О логичности и долгосрочности в отношениях, сиречь о голове и романтиках.

Oct 31, 2018 12:55

Некоторое время тому назад обнаружил в сети неожиданную для меня вещь. Оказалось, что среди поклонников романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" и поставленного по этому роману мюзикла (отметившего в этом году 20-летний юбилей своей первой постановки) бытует странная привычка сводить в пару главную героиню романа - Эсмеральду - с архидьяконом Клодом Фролло.



Фанатское творчество: Эсмеральда в объятиях Клода Фролло

Психологически можно понять мотивы подобных фантазий. В тех трагических условиях, которые описаны в романе Гюго, принять гнусное предложение падшего священника (а в католической иерархии архидьякон совсем не тождествен архидиакону в православных монастырях, это именно священник, причём занимающий особое иерархическое положение, что-то вроде нашего благочинного) было для Эсмеральды единственной возможностью выжить, Фролло, бросивший к ногам Эсмеральды не только свой общественный статус, но и само спасение души, не прекратил бы её преследовать, пока не добился бы своего или не отправил бы девушку на казнь, как оно в итоге и получилось. Да и сам Фролло, надо сказать, очень необычный для романтической литературы злодей, возможно, я ещё напишу об этом отдельную заметку. Немудрено, что столь сложный и в чём-то трагический персонаж вызывает симпатии современных читателей. Однако мечты фанатов - мечтами, но если уж действительно глубоко анализировать произведение, то стоит вдуматься и в принципиальную возможность такой пары.



Допустим, Фролло бы удалось действительно убедить Эсмеральду в ничтожности её возлюбленного - Феба де Шатопера. Допустим, Эсмеральда поняла бы, насколько она в действительности безразлична Фебу. В этом случае девушка вполне могла бы принять "великодушное" предложение "архидемона", променяв свою девичью честь на жизнь и свободу. Но давайте немного вдумаемся: а что было бы дальше? Ведь отношения отнюдь не заканчиваются ни свадьбой, ни первой брачной ночью (а для Эсмеральды с Фролло невозможно было бы ни то, ни другое, максимум, на что она могла бы рассчитывать - это статус тайной любовницы), отношения с них, по большому счёту, только начинаются. Их нужно строить дальше, стараться сохранить, следить за тем, чтобы "семейная лодка не разбилась о быт". Привыкать, притираться друг к другу, порой - просто ломать самого себя через колено. Литература романтизма этого аспекта в любви просто не замечает. И вот на этом пути отношения Фролло и Эсмеральды, если бы таковые, вопреки замыслу Гюго, возникли, были бы обречены.

Начнём с того, что Эсмеральда вряд ли удовольствовалась бы статусом любовницы. Она слишком возвышена, слишком восторжена, чтобы так просто отказаться от возможности побыть невестой. И слишком чиста и невинна, чтобы совесть не укоряла её за беззаконное сожительство. Таким образом, определённо можно утверждать, что своими отношениями с Фролло она начала бы очень быстро тяготиться. С другой стороны, Фролло - книжник до мозга костей, человек, имеющий вкус к знаниям, к образованности, пристально следящий - пусть и с оттенком недоброжелательства - за интеллектуальными модами своего времени, наверняка захотел бы видеть рядом с собой женщину, с которой мог бы обсуждать волнующие его темы. Могла бы Эсмеральда дать ему такую возможность? Вряд ли. Она, при всех своих бесспорных достоинствах, натура довольно-таки примитивная (и её отношение к Фебу де Шатоперу это лишний раз доказывает). Вкуса к интеллектуальным дискуссиям у неё определённо нет. К тому же эта простушка неграмотна. Даже если бы Фролло выучил её читать и писать, пределом её литературных пристрастий наверняка стали бы любовные поэмы и рыцарские романы. А отнюдь не философские, богословские и юридические трактаты, в мире которых обитал ум Клода Фролло.

Ну, и третья причина: наверняка Клод тяготился бы репутационными потерями в связи с этой беззаконной связью. Почти гарантированно он лишился бы духовного сана, возможно, даже подпал бы под суровые церковные прещения. Помимо всего прочего, для него это означало утрату власти и статуса, что для него значило очень многое.



Сцена из мюзикла "Нотр-Дам-де-Пари".
В роли Клода Фролло - Даниэль Лавуа. Хорошо заметно, какой ужас и отчаяние в лице Фролло.
И причина такого смятения чувств - ужас перед греховной страстью, а не отчаяние от неразделённой любви.

Так что можно с уверенностью утверждать: эти отношения, грезящиеся многим фанатам, долго бы не просуществовали. Возможно, год Фролло бы пребывал под обаянием своей неожиданной возлюбленной, а она - пыталась бы отблагодарить его за своё спасение, но после они оба быстро наскучили бы друг другу. Вдобавок, между ними неизбежно начались бы конфликты, которые в конце концов привели бы к распаду отношений - с последующим, скорее всего, превращением обоих в нищих бродяг. Невесёлая перспектива, согласитесь.

