Всё ближе к нам 75-летняя годовщина освобождения Одессы от гитлеровских оккупантов. А значит, стоит вспомнить тех, кто отличился в ходе Одесской наступательной операции. Тем более, что среди них были и одесситы. Один из них - это украинец Кирилл Васильевич Бочкович (1918 - 1944), старшина 2-й статьи Черноморского флота, заместитель командира взвода 384-го отдельного батальона морской пехоты.
Кирилл Васильевич Бочкович, Герой Советского Союза
Кирилл Бочкович родился в посёлке Саврань Одесской области в семье крестьянина. В 1939 году он был призван в ряды вооружённых сил и попал на Черноморский Флот. Окончил электромеханическую школу учебного отряда флота.
Великая Отечественная война застала Кирилла Васильевича в должности машиниста-турбиниста на крейсере "Ворошилов". Бочкович принимал активное участие в боях на Чёрном море и успел сменить несколько боевых кораблей: после крейсера "Ворошилов" ему довелось служить на эсминцах "Бодрый" и "Фрунзе". В мае 1943 года старшину Бочковича перевели в морскую пехоту. Осенью того же года он участвует в своих первых десантных операциях - при освобождении приморских городов России и Восточной Украины - Таганрога, Мариуполя и Бердянска. В этих боях Кирилл Васильевич был ранен, но остался в строю.
Крейсер "Ворошилов". Именно на нём встретил войну Кирилл Бочкович
Во второй половине марта 1944 года войска 3-го Украинского фронта развернули наступление на Одессу. А на пути к Одессе лежал город Николаев, крупный центр судостроительной промышленности. Чтобы облегчить сухопутным войскам взятие Николаева, советское командование приняло решение высадить туда десант морских пехотинцев. Десантом командовал старший лейтенант Константин Ольшанский, в составе его отряда числилось 55 моряков-черноморцев, 2 связиста из штаба армии, 10 сапёров и проводник Андреев из числа бежавших из нацистского плена красноармейцев. В ночь на 26 марта 1944 года отряд погрузился на 7 лодок, поднялся по Южному Бугу, оба берега которого контролировались немцами и на рассвете высадился в порту Николаева. Задача, поставленная отряду, состояла в том, чтобы нарушить коммуникации врага и посеять панику у него в тылу. Кроме того, советскому командованию было известно о готовящемся угоне на каторгу в Германию очередной партии советских граждан. Отряду поручалось сорвать эту отправку. После чего он должен был вступить в бой с гитлеровскими войсками и содействовать наступлению Красной Армии.
Десантникам удалось бесшумно снять троих немецких часовых и занять круговую оборону в здании конторы элеватора, в деревянном домике восточнее конторы и в цементном сарае. Ещё четыре матроса с противотанковым ружьём и пулемётом залегли у железнодорожной насыпи в 30 метрах юго-восточнее конторы, ставшей центром всей оборонительной позиции.
Николаевский десант
Бочкович стал командиром группы, оборонявшейся в цементном сарае. В подчинении у него находилось 8 матросов. Сайт "Герои страны"
сохранил их фамилии: Гребенюк, Дементьев, Куприянов, Медведев, Миненков, Павлов, Прокофьев и Хакимов. Десантники забаррикадировали двери и заложили окна кирпичом и ящиками с песком, а в стенах пробили бойницы.
Вскоре на дороге показалась повозка с двумя немецкими солдатами. Медведев выстрелами из винтовки ранил обоих, после чего Дементьеву и Гребенюку удалось взять одного из них в плен. Второй немец сумел скрыться. На рассвете фашисты предприняли одну за другой три атаки. Но Бочкович умело руководил боем. Десантники подпускали врага на близкую дистанцию, после чего открывали ружейный и автоматный огонь. С большими потерями немцы откатились от сарая, в котором засела горстка героев. В середине дня гитлеровцы сосредоточили против десантников целый полк при танках и артиллерии. В лобовые атаки в полный рост они больше не лезли, наученные горьким опытом. Вместо этого они открыли по постройкам методичный огонь из пушек и миномётов. Под обломками рушащихся зданий десантники начали нести потери. Так, в отряде Бочковича погиб пулемётчик Прокофьев. Но и немцам досталось - метким огнём из противотанкового ружья матрос Хакимов уничтожил один пулемёт и подбил танк. Сам командир Бочкович вёл огонь из автомата.
