24 января - 100-летие геноциду казачества

Jan 25, 2019 03:14

24 января 1919 года, ровно 100 лет тому назад свет увидело циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) за подписью Свердлова, которое традиционно считают официальным началом политики "расказачивания". Так что в этом году исполняется 100 лет геноциду казачества, одному из самых тяжких преступлений большевиков не только против человечности, но и против России.



"Расказачивание"


Вот текст этой людоедской директивы.

«Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) об отношении к казакам

24 января 1919 г.
Циркулярно. Секретно

Последние события на различных фронтах в казачьих районах - наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск - заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбы со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
4. Уравнять пришлых "иногородних" к казакам в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.
Центральный Комитет РКП» (конец цитаты).
Конечно, террор против казаков красными предпринимался и раньше, в 1918 году, что, собственно, и стало причиной казачьих восстаний весны - лета 1918 года. В то же время значительная часть казачества, особенно молодые казаки, возвращавшиеся с фронта, сами были пропитаны революционной идеологией, а пуще - просто не хотели больше воевать. Собственно, именно нежелание казаков драться с большевиками послужило причиной гибели первых белоказачьих героев - Алексея Максимовича Каледина и Василия Михайловича Чернецова, из-за этой же пассивности казачества Добровольческой Армии Корнилова и Алексеева пришлось покинуть Область Войска Донского (которую Алексеев первоначально рассматривал как центр будущей борьбы против красных узурпаторов) и отправиться в свой Ледяной Поход. Отмечены и случаи открытого перехода казаков на сторону советской власти, и даже формирование собственных, казачьих ревкомов. У большевиков были все шансы договориться с казаками "полюбовно", лишив Белое Движение не только его достаточно мощной социальной базы, но и почти всей кавалерии. Вместо этого большевики начали кровавый террор. А в 1919 году и вовсе взяли курс на уничтожение казачества как сословия и как этнокультурной группы. "Это - своего рода зоологическая среда, и не более того. Русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие. Очистительное пламя должно пройти по всему Дону, и на всех них навести страх и почти религиозный ужас, - предписывал своим подельникам создатель красной армии Лев Троцкий-Бронштейн. А в воспоминаниях большевистских комиссаров нередки такие откровения: "Мы эту гидру выжигали каленым железом», - то есть казнили всех подряд".

Почему же вместо компромисса казаки получили от советской власти геноцид, даже несмотря на то, что это резко ухудшало стратегические позиции советской власти и давало лишние козыри в руки белых? Почему Свердлов с пеной у рта настаивал, чтобы оружие в казачьих областях оставалось только у иногороднего населения, почему беспощадный террор был признан единственно возможной тактикой большевиков в отношении казачества? Почему даже само слово "казак" на долгие годы фактически оказалось под запретом,  а станицы и хутора "новая власть" принялась активно переименовывать в сёла и деревни?

Казаки не были пресловутым "эксплуататорским классом". Конечно, в казачьих областях имелось своё кулачество - местная сельскохозяйственная буржуазия, но подавляющее большинство казаков жило своим физическим трудом, пахало землю - а в случае войны несло ещё и поголовную воинскую повинность. Зажиточность казаков объяснялась не "эксплуатацией трудового народа", а исключительной плодородностью земель, принадлежавших казачьим войскам, и обилием других природных ресурсов (например, донские, уральские, астраханские и оренбургские казаки активно промышляли рыбу - в местах их расселения водились осетры и другие ценные породы рыб; сибирские, забайкальские, амурские и уссурийские казаки занимались охотой на пушного зверя, и т.п.). По всем параметрам казаки относились к тому самому "трудовому народу", от имени которого и вещали, и правили большевики. Но именно на них большевистский карательный аппарат обрушился с наибольшим остервенением.

Большевики мстили. Те, кто активно и сознательно стремился к разрушению русской государственности, кто дважды за 18 лет ХХ века успел фактически встать на сторону внешнего врага во время Отечественной войны, не забыли, как в 1905 - 1907 годах именно казачьи полки становились опорой здорового государственного порядка. Именно казаков губернаторы и градоначальники вызывали себе в помощь, когда полиция оказывалась не в состоянии справиться с массовыми беспорядками. Местечковые хулиганы, изгои даже в собственной еврейской среде не забыли, кто разгонял отряды так называемой "еврейской самообороны" - по существу, террористические банды, не столько защищавшие еврейские кварталы от погромов, сколько нападавшие на представителей русской власти - не только на чиновников и жандармов, но и на рядовых солдат, и даже на заведомо беззащитных священников. Настоящую оборону еврейских кварталов от погромов, к слову, осуществляли как раз те же самые казаки (так было, например, во время похорон Столыпина, убитого в 1911 году в Киеве), но большевиков это не волновало. У них, как у революционной шпаны, выработался инстинктивный, рефлекторный страх перед человеком в казачьем мундире, в котором они привыкли видеть опору столь ненавистного им здорового государственного порядка. И то, что обстоятельства изменились, что настроения значительной части казачества существенно полевели, а монархия - приказала долго жить, в головах большевистских диктаторов ничего не меняло. Они не укрепляли вертикаль власти - они судорожно уничтожали объект своего страха, надеясь тем самым избавиться и от самого страха. Уничтожали иррационально - как ребёнок, рвущий испугавшую его картинку - не считаясь ни с какими стратегическими потерями.



