Неудача Хетти Хаттер

Jul 01, 2019 22:14


Одним из самых светлых персонажей в романе Фенимора Купера "Зверобой" является Хетти Хаттер, младшая из двух сестёр, которых главный герой взял под свою защиту. Большинство персонажей романа называют Хетти "слабоумной", индейцы наградили её прозвищем Поникшая Лилия, по сути, лишь Бампо, его друг Чингачгук и возлюбленная последнего Уа-Та-Уа видят в Хетти полноценного человека, чьи умственые способности действительно невелики, но чья душа способна на самую преданную и бескорыстную любовь, чьи чувства могут быть не менее глубоки и искренни, чем чувства других персонажей. "Носителем духа в романе" назвал Хетти режисёр киноверсии "Зверобоя" Андрей Ростоцкий. Да и Купер, как кажется, использует эту девушку для того, чтобы, в полном соответствии с поговоркой, устами младенца глаголала истина.



Хетти Хаттер в исполнении актрисы Ольги Машной. Кадр из фильма "Зверобой"

Хетти действительно очень набожна. Она по сути - единственный персонаж романа, который молится, она не расстаётся со своей Библией, часто и много говорит о христианских нравственных заповедях. Казалось бы, характеристика Андрея Ростоцкого исчерпывающе оправдывается... Но Фенимор Купер неожиданно демонстрирует нам, как Хетти пытается миссионерствовать. И мы видим оглушительный, безоговорочный провал.


Данная сцена буквально вопиёт об истолковании. Почему Хетти, верящая всерьёз и без подделок, искренняя и пламенная в своей вере, оказалась посрамлена, хотя, казалось бы, Псалтирь внятно обещает, что никто, верующий в Господа, не постыдится? Неужели Купер, неоднократно и недвусмысленно декларирующий на страницах своих романов свою преданность христианству, сомневается в правдивости Библии? Или он хочет донести до своих читателей совершенно другой посыл?

Самый простой ответ о том, почему миссионерские усилия Хетти не приносят плодов, содержится в библейской цитате, которой Спаситель отвергает в пустыне искушение сатаны: "Сказано: не искушай Господа Бога твоего". Хетти отправляется проповедовать индейцам Евангелие, полагаясь на то, что Господь охранит её от всякого зла (и тут она оказывается права - гуроны не причиняют ей вреда). Её откровенная слабость и уязвимость служат ей надёжным щитом, ибо индейцы у Купера чувствительны к военной славе, а что за слава - убить беззащитную девушку, вдобавок, добровольно заглянувшую к ним в гости? Но Хетти ведь отправляется не на переговоры, её расчёт совершенно другой. Она несёт индейцам благую Евангельскую весть и рассчитывает привести их к Истине и покаянию. Но ответом ей служат только насмешки.



Хетти Хаттер проповедует

Вряд ли Хетти всерьёз обдумывала, что она будет говорить индейцам, какие фрагменты будет зачитывать из Писаний. Иначе ни за что не начала бы с Нагорной Проповеди. К тому же Хетти - человек порыва, импульса. Вероятнее всего, Хетти, хорошо знавшая Евангелие, положилась на слова, сказанные Спасителем Апостолам: "Положите убо на сердцах ваших, не прежде поучатися отвещавати: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися". Но Хетти, как истинная протестантка, обобщает и абсолютизирует те библейские слова, которые были сказаны а) конкретному адресату (Апостолам); б) относились ко вполне конкретным обстоятельствам. Да, Христос говорит Своим ученикам, что "даст им премудрость" в тот самый миг, когда эта премудрость потребуется. Но при каких же обстоятельствах? Когда поведут их на соборища и в темницы, перед царями и правителями. То есть, не всякий христианский проповедник и не во всякое время может твёрдо рассчитывать, что Христос Сам откроет ему всё, что нужно, а только тот христианин, которого влекут на мирское судище за его религиозные убеждения. Хетти же насильно к индейцам никто не тащил - она поехала к ним по доброй воле. И должна бы была продумать свою речь до мелочей. А так же и то, какими контрдоводами могут встретить её проповедь язычники, и как она на эти контрдоводы собирается отвечать. Но если бы она это продумала - она уже не была бы той Хетти Хаттер, той наивной девочкой, образ которой столь яркими красками нарисовал нам Фенимор Купер. Увы, её физическая немощь в данном случае дополнялась проповеднической немощью.