В ответ гитлеровцы подтянули шестиствольные миномёты и открыли по десантникам огонь термитными снарядами, от которых в деревянном домике возник пожар. Задымился и цементный сарай, в октором засели бойцы Бочковича. Одна за другой последовали ещё три атаки. И снова были отбиты. К концу дня у Бочковича из 9 моряков осталось семеро.
Утром 27 марта немцам удалось вплотную приблизиться к цементному сараю. Семеро моряков гранатами отбили атаку. После чего снова последовал миномётный обстрел. Часть стены обрушилась, были ранены двое матросов, ещё двоих засыпало. Бочкович бросился их откапывать, и в это время получил контузию. Тем не менее, он вызволил товарищей из-под завала, после чего вернулся к бойнице и продолжил отстреливаться.
Во время следующего приступа гитлеровцы применили огнемёты. Когда струи пламени начали врываться в сарай, матрос Хакимов открыл ответный огонь из противотанкового ружья. Два огнемёта ему удалось уничтожить, после чего противотанковое ружьё замолчало навсегда.
Основной целью немецких атак была контора, где оборонялся самый крупный "гарнизон" - 44 десантника. Но добраться до конторы им мешали более мелкие оборонительные позиции, в том числе и цементный сарай Бочковича. Ко второй половине дня 27 марта немцам удалось, сломив сопротивление на железнодорожной насыпи, ворваться в контору. Ценой неимоверных усилий десантники Ольшанского выбили их оттуда. Но весь гарнизон конторы оказался переранен. Вечером 27 марта фашисты попытались применить против десантников химическое оружие и огнемётные танки. Это была уже 18-я по счёту атака. Тем временем у отряда Бочковича стали заканчиваться боеприпасы. Матрос Павлов предложил пополнить запас патронов и гранат в конторе. Под покровом ночи Бочкович на пару с Дементьевым пробрались в здание конторы, но никого там в живых не обнаружили. Оставшихся защитников здания немцы сожгли огнемётными танками и термитными снарядами. Вернувшись в сарай, Бочкович и его товарищи взяли по последней гранате и поклялись живыми не сдаваться.
Схема обороны Николаевского десанта
Утром 28 марта гитлеровцы снова пошли на штурм - в 19-й раз. В ответ из развалин застрочил одинокий пулемёт. В это время советские войска входили в город: десант Ольшанского ценой собственной гибели задачу выполнил, приковав к себе значительные силы оккупантов. Передовые отряды советской пехоты прорвались в порт. Навстречу им, словно призраки, поднялись из руин шестеро бойцов - последние остатки Николаевского десанта во главе с Бочковичем. Ещё двоих раненых вынесли из сарая, четверых, отравленных газами, но ещё живых, нашли под развалинами конторы. Всех раненых немедленно отправили в госпиталь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года всем участникам Николаевского десанта, и в их числе - их последнему командиру Кириллу Бочковичу было присвоено звание Героев Советского Союза.
После освобождения Николаева Бочкович продолжал воевать в составе своего 384-го батальона морской пехоты. После освобождения Одессы он принял участие в Ясско-Кишинёвской операции. 24 августа 1944 года советские моряки высадили десант в районе села Жебрияны Одесской области. В числе десатников шёл и Кирилл Бочкович. За село завязался ожесточённый бой, в ходе которого герой Николаевского десанта погиб. Похоронили его останки с воинскими почестями в освобождённой Одессе. Доблестный одессит нашёл последнее пристанище на своей малой родине.
_____________________________________________
Материал о Кирилле Бочковиче на сайте "Герои страны"