Дмитрий Николаевич Филин (
filin_dimitry) опубликовал статью о причинах, побудивших Церковь установить пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Решил предложить эту статью вашему благосклонному вниманию, поскольку в православных источниках по данному вопросу накопились изрядные разногласия. А точка зрения Дмитрия Николаевича лично мне кажется наиболее выверенной. Оригинал
здесь.
Христос посреди нас!
Сегодня мы празднуем день, когда Честная Глава славного пророка и Предтечи Иоанна была отъята от его тела, а сам блаженный Иоанн отправился с проповедью во ад возвещая скорое избавление праведников от уз и о предстоящем сокрушении врат и опор их и самого ада, этими вратами затворенного, грядущим Спасителем.
Но отчего в этот Праздник Церковью установлен строгий пост?
Я пытался найти ответ на этот вопрос в проповедях некоторых святых и известных духовников, однако, исчерпывающего объяснения не обнаружил.
В самом описании праздника сказано:
«В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка».
Однако ведь множество есть Праздников, когда нет поста, но была насильственная смерть. Таковы дни, когда мы воспоминаем мучения и славную кончину великомучеников Георгия Победоносца и Варвары, целителя Пантелеимона и Евфимии Всехвальной… святых Новомучеников и Исповедников Российских, святых Царственных страстотерпцев, Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары и многих и многих других. Во все эти дни, если они не попадают на дни постные, специально установленного поста нет. Более того, случается что на подобные дни, когда глава великого святого отсекалась, пост заканчивается и мы, православные, получаем разрешение от поста. Так случается, к примеру в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла - последний как раз был казнен в Риме при императоре Нероне как раз через отсечение главы, как римский гражданин).
В последовании службы усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мы находим такое объяснение:
«Зри постнаго сего устава на усекновение честныя главы Предтечевы, древними святыми отцы в сей день завещаннаго.
Суть убо нецыи предают качеству быти тогда снедей, а не посту: о том бо не возмогохом ничтоже обрести написано в различных типицех. Но паче достоит в той день всяко воздержатися постом, пострадавшаго ради за истину пророка, и проповедавшаго во аде Господа: разрешению же быти точию на древяное масло, и прочая от различных овощнаго плода: и по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденнаго.
…понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием и различных животных закланием и кровопролитием нам же ни единаго от таковых животных, из нихже кровь изливается, но ниже рыб [кровь бо имеют, аще и в воде жительствуют, и от тварей животных суть] подобает вкушати: да не сообщницы явимся Иродову чревоугодию…
…Темже братие усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пиянственнаго сего злаго нрава: аще бо кто неверствием одержимь будет, и узаконеннаго сего многоразсудительнаго повеления не сохранит, таковый зле пагубныя напасти постраждет…».
Вот оно и объяснение: «понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием и различных животных закланием».
Получается, что пост Святая Церковь налагает не просто ради скорби об убиении Пророка - ибо если и есть скорбь таковая у христианина, то это все-таки скорбь от человеческого естества. А если поразмыслить о духовном, то, о чем скорбеть, раз больший из когда-либо рожденных женами отправился на продолжение своего великого дела и остался Предтечей Господу и по отшествии своем от жизни земной? Не скорбь в том, а радость!
А вот относительно нас самих такой пост становится совершенно ясен.
Сам пир не постыден и радость от пребывания на пиру не греховна. Было бы так, не почтил бы Своим пребыванием и не претворил бы Сам Господь, по просьбе Своей Пречистой Матери воды в вино на браке в Кане Галилейской. Более того, сотворил Он чудо то уже тогда, когда пир был в разгаре, а не по причине того, что вина не было совершенно.
Напротив, заранее приготовленное женихом вино уже было выпито гостями:
«Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».(Ин. 2: 9-10).
Но, если пребывание на пиру не есть грех по своему естеству, то отчего же пост и запрет на пир? А от того, что за безвинной радостью уже недалече и невоздержание, от которого и чревоугодие и упивание вином и иные страсти, ожидающие, когда отложит трезвение человек - то тут же и нападают на безоружного.
