году - военную академию им. М.В. Фрунзе, два года спустя - высшие академические курсы при Академии моторизации и механизации РККА. Так из полуграмотного солдата-красноармейца, которому чаще приходилось играть роль карателя, нежели бойца, постепенно формировался настоящий военный специалист высшей квалификации. В 1939 - 1940 годах Малинин принял участие в Зимней войне в качестве начальника оперативного отдела штаба 9-й общевойсковой армии. Начало Великой Отечественной войны Михаил Сергеевич встретил в должности начальника штаба 7-го механизированного корпуса.

Корпус вступил в бой в первые же дни, в июне 1941 года. А уже 19 августа 1941 года Михаил Малинин, носивший в то время звание полковника, получил назначение начальником штаба 16-й общевойсковой армии. Так перипетии фронтовой судьбы впервые свели будущего генерала с Константином Константиновичем Рокоссовским. С тех пор двух военачальников связывала крепкая дружба. Рокоссовский так характеризовал своего начальника штаба: "Михаил Сергеевич Малинин с первых же дней показал себя умницей, опытным и энергичным организатором. Мы с ним сработались, а впоследствии хорошо, по-фронтовому, сдружились. Был создан настоящий командный пункт, наблюдательные пункты на переднем крае, быстро установлена проводная связь с войсками. Опытному глазу сразу было заметно, что в руках полковника Малинина сколоченный, исполнительный и быстро реагирующий на все, что делается в войсках, штабной коллектив. Властная натура руководителя штаба порою охлаждала инициативу подчиненных, но потом это прошло, стерлось". Для Малинина не существовало мелочей: от расположения войсковых частей и выбора места для командного пункта - до доставки горячего обеда командарму, ничто не ускользало от его заботливого внимания.

Под командованием Рокоссовского Малинин принимает участие в разработке армейских операций в ходе Смоленской и Московской битв. Рокоссовский отметил способности Малинина, и когда его впервые назначили командовать фронтом (в 1942 году) упросил Сталина оставить Малинина его начальником штаба. Сталин пошёл навстречу пожеланию полководца, и с 20 июля 1942 года Малинин - начальник штаба Брянского фронта. В дальнейшем Михаил Сергеевич повторял за Рокоссовским все его перемещения по фронтам - Константин Константинович привык к своему начальнику штаба, как к "правой руке".



Рокоссовский (в центре) и Малинин (справа) во время Битвы за Москву.

Впрочем, не обходилось и без ошибок у Малинина. Рокоссовский вспоминал, как в мае 1942 года, в период наступления на Жиздру, Малинин, вспомнив о своём бронетанковом образовании, лично взялся подготовить ввод в бой танкового корпуса, который должен был развить наступление пехоты двух советских общевойсковых армий - 16-й армии Рокоссовского и 61-й - М.М. Попова. Но когда пехота прорвала вражескую оборону, танкового корпуса на нужном месте не оказалось. Выяснилось, что при подготовке наступления Малинин не учёл небольшую речушку, протекавшую на пути следования корпуса, не исследовал её проходимость танками, что и стало причиной задержик с наступлением, дав немцам возможность закрепиться. Впрочем, ошибок не допускает только тот, кто ничего не делает - и этот эпизод нисколько не повредил Малинину в глазах Рокоссовского.

Как начальник штаба Донского фронта, Малинин принял участие в разработке планов Сталинградской битвы, затем, возглавив штаб Центрального фронта, занимался вместе с Рокоссовским планированием обороны на Курской Дуге, Черниговско-Припятской наступательной операции, участвовал в Битве за Днепр. В период первых боёв в Белоруссии (осень и зима 1943 г.) Малинин от имени Белорусского фронта (как стали именовать Центральный фронт после переноса направления его ударов в Белоруссию) устанавливал контакты с местными партизанскими отрядами, оказавшими неоценимую помощь Рокоссовскому в его наступательных операциях. В январе - феврале 1944 года Малинин участвует в планировании Калинковичско-Мозырской и Рогачёвско-Жлобинской операций, а затем - и операции "Багратион". Вместе с Рокоссовским Малинин выезжает на передний край, оценивает обстановку, подсчитывает силы, необходимые для наступления. Оригинальный замысел Рокоссовского - нанести вместо одного два главных удара, чтобы эффективнее прорвать немецкую оборону и загнать вражеские войска в котёл - подвергся критике в Ставке, и уверенности в отстаивании своей идеи Рокоссовскому придало то, что они всесторонне просчитали этот план с Малининым. План в итоге был утверждён и блестяще осуществлён.

