Вспоминая о боях за Варшаву во время АКовского восстания в городе, К.К. Рокоссовский упоминает о том, что уже 1 - 2 августа, в самом начале восстания, 2-я танковая армия вела бои "на подступах к Праге". Прага - это предместье Варшавы на левом берегу Вислы, которое в настоящее время вошло в состав города и даже не является окраиной. То есть, передовые танковые части Рокоссовского находились в непосредственной близости от Варшавы. Захотелось узнать, кто же командовал этими частями, которые, выйдя к польской столице в начале восстания, так и не смогли овладеть Варшавой. А главное - почему.
Второй танковой армией в ходе боёв за Варшаву командовал генерал Алексей Иванович Радзиевский (1911 - 1979), Герой Советского Союза, ставший после войны неплохим военным теоретиком для танковых войск. Человек, которого Рокоссовский называет в своих мемуарах "способным и энергичным генералом". Так что говорить о бездарности или неопытности этого командира не приходится. Стало быть, его неуспех на подступах к Праге был вызван либо объективными условиями, либо мифическим приказом Сталина остановить наступление, приказом, о котором упрямо талдычат "наши дорогие партнёры", но которого человечеству до сих пор так ни разу и не предъявили. Впрочем, до Варшавы у Радзиевского был долгий и непростой путь. Так что обо всём по порядку.
Радзиевский Алексей Иванович
Алексей Радзиевский родился 31 июля (13 августа) 1911 года в Умани (Киевская губерния). Социальное происхождение - из рабочих, по национальности, согласно советским документам, - украинец. Его биография, в общем-то, типична для советского генерала: детство пришлось на последние годы монархии и первые годы советской власти, окончил среднюю школу, с 16 лет занимался физическим трудом - в качестве формовщика на уманском силикатном заводе. В 1929 году молодого украинца призывают в ряды Красной Армии на срочную службу, по окончании которой он решает остаться в рядах вооружённых сил. В 1931 году Радзиевский окончил кавалерийскую школу, после чего был назначен в 49-й кавалерийский полк. Это тоже типично для военачальников Великой Отечественной: многие будущие танковые командиры в 20-е годы служили в кавалерии, через командные должности в красной коннице прошли также знаменитые полководцы Жуков и Рокоссовский. Кавалерия в начале ХХ века составляла основу манёвренных сил армии, её командиров учили стремительным передвижениям, глубоким рейдам по тылам вражеских войск, обходам и охватам. Всё это потом пригодилось в новых условиях, когда под началом бывших кавалерийских командиров оказывались танковые и механизированные корпуса. Радзиевский начал свой путь по карьерной лестнице в качестве командира взвода, уже через год стал начальником штаба эскадрона, а спустя ещё два года - командиром этого эскадрона.
В 1938 году Радзиевский окончил Военную Академию имени Фрунзе, два года прослужил в штабе 18-й горно-кавалерийской дивизии в Средней Азии, после чего решил продолжить своё военное образование. Незадолго до начала Великой Отечественной, весной 1941-го, Алексей Иванович окончил Академию Генерального Штаба им. Ворошилова. После чего его снова ждала штабная работа на дивизионном уровне - он возглавил штаб 53-й кавалерийской дивизии в Западном Особом военном округе - том самом, который одним из первых принял на себя удары немецко-фашистских агрессоров. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны у Радзиевского в послужном списке имелось добротное военное образование (далеко не все будущие командармы успели к началу войны обзавестись дипломами Академии Генерального Штаба), опыт командования кавалерийскими подразделениями и опыт штабной работы в крупных соединениях в мирное время. То есть - неплохой теоретический задел, но совершенно недостаточный практический опыт. Этого опыта ему пришлось набираться уже в ходе боёв.
На фронте Радзиевский оказался с июля 1941 года, в звании майора и в должности начальника дивизионного штаба. Его 53-я кавдивизия входила в состав 29-й армии Западного фронта. В составе этой армии Алексей Иванович принял участие в Смоленской оборонительной операции и в рейде кавалерийской группы генерала Л.М. Доватора в августе 1941 года. Осенью 1941-го дивизия приняла участие в обороне Москвы, в декабре - в наступлении под Москвой.
Генерал Л.М. Доватор летом 1941 г.
Тогда же, в декабре 1941 года Радзиевский пошёл на повышение. Его производят в подполковники и назначают начальником штаба 2-го кавалерийского корпуса. В марте следующего, 1942 года ему пришлось некоторое время исполнять обязанности командира корпуса. Во главе своего корпуса Радзиевский совершает рейд по тылам противника в районе Демидова и Духовщины. В апреле 1942 года Алексей Иванович становится полковником, а с июля 1942 года - начальником штаба 1-го гвардейского кавалерийского корпуса в составе сперва Западного, а потом - Юго-Западного фронта. В этом качестве он участвовал в освобождении Харькова, в форсировании Днепра, в боях за Киев и Житомир.
В феврале 1944 года военная судьба Радзиевского совершает крутой зигзаг. Служивший до той поры исключительно в кавалерии, он назначается начальником штаба 2-й танковой армии, которая в ноябре того же года получает звание гвардейской. Танковые армии, как и кавалерийские корпуса - инструмент манёвренной войны, рейдов по тылам и глубоких охватов. Только в куда более серьёзном масштабе. В 1944 году Красная Армия провела целый ряд стратегических наступательных операций, завершившихся окружением крупных группировок противника, и танковые армии сыграли в них не последнюю роль.
