Светлой памяти генерала Н.Ф. Ватутина

Apr 15, 2019 20:55

15 апреля 1944 года в Киеве скончался выдающийся русский полководец Николай Фёдорович Ватутин. В этом году исполнилось 75 лет со дня его кончины. Ватутин - человек, имя которого неразрывно связано с Украиной. Именно его войска в 1943 году успешно взломали гитлеровскую оборону по Днепру и освободили от немецко-фашистских захватчиков Киев, именно его войска смогли удержать украинскую столицу в ходе последовавшего контрнаступления гитлеровских войск, а затем успешно освободили от оккупантов Житомир. Увы, дальнейшие полководческие успехи Ватутина были прерваны подлым ударом со стороны гитлеровских пособников-бандеровцев, которых освобождение их родины от немецких оккупантов категорически не устраивало - ведь в результате они лишались возможности беспредельничать...



Генерал Николай Фёдорович Ватутин, Герой Советского Союза

Николай Фёдорович Ватутин был полководцем кутузовского склада. Он не спешил, хотя его соседи и рвались вперёд, освобождать родную землю от захватчиков. Ватутин предпочитал действовать неторопливо, но наверняка, с истинно крестьянской основательностью. Его медлительность иногда раздражала вышестоящее военное начальство, но недаром А.М. Василевский аттестовал Николая Фёдоровича: "Важнейшие задания, которые возлагались на генерала Ватутина при подготовке и проведении крупнейших военных операций, как правило, выполнялись отлично. Он умел решительно сосредоточивать силы и средства на главном направлении, наращивать усилия и внезапно наносить мощные удары во фланг и в тыл вражеским группировкам, искусно применять крупные массы танков для развития наступления в оперативную глубину, организовывать прочное взаимодействие родов войск и видов вооружённых сил, надёжно поддерживать непрерывное и твёрдое управление войсками". Василевскому вторит Г.К. Жуков: "Это был высокоэрудированный и мужественный военачальник. Его отличали исключительное трудолюбие и широта стратегического мышления". Более того: Георгий Константинович, бывший непосредственным начальником Ватутина в первые месяцы Великой Отечественной, дополнил характеристику, данную Василевским, ещё несколькими важными штрихами: "Чувство ответственности за порученное дело было у него развито чрезвычайно. Обладал завидной способностью коротко и ясно излагать свои мысли". Солдаты РККА прозвали Ватутина "генералом от наступления", немцы же уважительно величали его "Гроссмейстером". Согласитесь, такие характеристики не дают посредственным полководцам.


Николай Ватутин родился в семье крестьянина-середняка 3 (16) декабря 1901 года в селе Чепухино (ныне -  Валуйского района Белгородской области). По национальности - русский. Семья была большая, порой её численность доходила до 26-ти человек, совместно ведших хозяйство. Потом отец Николая, Фёдор Григорьевич Ватутин, отделился от родителей, начал заниматься сельским хозяйством самостоятельно. Кроме Николая, у Фёдора Ватутина было ещё 7 человек детей. Но поскольку и сам Фёдор, и его домочадцы, отличались непритязательным нравом и исправным трудолюбием, денег хватало. Николай даже сумел закончить среднюю школу, в которой учителя отмечали его пытливый ум. В 1915 - 1917 гг. Николай учился в Уразовском коммерческом училище, однако, после революции студентам перестали выплачивать стипендию, и жить стало не на что. К тому же в семье требовался работник. И Николай вернулся домой. 25-го апреля 1920 года его призывают на службу в Красную Армию.



Николай Ватутин в детские годы

Тогда же, весной 1920 года, Ватутин получил своё боевое крещение в стычке с бандитами под Луганском - много развелось за время русской смуты разных националистических и анархических банд, прикрывавших демагогическими лозунгами свою откровенно криминальную деятельность и терроризировавших мирное население. В этом бою Ватутин проявил отвагу, хладнокровие и находчивость, благодаря чему начальство разглядело в нём задатки командира и направило учиться в Полтавскую пехотную школу. Так Николай Фёдорович впервые попал на Украину - и с первого же раза по делам службы.

Учился Ватутин жадно. Оказалось, что военное дело - очень увлекательная наука. Тем более, что теоретические занятия постоянно приходилось подкреплять "практическими": курсантов то и дело срывали с занятий, направляя на боевые задания против банд Махно. В 1922 году Ватутин успешно окончил курс пехотной школы. Удостоверение красного командира ему вручали на поле Полтавской битвы 1709 года, в крайне торжественной обстановке. Увы, радость была омрачена трагедией - в том же году от голода скончались дед, отец и младший брат Ватутина. С тех пор, по свидетельствам очевидцев, Ватутин не выносил выида хлебной корки,брошенной на землю, и строго взыскивал с тех командиров, которые не заботились о питании личного состава.



