"Боевая подруга" Мария Октябрьская и другие героини

Oct 22, 2012 00:23

Прочитал - не поверите, где: на обложке ученической тетрадки собственной дочери! Спешу поделиться, потому что информация из ряда вон выходящая.





В конце лета 1941 года Мария Октябрьская получила похоронку на мужа. Большое горе не сломило сильную духом женщину. Она решила пойти на фронт. Мария Васильевна решает продать все свои вещи и на вырученные деньги построить танк Т-34. Но этих денег не хватило, она занялась вышивкой и трудом своим добыла недостающую сумму. Когда деньги были собраны и сданы в Госбанк, Мария Васильевна направила телеграмму в Кремль такого содержания:
"Москва, Кремль, Иосифу Виссарионовичу Сталину. Дорогой Иосиф Виссарионович! В боях за Родину погиб мой муж, полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные себережения - 50 тысяч рублей. Танк прошу назвать "Боевая подруга" и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком. Мария Октябрьская".



Вскоре пришёл ответ:
 "Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет. Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин".
Мария Васильевна была направлена в Омское танковое училище и закончила его успешно. В сентябре 1943 года экпиаж тьанка в составе командира - младшего лейтенанта Петра Чеботько, башенного стрелка сержанта Геннадия Ясько, стрелка-радиста Михаила Галкина и водителя-механика сержанта Марии Октябрьской был зачислен в состав 26-й Ельнинской гвардейской  танковой бригады Западного  фронта.
17 октября 1944 года в ходе боя у совхоза "Крынки" по "Боевой подруге" в упор ударила немецкая пушка. Порванная гусеница танка безжизненно распласталась на снегу. Мария Васильевна сняла с крыла запасные траки и спрыгнула на землю. В этот момент она была ранена.  Осколок миномётной мины, пробив глаз, коснулся большого полушария головного мозга.
Два месяца врачи бились за её жизнь, но безуспешно. 15 марта Мария Октябрьская скончалась. Её имя навечно было занесено в списки части. А танк "Боевая подруга" закончил войну в Кёнигсберге. Посмертно Марии Октябрьской было присвоено звание Героя Советского Союза. Бойцы звали Марию Васильевну "мамой" - в свои 39 лет она была старше большинства из них.



В танкистской форме, при погонах...
Э-эх, как поётся в другой песне, ей бы жить да жить, жить бы да любить!
Об этой замечательной женщине знает Википедия. Этот сайт сообщает дополнительные подробности.
Октябрьская Мария Васильевна - урождённая Гарагуля, украинка по происхождению, родилась  в деревне Кият (ныне село Ближнее Красногвардейского района республики Крым, Украина)  в 1902 году. Детские годы провела в Севастополе. В 1921 году переехала в Джанкой, где окончила семь классов, затем в Симферополь.
Родители были раскулачены и сосланы в 1930-х годах на Урал, проживали в посёлке Баяновка Свердловской области.

Работала телефонисткой на городской телефонной станции.
В 1925 году вышла замуж за Илью Федотовича Рядненко, при этом оба  сменили фамилию на Октябрьские - в честь Октябрьской революции.
Муж служил комиссаром 134 гаубичного артиллерийского полка. Погиб 9 августа 1941 года в боях за свою родную Украину. Сама же Мария  Васильевна первоначально эвакуировалась в Томск, где работала на стройке и где застала её похоронка.
В поленвом госпитале после ранения, где М.В. Октябрьской была сделана операция, ей вручили орден Отечественной войны первой степени.
Сайт "Герои страны" (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=358) сообщает дополнительные сведения.
Муж М.В. Октябрьской в момент знакомства служил в дивизии Котовского кавалеристом. Мария Васильевна делила с ним гарнизонные будни, пела солдатам народные песни, много училась. Именно в частях, где служил её муж, она приобрела профессию шофёра и научилась стрелять из пулемёта, как писала об этом Сталину.

Удивительная женщина, как будто сошедшая со страниц русских народных сказок ("Финиста - ясна сокола" помним?). Но самое удивительное в том, что она была не единственной. На сайте П.В. Мультатули www.ei1918.ru, ныне не существующем, был рассказ о другой героине - Нине Бондарь.
Нина Ильинична воевала в 237-й Краснознаменной, орде­нов Суворова и Богдана Хмельницкого танковой бригаде, награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Только вследствие редкой скромности женщины из Бийска - города на далеком от столи­цы Алтае она не была отмечена так, как того заслуживает - в первом ряду героинь войны.
          «Волею случая я попала не в ту степь, - вспоминает героиня. - До того любила авиацию, не знаю, как и сказать. Страшно переживала, когда меня списали из летной части. Вижу из танка наши самолеты, уже не смотрю на зем­лю, смотрю вверх! Мне башнер всегда говорит: ко­мандир, смотри прямо! Я опомнюсь немного, а потом опять... Кричу башнеру: их же собьют сейчас! Так за них переживала. Только когда саму начали бить, тог­да опомнилась.

