19 ноября сего года - столетний юбилей со дня образования Первой Конной армии - самого, пожалуй, широко известного оперативного объединения в рядах Красной Армии в Гражданскую войну. В наши дни конармейцы не особо популярны, а среди молодёжи - и вовсе практически неизвестны. Но те, кто рос в советские годы, хорошо помнят слово "будённовцы", у каждого мальчишки, жившего в 70-е - 80-е годы, был дома набор игрушечных солдатиков, изображавших лихих кавалеристов в островерхих шапках на манер древнерусских шлемов, песни "Мы красные кавалеристы..." и "По военной дороге шёл в борьбе и тревоге..." наизусть учили в школах на уроках музыки. Сегодня конармейцы уже не воспринимаются как герои, да и заслуженно. Время их подвигов - Гражданская война 1918 - 1922 годов, в которой эти люди выбрали себе неправильную сторону. В этом на сегодня не может быть сомнений у настоящего русского патриота. Так что я не без колебаний пишу этот пост. И всё же пройти мимо столетнего юбилея воинского объединения, оказавшегося достойным противником прославленных белых генералов К.К. Мамантова и А.П. Кутепова, я не смог. Так что пусть они и останутся на страницах моего ЖЖ теми, кем были для настоящих героев Гражданской войны - достойным противником, которому не грех воздать дань памяти.
Первая Конная. Пропагандистская картина советских времён.
Перед строем - те, кого пропаганда победивших большевиков наиболее возвеличивала -
Будённый и Ворошилов. Вероятно, потому, что в период обороны Царицына
эти двое были активными соратниками Сталина.
Армия была образована по приказу РВС Южного фронта на основе Конного корпуса С.М. Будённого, только что успешно завершившего Воронежско-Касторненскую наступательную операцию. В её состав были включены 4-я, 6-я и 11-я кавалерийские дивизии, в январе 1920 года к ним была присоединена 14-я кавдивизия. Армия имела свой автобронеотряд, авиационную группу и четыре бронепоезда. В апреле 1919 года к армии присоединили также 2-ю кавказскую дивизию им. Блинова, периодически в состав армии передавались и другие соединения (в т.ч. стрелковые, т.е., пехотные).
Примечательно, что идея создания кавалерийской армии проходила через советское командование со скрипом. Не так-то уж и много было среди большевиков истинных новаторов, готовых на подлинное творчество в военном искусстве, хотя идея конной армии витала в воздухе уже в период Первой Мировой войны. Историк Дмитрий Павленко
указывает, что инициатива создания армии исходила от самого Будённого, чей конный корпус неплохо зарекомендовал себя в Воронежско-Касторненской операции, одержав победу над двумя корпусами белых (перефразируя Наполеона, можно смело утверждать, что в Воронежско-Касторненской операции красные стяжали себе славу победителей, а белые -
право считаться непобеждёнными). Командование фронта идею Будённого поддержало (ещё бы - создание конной армии буквально витало в воздухе уже в 1914-м, но командование Императорской Армии так и не решилось на такой шаг!). Однако в Москве против этой идеи резко выступил председатель РВС республики Л.Д. Троцкий и верховный главнокомандующий С.С. Каменев. Как
утверждает, со ссылкой на Сталина, Д. Павленко, Троцкому даже удалось убедить в своей правоте Ленина, и в итоге Сталину пришлось утвердить проект Будённого на свой страх и риск, пользуясь полномочиями члена РВС Южного фронта.
Первая Конная армия хорошо зарекомендовала себя в первых же боях. Несмотря на морозы, снегопад и гололедицу, затруднявшие действия кавалерии, Будённый успешно маневрировал и наносил поражение своим противникам - войскам А.И. Деникина. В декабре 1919 года армия приняла участие в Донбасской наступательной операции РККА. 8 января 1920 года будённовцы заняли Ростов-на-Дону, в феврале того же года нанесли поражение белым кавалерийским корпусам А.А. Павлова и В.В. Крыжановского (последний при этом погиб). Правда, 18 января 1920 года белые взяли реванш: в ходе боёв в районе Батайска белые конные корпуса Топоркова и того же Павлова, действуя в обороне, нанесли Первой Конной тяжёлые потери и вынудили её к отступлению от станицы Ольгинской.
Первая Конная в боях зимой 1919/1920 годов
В дальнейшем Первая Конная Армия успешно участвовала в Советско-Польской войне, в боях против армии Врангеля, украинских националистов и банд Махно. За последнее, за успешную борьбу против петлюровцев и махновцев, на мой взгляд, будённовцам следует сказать спасибо: национал-сепаратисты были не меньшими врагами для белых, чем для красных, а подавляя их движение, красные объективно решали общенациональную, патриотическую задачу - сохранить единство русских земель, пусть и под богоборческим большевистским флагом.