Николай Фёдорович Ватутин - красный командир. Фото 1926 года.

За 1920-е - 1930-е годы Николай Фёдорович Ватутин прошёл путь от командира отделения до начальника Оперативного управления Генерального Штаба (июль 1940 г.) и первого заместителя начальника Генерального Штаба (февраль 1941 года), совмещавшего оперативные вопросы с проблемами устройства тыла. Приобрёл Николай Фёдорович и боевой опыт современной войны: в 1939 году он принял участие в походе в Западную Украину в качестве начальника штаба Украинского фронта. Тогда серьёзных боевых столкновений на долю новообразованного фронта не выпало: польская армия была разгромлена немцами, да она особо и не стремилась к боям с Красной Армией, а задача самой Красной Армии была иной - не громить поляков, а успеть занять западноукраинские и западнобелорусские земли раньше немцев, не допустить гитлеровской оккупации бывших владений Российской Империи, оказавшихся по итогам Советско-Польской войны 1920 года под властью Речи Посполитой.

Первый день Великой Отечественной войны застал Николая Фёдоровича всё в той же должности заместителя начальника Генерального Штаба. Накануне, 21 июня, Ватутин вместе с Жуковым и Тимошенко настаивал перед Сталиным на приведении западных пограничных военных округов в полную боевую готовность. В Генштабе стало известно о немецком перебежчике, сообщавшем, что нападение фашистской Германии начнётся 22 июня в 4 часа утра. Сталин колебался. В конце концов сошлись на формулировке о возможном нападении и о том, что "нападение может начаться с провокаций". Окончательный текст директивы был написан именно рукой Ватутина, и он же, от имени верховного командования, разослал эту директиву командующим военными округами.



Генерал Н.Ф. Ватутин в первые дни Великой Отечественной войны.

Ватутин был свидетелем резкого объяснения между Сталиным и Г.К. Жуковым в первый день войны. Бытует мнение, что Сталин впал в прострацию и спрятался на своей даче, откуда его пришлось вытаскивать чуть ли не силой. В действительности Сталин, если и был растерян, ответственности с себя за ход войны не снимал. И в первый же день боевых действий явился в Генштаб, где весьма бесцеремонно вмешивался в работу начальника Генерального Штаба Г.К. Жукова. А поскольку распоряжения Сталина носили сумбурный и мало продуманный характер, то его вмешательство грозило тяжёлыми последствиями для фронта. В итоге Жуков в присутствии Ватутина был вынужден заявить верховному: "Уйдите, Иосиф Виссарионович, и не мешайте работать". Жуков и Ватутин в это время пытались установить связь с командованием округов, превратившихся во фронты, чтобы досконально выяснить обстановку и организовать отпор агрессорам.

Доверия верховного Ватутин, впрочем, после вышеописанного инцидента не утратил. 30 июня именно его по поручению Ставки направляют на Северо-Западный фронт. Это был очень важный участок обороны - фашистские орды рвались на Ленинград с его мощной военной промышленностью. Войска Красной Армии с трудом сдерживали натиск агрессоров под Псковом и Новгородом. Историк Елена Никашкина пишет: "Командование фронтом часто менялось, командующие не успевали вникнуть в обстановку, в результате чего на плечи начальника штаба фронта легла тяжелая ноша непосредственного руководства войсками". Итогом стала полная дезорганизация управления войсками. Ватутин, прибыв на фронт и ознакомившись с обстановкой, немедленно приступил к разработке контрмер, с помощью которых надеялся если не остановить, то задержать наступление немцев. Эти меры он направлял на утверждение в Ставку. В результате было принято решение заменить всё командование фронтом, а самого Ватутина - назначить начальником штаба фронта. До прибытия нового командующего Ватутин должен был непосредственно руководить боями.