Большевики ведут казака на расстрел.
На заднем плане мы видим рыдающую жену казака и его испуганного сына.
На практике многие даже такой роскоши не удостоились - жён и детей расстреливали вместе с самими казаками.

3 февраля 1919 года секретный приказ Троцкого № 171 конкретизировал циркуляр Свердлова:

"а) физическое истребление казаков, способных носить оружие (по крайней мере 100 тысяч от 18 до 50 лет);
б) физическое уничтожение так называемых «верхов» станицы (атаманов, судей, учителей, священников), хотя бы и не принимающих участия в контрреволюционных действиях;
в) выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области;
г) переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц" (конец цитаты; весь жирный шрифт мой - М.М.).

Способ покончить с антибольшевистскими восстаниями в своём тылу красные палачи усматривали не в выстраивании более гибкой политики (к чему их призывали некоторые партийные и советские функционеры с мест), а в усилении террора, в поголовном уничтожении тех, кто хотя бы гипотетически мог сопротивляться. Более того - "восстания вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество". Это не деникинский ОСВАГ, не красновские эмигрантские причитания - это свидетельство с красной стороны, свидетельство командарма Ф. Миронова. Людям же, не испытывавшим восторга перед большевистской тиранией, оставалось только ужасаться масштабам террора: «В одном из хуторов Вешенской старому казаку за то только, что он в глаза обозвал коммунистов мародерами, вырезали язык, прибили его гвоздями к подбородку и так водили по хутору, пока старик не умер. В ст. Каргинской забрали 1000 девушек для рытья окопов. Все девушки были изнасилованы и, когда восставшие казаки подходили к станице, выгнаны вперед окопов и расстреляны... С одного из хуторов прибежала дочь священника со «свадьбы» своего отца, которого в церкви «венчали» с кобылой. После «венчания» была устроена попойка, на которой попа с попадьей заставили плясать. В конце концов батюшка был зверски замучен», - докладывали войсковому кругу лётчики-белогвардейцы Бессонов и Веселовский. Станицы и хутора обстреливались артиллерией, дома сжигались - и всё это даже после того, как белые казаки складывали оружие.

Для выяснения настроений казачества большевики полагали достаточными... свидетельства иногородних, которых они и опрашивали в поисках "врагов советской власти". Но у иногородних с казаками была давняя тяжба за землю и привилегии,  о которой много писалось не только в просоветской литературе, но и в белоэмигрантских источниках, и в дневниках М.Г. Дроздовского. Иногородние, бежавшие от малоземелья и тотальной нищеты среднерусских губерний в богатые казачьи области, работали на казаков батраками, втайне мечтая о переделе казачьей земли - а потому охотно оговаривали и правого, и виноватого. А потом, когда несчастного, нередко вместе со всей семьёй, уводили на расстрел, вселялись на правах хозяев в его дом. Более того - большевики намеренно предприняли массовое переселение крестьянской бедноты в казачьи области, дабы увеличить там численность иногородних - а заодно и социальную напряжённость, которая давала им основания ещё более усилить террор.



Расказачивание на Кубани

О числе жертв расказачивания историки спорят. Казачьи источники говорят о цифрах от 800 тысяч до миллиона человек, уничтоженных только на Дону. О 35 тысячах умученных на Кубани и Тереке. Но даже если эти цифры и преувеличены, невозможно отменить документальных свидетельств о расстрелах по 60 - 80 человек ежедневно.  В белорусской Хатыни уничтожено несколько сотен человек - но слово "Хатынь" стало сегодня нарицательным для обозначения максимально бесчеловечного преступления, стало символом массового террора. И если мы сегодня осуждаем - и справедливо осуждаем - палачей белорусской Хатыни, как не осудить тех, кто стремился поголовно изничтожить казачество как социальную группу, для кого цифра в 100 тысяч расстрелянных (указана в  официальной директиве!) не кажется чем-то запредельным? Как не осудить тех, кто тащил на расстрел 80-летнего старика только за то, что в пору своей молодости он по долгу военной присяги боролся с революционными беспорядками?

Вечная память и Царствие Небесное всем жертвам красного террора в казачьих областях! Вечное проклятие убийцам!

_________________________
Вот здесь имеется обширный материал о расказачивании с большим количеством архивных документов, приведённых целиком.

Казачество, История Отечества, Красные, Гражданская война, Красная зараза, Белые

Previous post Next post
Up