Эти мысли, возникшие довольно спонтанно, заставили меня вспомнить о бурных дискуссиях между поттероманами, бушевавших летом 2013-го года, и о возмутившем многих заявлении Джоанн Роулинг, будто Рону и Гермионе, скорее всего, со временем понадобился бы семейный психолог. Зачастую многие читатели и кинозрители судят об отношениях персонажей поверхностно: ах, какая красивая пара - и на этом всё. Вдумывания в характер не происходит. Отчасти это поддерживается и существующими традициями художественной литературы и кино, где брак между главным героем и главной героиней обычно считается "хэппи-эндом". Возможно, словами о "семейном психологе" Роулинг хотела подстегнуть своих читателей мыслить глубже, шагнуть за порог этого самого хэппи-энда, задуматься о том, что отношения надо строить не "раз и навсегда", а непрерывно, всю жизнь, каждый день, год за годом. Что любовь - это не красивая картинка на экране, это труд. Каждодневный труд, подчас очень тяжёлый, диктующийся ответственностью двух любящих людей друг за друга. Парадоксально, но слова о "необходимости семейного психолога" вполне можно воспринимать как похвалу Рону и Гермионе. Ведь если они обратились к семейному психологу, а не пустились в поиски более красивых отношений "на стороне далече", стало быть, они по-настоящему дорожат и друг другом, и своим браком.



Счастливый эпилог отношений Рона и Гермионы.

Вот кому бы психолог точно не понадобился бы, так это Гарри и Джинни. Их отношения обречены быть стабильными и долговечными - по той простой причине, что, помимо взаимного эротического влечения, их связывает общность интересов. Оба они страстно любят квиддич. А значит, их общение продолжало бы оставаться регулярным и насыщенным даже после того, как эрос перестал бы играть ведущую роль в отношениях между ними. Любовь-эрос легко и непринуждённо переросла между ними в любовь-агапе, в знаменитое толстовское "Ну, что, люблю я свой палец? А попробуй-ка, отрежь!"



Гарри Поттера и его избранницу Джинни связывала не только взаимная страсть.
Но и общая любовь к квиддичу.

Были бы отношения Рона и Гермионы столь же безоблачными лет через 20 - 30? Возможно, что да - эпилог седьмого тома даёт на это твёрдую надежду. А возможно, на пути от Битвы за Хогвартс к мирному и счастливому эпилогу этим двоим пришлось пройти и огонь, и воду, и медные трубы, и чёртовы зубы, и семейного психолога. Поначалу Гермиону - девушку с ярко выраженными лидерскими наклонностями и столь же ярко выраженными феминистскими убеждениями - наверняка устраивал бы муж, ни в чём особо ей не противоречащий, муж, стабильно находящийся в тылу у своей активной жены и всегда готовый при необходимости подставить плечо. Но с годами это же самое качество, возможно, начало бы Гермиону бесить: да что ты за тряпка такая, почему во всём только соглашаешься, когда от тебя хоть какая-то инициатива появится? И вот в этих условиях обоим было бы важно проявить мудрость, не рубить по живому, сохранить семью вопреки наметившемуся разладу. Сесть за общий стол и не спеша обсудить возникшие проблемы. Возможно - и привлечь того самого, вызвавшего такую бурю возмущений семейного психолога. Судя по тому, что 19 лет спустя Рон и Гермиона вполне счастливы и живут в добром согласии, этап "взаимной притирки характеров" их семья благополучно миновала.

Отдельного разговора заслуживает ещё одна любимая фанатами пара - Северус Снейп и Лили Эванс-Поттер. Трагическая история Принца-Полукровки, столь неожиданно раскрывшаяся перед читателями в седьмом томе, мало кого могла оставить равнодушным. Не удивительно, что нашлись те, кому эта пара показалась и красивой, и в определённом смысле логичной, хотя Роулинг в интервью неоднократно подчёркивала, что любовь Снейпа не была взаимной. Однако стоит вдуматься в перспективы этих отношений.



Снейп и Лили вместе делают уроки. Хогвартская идиллия, которой не суждено было продлиться долго

Допустим, той трагической ссоры, детали которой я уже разбирал, не произошло бы. Или Лили отнеслась бы более снисходительно к другу детства. Какие перспективы были бы у их отношений после Хогвартса? Снейп явно сочувствовал пожирателям смерти и присоединился к их организации немедленно по окончании школы. Лили точно так же тяготела к Ордену Феникса. Вдобавок, она принадлежала к той категории людей, которых пожиратели брезгливо именовали грязнокровками и стремились поголовно уничтожить (что они и пытаются сделать в 7-м томе, дорвавшись до власти). Как известно, Снейп решился "переменить фронт" и "перейти на светлую сторону" именно после того, как лорд Вольдеморт убил Лили. То есть, по окончании школы он в случае счастливого окончания своего романа с Лили поступил бы ровно так же, как поступил и в реальности. И тогда он очень быстро оказался бы перед простой дилеммой. Либо лорд Вольдеморт объявил бы его "осквернителем рода" и приговорил бы к смерти за брак с "грязнокровкой", либо потребовал бы смыть позор со своего имени и лично убить свою жену (бандеровцы именно с таким требованием всегда обращались к украинцам из смешанных семей, и горе было тем, кто дерзал отказаться от этой сомнительной "милости"). Снейп наверняка руки на Лили бы не поднял - и в этом случае столь же наверняка был бы убит.

Таким образом, определённо можно утверждать, что перспектив в отношениях Снейпа и Лили не было. Даже если бы Лили и не отвергла бы любовь старого друга, после школы обоих ожидала бы скорая и мучительная смерть. А отнюдь не безоблачное счастье, которое некоторым от избытка сентиментальности мерещится.

В общем, если уж мы любим некое литературное произведение, то давайте читать его вдумчиво. И давайте будем пытаться понять внутреннюю логику в поведении персонажей. А не умиляться гипотетическими парами, которые кажутся нам красивыми, но перспективы которых, в силу логики образом, под очень большим вопросом.

Нотр-Дам-де-Пари, Культурология, Гарри Поттер

Previous post Next post
Up