Кроме того, я не случайно упомянул об Апостолах. А Бог не случайно учредил на Земле Свою Церковь. Именно в Церкви Христовой видимо действует благодать, именно тем проповедникам, которые действуют в рамках каноничной Церкви, от её имени и по её поручению, Господь действительно может открыть Свою премудрость, которой не возмогут возражать язычники. Но Хетти выросла в протестантской среде, помимо Апостольской Традиции, помимо Таинств (в которых, собственно, и подаётся нам Благодать). И с её стороны надеяться на благодатную помощь было верхом наивности.



Гуронский вождь Расщеплённый Дуб - один из тех,
к кому адресовала свою проповедь юная Хетти.
В его лице - просто бездна скептицизма и убийственный сарказм.
Актёр Всеволод Хабаров блестяще справился с ролью.

Не забудем и ещё один важный момент. Вспомним, что Апостол Павел, рассуждая о своём миссионерстве, пишет ученикам: "Я возжелал не вашего, но вас". Апостолы и другие успешные миссионеры шли проповедовать Христа именно ради Христа - и ради тех людей, которым они несли истинную веру. Ничего, кроме спасения своих подопечных, успешные миссионеры не искали. Но точно ли такова была мотивация Хетти? Да, Хетти - искренна в своих убеждениях, да, она наивна и бескорыстна. Но в первую очередь ею всё же движет страх за отчима (коего она считает своим родным отцом) и за Гарри Непоседу (в коего она до беспамятства влюблена). Эти двое, одержимые страстью любостяжания и беззаконными намерениями, оказались в плену у индейцев, им - по индейским законам - грозит заслуженная казнь. Хетти, отправляясь миссионерствовать, всё же в первую очередь ищет не спасения заблудших гуронских душ, а свободы для Тома Хаттера и Гарри Непоседы. Дерзну даже сказать: в первую очередь для Непоседы. Именно поэтому она и избирает для разговора с индейцами Нагорную Проповедь, ведь именно в этом месте Евангелия сказано о всепрощении.

Но Хетти действительно наивна и бесхитростна. Скрывать свои чувства и намерения она неспособна. А раз так - Расщеплённый Дуб и его соплеменники отлично видят её подлинные чувства. Напомню: главным мотивом, определяющим поступки индейцев у Купера, является обида. Гуроны справедливо обижены на Тома и Гарри. И потому, понимая конечную цель Хетти Хаттер, не желают её слушать. В словах девушки, стремящейся спасти своих близких от заслуженной кары и полагающейся в этом на библейские обетования, они видят не бесхитростную веру, а ... лицемерие. И соответственным образом реагируют.



Хетти Хаттер с Томом Водяной Крысой и Гарри Непоседой.
Сцена происходит на глазах у индейцев.

Так что Хетти - конечно, чистая и бесхитростная душа, но в данном случае она согрешила. Согрешила во-первых, чрезмерным упованием на Божие Милосердие, а во-вторых - неимением правильного понимания Библии. И её фиаско не только не противоречит Писанию, но, напротив, прямо этим Писанием обусловлено.

Нам же пример Хетти с её неудачным миссионерством может послужить хорошим предостережением. Миссионерство - дело благое, безусловно. Но не каждому можно этим благим делом заниматься. А если уж занимаешься, то во-первых, постарайся всерьёз полюбить адресата твоей миссии. Пусть он чувствует, что тобой движет только стремление спасти его душу и обогатить его жизнь, впустив туда Бога. Во-вторых, чтобы благодатная помощь тебе стала возможна - держи свой ум в послушании Церкви и почаще прибегай к Таинствам. А в-третьих, раз уж мы - не апостолы, и казнь за веру нам пока что не угрожает, обдумать свою речь, возможные контраргументы неверующий стороны и собственные ответы на эти контраргументы будет совсем не лишним.

Миссионерство, Фенимор Купер, Православие, Об особенностях трактовки образа, Книжная полка, Культурология

Previous post Next post
Up