И чтобы кто-то не посчитал греховным само вино, то мудрая Церковь и тут позаботилась в своих указаниях:
«разрешению же быти …по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденнаго».
Вот тебе и мера и назначение! И тут же суровое предупреждение:
«Вино ли пием? А он никогдаже пияше вина, или инаго пития мiрскаго…
Темже братие усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пиянственнаго сего злаго нрава».
Как точно сим Церковь дает понять то, что не вино или яства являются греховными, но может их таковыми сделать наше собственное произволение.
И что же, Церковь определяет обязательным потребить вино в такой день? Ни в коей мере! Но сказано это для того, чтобы кто не подумал, что вино само по себе греховно.
Таким образом, Церковь положила нам в этот Праздник пост по причине того, чтобы мы могли растождествиться с Иродом и возлежащими с ним, чтобы проложить границу между собой и Иродиадой с её злобой и Соломеей, сеющей нечестивые помыслы. Не по причине греховности пира мы постимся, а ради того, чтобы разобщиться с бесовским веселием того самого пира. Ибо на каждом пиру веселие, но не всякое веселие ко греху.
Вспоминаем, что подобное с нами уже было и великим постом - стремление к растождествлению не вообще с чем-то или кем-то целым, а с частностью. Так накладывая на себя ограничения в пище в дни Великого Поста, мы тем самым растождествляем себя с Адамом согрешающим через снедь:
«Изгнан бысть Адам из рая снедию» (стихиры на стиховне).
Не вообще с Адамом, но воспоминаем его грех и с тем, согрешающим разобщаемся, чтобы соединиться с несогрешающим.
И тут, в день усекновения, мы постимся, дабы нас не причли к участникам того бесчестно пира, где хозяйничал порок и в разнузданности потерявших всякое человеческое обличие людей родился и претворился сей дьявольский умысел - убить Пророка.
Но не сразу могло подобное произойти. Мы помним, что сам Ирод, хотя и поступал часто неблагочестиво, однако Пророка с удовольствием слушал и, как сказано:
«Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».(Мк. 6: 20).
И даже есть такое мнение, что в темницу был заключен Иоанн Предтеча еще и ради того, чтобы не могла ему навредить Иродиада, люто ненавидевшая её обличителя. И правда- случается, что темница более безопасное место, нежели свобода.
Но то, что случившееся не могло произойти беспричинно, а требовался больший повод, доносит до нас Евангелист Марк:
«Настал удобный день» (Мк. 6: 21).
А что не просто требовался пир и что не просто пир был таким удобным днем, понятно из того, что Ирод был царем, а у царей разве не частыми случаются пиры и праздничные застолья? Частыми, и весьма. Однако, требовался «удобный день». В чем же оказалось «удобство» того самого пира, на котором замысел превратился в дело?
В клятве! Многократно святитель Иоанн Златоуст нас, неразумных, в своих «беседах о статуях» многократно преупреждает : «Не клянись!»
Но вот клятва произнесена:
«царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе» (Мк. 6: 22-23).
И дух лукавый, дождавшись клятвы тут же подсказывает, как реализовать давно желаемое:
«Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. 6: 24).
Что же Ирод? Он же слушал Пророка, берег его и даже, как говорит Священное Писание часто поступал по его слову…Но клятва, этот грех грехов, совокупность всех преступлений!
«Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его» (Мк. 6: 26-27).
Могло ли так произойти, чтобы клятва была произнесена не на пиру? Возможно. Но ясно, что такой пир хотя сам по себе и не был именно таким «удобным случаем» для совершения преступления, однако, послужил поводом для произнесения клятвы - этого наиудобнейшего случая для нечистых человеческих помыслов и духа лукавого.
С кем мы пребудем в день сей - с духом лукавым, с Иродом, Иродиадой - будучи возлежащими на пиру, или вооружимся и очистимся, сколько в наших силах от этой заразы и гнили?
«сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21),
Говорит Спаситель и Святая Церковь призывает нас в этот Праздничный день к тому же:
«почтим день сей молитвою и постом в целомудрии» (Проследование службы усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).
По слову Церкви да последуем и спасены будем молитвами святаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Пречистой Богородицы.