В ходе Уманско-Ботошанской операции 2-я танковая армия участвовала в прорыве вражеской обороны на завершающем этапе, а затем освободила Умань. К концу этой наступательной операции 2-я танковая армия уже была на подступах к Яссам. Однако поучаствовать в боях за Яссы Радзиевскому не пришлось. 15 июня 1944 года 2-я танковая армия была передана в подчинение 1-му Белорусскому фронту, проводившему в это самое время Люблин-Брестскую наступательную операцию (составная часть большой операции "Багратион"). Командование
отмечало, что действия 2-й танковой армии отличались высокой манёвренностью и стремительностью, и в этом была не последняя заслуга начальника штаба, отвечавшего за планирование операций на армейском уровне и за их обеспечение всеми необходимыми ресурсами.
23 июля командующий армией С.И. Богданов был тяжело ранен и вынужден отправиться в госпиталь. Его должность временно занял Радзиевский, с ноября 1943 года носивший уже генеральские погоны. Под командованием генерал-майора Радзиевского 2-я танковая армия завершила освобождение польского города Люблина, освободила Демблин, Седлец и Лукув. А дальше танкисты Радзиевского оказались на подступах к Праге. И здесь самое время обратиться к
воспоминаниям К.К. Рокоссовского.
Колонна танков 2-й танковой армии на марше
Константин Константинович вспоминает, что 2-я танковая армия Радзиевского 2 августа подверглась мощной немецкой контратаке со стороны Праги. Немцы были в заведомо более выгодном положении, поскольку опирались на сильный Варшавский укрепрайон. А танковая армия без пехоты прорывать укреплённые позиции не способна. К тому же в момент контрудара не все части 2-й танковой успели сосредоточиться к Праге. Так что контратакующие части гитлеровцев были встречены частями 2-й танковой, подходящими к Праге и с марша вступавшими в бой. Если бы варшавские повстанцы в этот момент ударили гитлеровцам в тыл, они легко могли бы поломать им все планы, обеспечить 2-й танковой армии прорыв за Вислу, а в дальнейшем - стать той самой пехотой, которой так не хватало под Прагой Радзиевскому. Но повстанцы как раз и не хотели вступления войск Красной Армии в Варшаву. Поэтому наступление Радзиевского застопорилось.
В итоге, как пишет Рокоссовский, создалось крайне рискованное положение: две армии (2-я танковая и 47-я общевойсковая), освободив Седлец и оттесняя врага от него на северо-запад (то есть - выполняя первоначальный план Рокоссовского на обход Варшавы с двух сторон), оказались вытянуты в тонкую линию фронтом на север. Все их резервы к этому времени были израсходованы, Радзиевский при всех своих способностях больше не мог маневрировать войсками. И если бы немцы теперь ударили по нему с юга, это могло бы кончиться катастрофой. В этих условиях Рокоссовскому пришлось приостановить наступление на Варшаву и срочно подтягивать отставшую 65-ю армию, которая со своей задачей справилась и восстановила положение. Но время было упущено.
Так что Радзиевский, вырвавшийся на подступы к Варшаве уже к 1-му августа, не смог взять города в силу объективных причин и нежелания Армии Крайовой видеть в своей столице советские войска. Никакого приказа приостановить наступление не было - была мощная атака немцев, которую пришлось отражать, не имея средств для прорыва обороны в Варшавском укрепрайоне. А повстанцы, имея возможность ударить контратакующим немцам в тыл и захватить мосты через Вислу, что могло бы обеспечить успех Радзиевскому, не стали этого делать. Прага была захвачена лишь 14 сентября.
В дальнейшем генерал Радзиевский участвовал в Висло-Одерской наступательной операции, в ходе которой освобождал города Лович, Лодзь, Скерневице, Кутно, Томашув-Мазовецкий и другие. За время боёв в Польше Алексей Иванович 13 раз отмечался в приказах высшего командования.
2-й гвардейской танковой армией к этому времени снова командовал вернувшийся из госпиталя командарм С.И. Богданов. Довольный действиями своего начальника штаба, временно исполнявшего обязанности командарма, а также работой штаба в ходе Висло-Одерской наступательной операции (в ходе которой, по свидетельству Богданова, Радзиевский неоднократно проявлял личное мужество), командарм представил Алексея Ивановича к званию Героя Советского Союза. Однако командовавший к этому времени 1-м Белорусским фронтом Жуков штабных чинов "героями" жаловал редко. Штаб фронта заменил представление на Орден Ленина, а в Москве посчитали, что и этого много. Генерал Радзиевский, несмотря на похвалы со стороны самого Рокоссовского, удостоился лишь Ордена Суворова 1-й степени. Во время боёв за Берлин Радзиевский снова отличился - и снова в Москву полетело представление на Героя Советского Союза. На этот раз Жуков поддержал представление Богданова, но Москва снова поскупилась. Радзиевский получил Орден Ленина без медали Героя. А почётного звания "Герой Советского Союза" генерал-украинец удостоился только за год до смерти - в 1978 году, в ознаменование всех его прошлых заслуг.
А.И. Радзиевский - ветеран
После окончания войны Радзиевский остался в рядах вооружённых сил. В 1947 году он снова стал командармом - на этот раз уже официально, в 1950-м получил назначение в Польшу, где размещалась советская группа войск. В 60-е годы ветеран занимался преподавательской работой, передавая свой богатый боевой и штабной опыт новым поколениям офицеров. Именно в этот период им были подготовлены военно-теоретические работы "
Танковый удар" и "Прорыв", в значительной степени обобщавшие опыт боевого применения танковых войск во Второй Мировой войне. Скончался генерал в Москве 30 августа 1979 года.
_____________________________________
См. также
материал об А.И. Радзиевском на сайте "Герои страны"