Группа командиров Первой Конной Армии:
С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов (в центре), С. К. Тимошенко,
О. И. Городовиков, И. В. Тюленев, Т. Т. Шапкин, Н. И. Щелоков
Боевой опыт Первой Конной после окончания Гражданской войны стал предметом пристального изучения не только в СССР, но и за рубежом. Советский журнал "Военный вестник" отмечал, что главными факторами успехов конницы Будённого были: «1) Умелое ведение разведки серией сильных разведывательных частей в 1-3 эскадрона на каждом направлении… а также пулеметными частями; 2) искусное маневрирование авангардом (или авангардами), рассыпавшихся в лаву и прикрывавших выдвижение вперед артиллерии, авто-броневиков и ездящих пулеметных частей для расстройства огнем передовых частей противника и для прикрытия, развертывания своих главных сил; 3) искусное ведение главных сил на широком фронте и подход их к полю боя в гибких и удобных для маневрирования полковых - взводных или двойных взводных колоннах; 4) быстрое выстраивание головными частями развернутого фронта и ведение ими атаки с полной решительностью против передовых частей противника; 5) довершение удара фланговыми лучшими частями и пользование неудачей головных (обыкновенно худших) частей, как средством для заманивания и для удара во фланг или для окружения конницы противника; 6) использование пехоты как средства для прикрытия отдыха конных частей и для неожиданного удара из-за флангов ее отступающего боевого порядка; 7) применение беспощадного преследования сперва свежими частями с авто-броневиками, а затем этими последними и отдельными эскадронами; 8) умелое использование сил людей и лошадей». Французские исследователи указывали: "Использование большевистской кавалерии в 1920 году характеризуется: 1) С точки зрения стратегической - интенсивным использованием возможностей кавалерии в смысле передвижения для формирований маневренных масс, которые русское командование пускает в дело то на одном, то на другом фронте и которыми оно пользуется для достижения решительных результатов; 2) С точки зрения тактической - комбинированием огня и движения - с одной стороны, чтобы приковать противника, а с другой - чтобы действовать на его коммуникационные линии и заставить противника прекратить сопротивление либо путем охватов, либо просачиванием внутрь его расположения; 3) Гибкость способов ведения боя, преимущественное использование для ведения боя огнестрельного оружия перед холодным. Большевистская кавалерия играла в боях против Польши главную роль. Это она достигла решающих результатов" (источник цитат см.
здесь).
В то же время отличительной чертой бойцов Первой Конной, в особенности на рубеже 1919 - 1920 годов, в период заключительных боёв против армии Деникина, была крайне низкая дисциплина. Хорошо мотивированные бойцы, творившие чудеса доблести на поле боя, будённовцы в захваченных южнорусских городах моментально превращались в банду неорганизованных разбойников. Сообщениями об этом пестрят документы самих же большевиков. "Нет ни одного населённого пункта, в котором побывали будёновцы, где не раздавался бы сплошной стон жителей. Массовые грабежи, разбой и насилие будёновцев шли на смену хозяйничанию белых. Кавалеристы частей конкорпуса отбирали у населения (без разбора у кулаков и бедняков) одежду, валенки, фураж (иногда не оставляли и фунта овса), продовольствие, не уплачивая ни копейки. Взламывая сундуки, отнимали женское бельё, деньги, часы, столовую посуду и проч. Поступали заявления об изнасиловании и истязании", - это не белогвардейская пропаганда, это
донесение военного комиссара (!!!) 42-й дивизии 13-й армии красных от декабря 1919 года. И такие донесения не были единичными. Сам К.Е. Ворошилов 4 марта 1920 года
признавал, что в армии процветает бандитизм...
Реввоенсовет Первой Конной Армии. Слева направо: К.Е. Ворошилов, С.М. Будённый и Е.А. Щаденко
Да и не мудрено. Значительный процент бойцов и командиров Первой Конной армии составляли отбросы Донского казачества - та часть казаков, которая, соблазнившись на фронте хлёсткими революционными лозунгами, пошла за большевиками. После того, как казачество, хлебнув до сыта советской власти, весной 1918 года восстало против поработителей, эти казаки как предатели казачьего дела были изгнаны из своих станиц. Логично, что теперь они рвались назад, к родным куреням, куда они могли вернуться только вместе с советской властью и под её защитой. Эта мысль вела их в бой - но она же толкала мстить побеждённому врагу, мстить столь же несправедливо, сколь и безжалостно. Об этой странице в истории Первой Конной армии в советские годы как-то не принято было вспоминать, чтобы не портить романтический образ "героев Гражданской войны". Но ныне, слава Богу, у нас больше нет причин умалчивать о военных преступлениях, совершённых на юге России большевистскими вояками.
1-я Конная Армия была расформирована в 1921 году, однако её штаб сохранялся до 1923 года. Новые времена требовали новых подходов к военному делу, время стратегической кавалерии уходило в прошлое. Многие ветераны Первой Конной в дальнейшем участвовали в Великой Отечественной войне, кто-то так и не смог отрешиться от своего прошлого кавалерийского опыта, кто-то, как Кирилл Москаленко и Андрий Ерёменко, неплохо зарекомендовал себя в войне с гитлеровскими захватчиками. Но Первая Конная так и осталась феноменом русской Гражданской войны. И ушла в небытие, как только эта война завершилась.
Бойцы Первой Конной перед атакой.
Первая Конная на походе
Митинг в рядах Первой Конной армии.
Обратите внимание на лица бойцов: в тюрьмах иной раз встречаешь более интеллектуальные лица
Но одолеть их на поле боя было очень трудной задачей
Группа командиров Первой Конной армии. Крайний слева - С.М. Будённый
Командарм Семён Будённый в форме 1-й Конной армии.
Лето 1920 года. Советско-Польская война. Первая Конная армия вступает в украинскую деревню
Группа бойцов Первой Конной со знаменем. Фото из архивов Д. Павленко
Трубачи Первой Конной. Картина Митрофана Грекова