Николай Фёдорович старался не принимать необдуманных решений, понимая, что, сэкономив для штаба несколько минут, он может заставить солдат и офицеров на передовой терять драгоценные часы и дни в бесполезных передвижениях, а то и ещё более драгоценные человеческие жизни. Да, служба штабного офицера связана с куда меньшим риском для жизни, чем служба офицера строевого.Но бессонные ночи начальника штаба экономили солдатские жизни на передовой. А постоянные налёты вражеской авиации и периодические прорывы ударных немецких частей сквозь советскую оборону в одночасье могли нивелировать все плюсы пребывания в ближнем тылу фронта. И Ватутин здесь работал на износ. Во время налётов вражеской авиации он оставался за своим рабочим столом, намечая контуры будущих операций, просчитывая необходимые для них силы и средства. Однажды тяжёлая авиабомба разорвалась прямо под окнами штаба, взрывной волной в кабинете Ватутина выбило стёкла, несколько осколков влетели в кабинет (один из этих осколков штабные офицеры обнаружили прямо на рабочем столе Ватутина) - а начальник штаба с невозмутимым видом продолжал корпеть над картами, словно и не было авианалёта.

Выезжал Ватутин и на передний край. Так, при отходе Красной Армии с реки Волховец Ватутин лично появился среди отступающих бойцов, остановил их и повёл в контратаку. Прежнее положение было восстановлено.

Ватутиным был разработан план мощного контрудара по 6-му механизированному корпусу немецкого генерала Э. Манштейна фон Левински. Бронированные орды Манштейна прорвали советскую оборону и углубились в тыл Северо-Западного фронта на 200 километров. Но совершенно внезапно для гитлеровского стратега были атакованы советскими войсками. Для этого Ватутину удалось сосредоточить на флангах немецкого клина крупные группировки пехоты, задействовав не только войска своего фронта, но и соседнего Ленинградского. Попытка прорыва врага к Новгороду талантом Ватутина была сорвана, стремительный  бросок на Ленинград не состоялся. А русские войска впервые за войну захватили богатые трофеи - сотни танков остались на поле боя, подбитые советской артиллерией и брошенные гитлеровцами.



Н.Ф. Ватутин в штабе Северо-Западного фронта

За время работы в штабе Северо-Западного фронта Ватутин тесно сблизиться с командующим фронтом генералом Собенниковым. А.И. Журавель пишет: "П.П. Собенников обладал большим, чем Ватутин, командно-строевым стажем и опытом. Но Ватутин занимал очень высокое служебное положение - заместителя начальника Генерального Штаба Советской Армии, к тому, же Ватутин как генерал-лейтенант был старше в звании генерал-майора Собенникова, но каждый на своем посту, стремились наилучшим образом осуществить решения Ставки и потому понимали друг друга с полуслова".

С боёв на Северо-Западном фронте началась дружба Ватутина ещё с одним коллегой-генералом - И.Д. Черняховским. Черняховский в боях под Новгородом и Псковом потерял все танки во вверенной его командованию дивизии - но дивизия сохранила боеспособность и продолжала держать оборону. В дальнейшем оба они - и Ватутин, уже в качестве командующего фронтом, и Черняховский - в качестве командарма - проявят себя с самой лучшей стороны во время Битвы за Днепр.

В ноябре 1941 года, когда немецко-фашистские войска, наступавшие на Москву, овладели Калинином (Тверью), Ватутин получил приказ из Ставки сфоримировать группу войск и остановить наступление противника, грозившего выйти в тыл войскам Северо-Западного фронта. Резервов у фронта не было - всё, что удавалось наскрести, направлялось на оборону Москвы. Тем не менее, Ватутину удалось в труднейших условиях распутицы сформировать небольшую ударную группу, с которой он и перешёл в наступление в направлении на Тверь. Всерьёз, конечно, потеснить противника слабые силы Ватутина не могли, но сковать часть его сил и тем самым помочь Западному фронту выиграть Битву за Москву Николай Фёдорович сумел. Тем более, что ватутинский удар оказался для немцев полной неожиданностью. За эту операцию Николай Фёдорович был награждён орденом Красного Знамени.

Успехи Ватутина на Новгородском и Калининском направлениях в очередной раз подчеркнули его высокую квалификацию как штабного работника. В результате А.М. Василевский, возглавивший в 1942 году Генеральный Штаб, добился его возвращения к прежней работе. "Мы задыхались без квалифицированных штабных работников", - вспоминал впоследствии Василевский. И примечательно удивление Сталина: "А что, он не годится для фронта?" Не имевший военного образования верховный плохо понимал специфику штабной работы. Но примечательно, что победы Ватутина не прошли мимо его внимания. Николай Фёдорович покинул Северо-Западный фронт в мае 1942 года и больше на Ленинградское направление не вернулся. Его ждали бои на южном фланге - там, где он и совершил свои основные подвиги.

Продолжение следует

История Отечества, Вечная память, Ватутин, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up