Преображение Господне: и явились им Моисей и Илия...

Aug 19, 2019 20:19

Всех православных христиан, читающих мой журнал - с праздником Преображения Господня!



Фреска Преображения Господня

День Преображения - удивительный праздник. День, когда наша надежда полуает своё осязаемое воплощение. День, когда апостолам была явлена слава Божества нашего Спасителя. И не только Божества - Православная Церковь всегда обращала внимание на то, что Христос и на Фаворской горе не развоплощался, Он и на Фаворе остаётся не только Истинным Богом, но и Истинным Человеком, а раз так - слава Его Божества осеняет и Его Человеческую Природу, прообразуя будущее обожение человеческого естества - в силу Святого Причастия. Слава, которую удостоились лицезреть Апостолы, должна была не только укрепить их в вере перед лицом будущего Крестного Страдания Спасителя - эта слава была обещана и им самим.


А ещё стоит обратить внимание на ветхозаветных праведников, удостоившихся лицезреть Спасителя на Фаворской горе в день Преображения. Евангелие называет нам их имена - это пророки Илия и Моисей. Говорит Евангелие и о том, что Спаситель беседовал с ними о Своём предстоящем страдании и последующем чудесном Воскресении. И если Илия, как мы знаем из Ветхого Завета, был живым взят в Царствие Небесное*, где ежедневно (впрочем, возможно ли говорить о каких-то "днях" в Вечности?) лицезрел Божественную Славу, то о Моисее сказано, что он умер и приложился к отцам своим. А в Ветхом Завете путь на Небеса для умершего был закрыт. Стало быть, Моисей, послужив делу Божию, отошёл во ад, где и пребывал до... До Дня Преображения Господня!



Господь вывел Моисея из ада. Для чего? Во-первых, чтобы явить ему, как достойнейшему из умерших в дохристианском человечестве, славу Своего Божества. То, что в пору своей земной жизни Моисей сподобился видеть лишь со спины (ибо, как было ему возвещено, невозможно человеку видеть Славу Божию и не умереть), теперь было явлено ему во всём величии. Моисей таки получил посмертное воздаяние за своё верное служение Господу - первым из умерших. Но не только. Ведь Господь говорит ему о Своих страданиях и Своём Воскресении. Стало быть, Моисея заранее извещают о том, что не было ему открыто на горе Синай, но для чего теперь настало время: Господь явится в ад и вызволит оттуда всех умерших в вере и праведности. Ждать осталось совсем недолго. И пусть цена, которую Христос готов заплатить, ужасна, но Он заплатит её - ибо любовь Божия не может оставаться равнодушна к страданиям верных Своих. Моисей, таким образом, снова избирается Господом как пророк - на этот раз как пророк для умерших.

И кстати, заметим, что для того, чтобы эта беседа на горе Фавор состоялась, Господь должен был исторгнуть из ада Моисея. И Он это делает безо всякого видимого напряжения, Моисей Ему просто "является". Бог повелел - и стало. Что же? Традиционные богословские представления трактовали ад как такое место, куда Божество не проникает, где больше нет и не может быть Божественной Милости, но царит вечное отчаяние. Но Спаситель одной только силой воли выводит из ада Моисея - тем самым давая понять, что ограда преисподней для Него не преграда, что и из адовых бездн силен Господь извлечь человеческую душу - лишь бы хоть малейшая возможность была со стороны самого человека. Какая поистине благая весть - и как ненавязчиво и неоспоримо она возвещена! Господь не стал тратить время на долгую проповедь о Божественной Силе - Он просто позвал к Себе Моисея для дружеской беседы.

А для чего понадобился на горе Фавор Илия? Он-то всё это время наслаждался вечным блаженством в Царстве Небесном, куда был взят живым (если основываться на теологумене свт. Димитрия Ростовского). И Славу Божию, как я уже говорил, имел возможность лицезреть постоянно. Но чего Илия точно не видел - так это того, как обоживается человеческая природа. Сам он, как мы можем судить из Евангелия, отнюдь не сияет Нетварным Светом. Но Христос - не просто Бог, Он - Бог Воплотившийся. Преображение не только открывает Его Божественную Природу - но и преображает Природу Человеческую. И вот эту-то славу преображённого во Христе человечества должен увидеть Илия, ибо он заслужил этого. Милости Господни к возлюбившим Его - безграничны. И попадание в Царствие Небесное отнюдь не означает, что на этом Господь сделал для человека всё, что мог. Он и за порогом рая продолжает заботиться о верных Своих, прославлять их - не есть ли это прекрасный стимул для того, чтобы нам стремиться туда, где пребывает ныне святой Илия и множество других праведников?



Так что праздник Преображения - поистине праздник жизнеутверждающий и обнадёживающий. И если нас сегодня гнетут какие-либо тяжёлые жизненные обстоятельства - не будем отчаиваться, ибо если Господу доступно извлечь Моисея из ада, то и из груды наших житейских неурядиц Он как-нибудь сможет нас вытащить. Не будем роптать, но будем хранить верность Господу, как хранил её Илия - да сподобимся и мы со временем пребывать там, где он пребывает.

С праздником, православные! И да сподобит Господь и наше омертвевшее грехом естество чудесного преображения!

____________________________________
* Строго говоря вопрос о телесном вознесении Илии на Небо в Православной Церкви является дискуссионным. И если свт. Димитрий Ростовский прямо говорит о то, что Илия был живым взят на Небо, то свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский и некоторые другие древние отцы пишут о том, что Илия был взят "как бы на Небо, но не на Небо". За указание на это обстоятельство и ссылку на соответствующую статью спасибо Дмитрию Филину (filin_dimitry).
________________________________
См. ещё:
1) Мысли о Славе Господней, явленной в Преображении.
2) Идите, ваща миссия начинается.

Читаем Библию, Православие, Наши праздники

Previous post Next post
Up