Внучка генерала Надежда так характеризовала своего деда: "Он был прекрасным аналитиком, стратегом, а как он умел работать с картой! У него была уникальная способность: когда он склонялся над картой, он как будто видел, как передвигаются войска. Это была его стихия".



Генерал М.С. Малинин в 1944 году.

На финальной стадии операции "Багратион" войска Рокоссовского упёрлись в Варшаву, где их наступление, доселе успешно развивавшееся, было остановлено неприятелем. Вины Рокоссовского в этом не было, однако Ставка сочла необходимым заменить его Г.К. Жуковым. Освобождённый от должности командующего 1-м Белорусским фронтом, Рокоссовский уходил на 2-й Белорусский. Сталин предлагал ему взять с собой, кого он пожелает, однако на сей раз Рокоссовский не потащил за собой верного Малинина. Константин Константинович понимал, что война катится к своему завершению, и что решающий удар на Берлин будет наносить 1-й Белорусский фронт. Лишать своего боевого друга возможности штурмовать логово нацистского зверя Рокоссовский не желал.

Так Малинин стал начальником штаба Жукова. В этом качестве он принял участие в разработке Висло-Одерской и Берлинской наступательных операций. На его же плечи легло обеспечение безопасности советской делегации во время подписания капитуляции Германии. И с этой задачей Малинин также справился успешно.

В годы Великой Отечественной войны устроилась и личная жизнь генерала Малинина. В ноябре 1943 года, когда Белорусский фронт вёл успешные бои за освобождение Могилёва, в расположение фронта прибыла делегация правительства БССР во главе с Н.Г. Грековой, которой поручалось организовать на освобождённой белорусской территории сессию верховного совета республики. Малинин к этому времени был вдов, и Рокоссовский посоветовал ему обратить внимание на ещё молодую, но не по годам мудрую и энергичную женщину-политика. Малинин был очарован Надеждой Грековой с первого взгляда. Их свадьба состоялась в Овруче 3 мая 1944 года. А в апреле 1945-го, когда советские войска под командованием Жукова вели бои за Берлин, Малинин стал отцом - ему сообщили о рождении дочери Вали. А поскольку мать  оказалась под завязку загружена работой - к этому времени она была председателем верховного совета Белоруссии и вице-премьером белорусского правительства, приходилось усиленно заниматься налаживанием мирной жизни и восстановлением народного хозяйства, заниматься воспитанием девочки пришлось отцу, деля своё время между боями и дочерью.



Генерал Михаил Сергеевич Малинин с женой Надеждой Григорьевной. Белоруссия, 1944 год.

29 мая 1945 года начальнику штаба 1-го Белорусского фронта Михаилу Сергеевичу Малинину за успешное руководство войсками и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенные годы Михаил Сергеевич Малинин остался в армии на командных должностях. Был заместителем командующего группой советских войск в Германии, заместителем главнокомандующего сухопутными войсками СССР, первым заместителем начальника Генерального Штаба. Скончался заслуженный ветеран в городе Москве 24 января 1960 года.

__________________________
Использованы:
1) Материал о генерале Малинине на сайте "Герои страны".
2) Воспоминания маршала Рокоссовского "Солдатский долг"
3) Воспоминания внучки генерала Малинина Надежды, записанные Ариадной Рокоссовской

Неизвестных героев не бывает, Рокоссовский, История Отечества, Вечная память, Жуков, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up