Родилась я во Владивостоке, предки моего отца были хохлы из Черниговской губернии, в старые вре­мена, не знаю точно когда, бежали на вольные земли на Дальний Восток. А мама родилась на Сахалине, где судьба свела их с отцом - не знаю. Помню по­гранзаставу, где отец был начальником, на границе с Китаем на реке Уссури.

Я училась в школе, хорошо успевала. В конце 30-х годов нас призывали: комсомол, на самолет! В шко­лу пришел инструктор: есть желающие поступить в аэроклуб? Человек восемь из класса записались, про­шли медицинскую и мандатную комиссии. У меня в семье подозрительных личностей не нашли.

Не думала, что это будет серьезно. Первый год учили мотор, как управлять самолетом на земле. На­тура у меня такая - ничего не боялась! И сейчас ничего не боюсь... Первый прыжок с парашютом, даже парни говорят: мы еще подождем, присмотримся. Спрашивают нас: кто желает? - Я! В Бию нас бро­сали, падаешь в реку, парашют накрывает, вода хо­лодная. Лодки нас караулили. Над городом нам да­вали зону облета, я низко спускаюсь, лечу чуть не по крышам. Инструктор: почему так низко летаешь?! Бабушка моя ругалась: черти тебя носят! Ты, холера, чуть трубу не снесла! Хулиганила в воздухе. Так мне нравилось летать!

В 41-м году нас мобилизовали, дали переподготовку в Омске, отправили в Подмосковье, в часть ПВО. Летали на У-2 с полевого аэродрома. Начальник отряда вы­вел нас строем. Радиосвязи не было. Он крылом по­машет - делай так. Нас обстреляли. Случайный сна­ряд попал в мой самолет, повредил ноги, и меня списали...

А потом ребята, уже побывавшие в боях, из госпи­талей, мне говорят: Нинка, в танковое училище наби­рают. Поехали.

Написали письмо Сталину. Нас там много было таких, инициативных... Вызывают нас, повезли. По­думала вдруг: о-е-ей, что же я сделала? Но назад хода нет. Обыскали. На дверях написано: Ворошилов. Заходим - сидит какой-то военный, не Ворошилов. Спрашивает: что, не похож? Мы, 27 человек, боимся слово сказать. Он говорит: я не Ворошилов, я его заместитель. Потом дал нам напутствие в патриоти­ческом духе и отправил на вокзал с сопровождаю­щим, видимо, из НКВД - фуражка с красным око­лышем, вид какой-то жестокий. Мы его боялись, молчали как рыбы.

Начальник танкового училища сразу не разобрал­ся. В списке написано: Бондарь Н.И. Меня и потом из госпиталя выписывали, писали - Бондарь Нико­лай"
.             Нина Ильинична участвовала в битве на Курской Дуге, в Корсунь-Швеченковской операции и многих других знаменитых сражениях Второй Мировой. Один бой запомнился особо. "Зима под Винницей. Снег только выпал. В танке жарко, душно. Прошу проходящего офицера: подай кусочек снега. Он подает комочек. Я: что так мало? Он: там больше дадут... Я не поняла. А потом по­шли в бой, они как начали лупить, один наш горит, второй, третий... Оказывается, перед нами - бункер Гитлера, все сильно укреплено. Мы сдали назад, по­том опять пошли".

"Сексуальных домогательств" на фронте не было однозначно, как свидетельствует героиня. Но существовало жёсткое, неполиткорректное правило: в танковом экипаже женщина может быть только одна. Причина вполне прозаическая: "Однажды ко мне подошла одна девушка из бригады: возьми меня в экипаж. Я говорю: ты зна­ешь, что такое гусеница? Ее разобьют, нужно ее под­нять, перебросить на катки. Кто будет? Мы с тобой не сможем, а два мужика ее не поднимут"...




Подбитая "тридцатьчетвёрка". Хорошо видны разбитые гусеницы.
Напоследок - ещё одно важное свидетельство Нины Бондарь: "Вообще, война - не женское это дело... Вылезешь из танка как черт. Умыться негде, воды нет. Очки подымешь. Ни рожи, ни кожи. Не пой­мешь, кто ты есть. Как усну, мне снилось, что отец работает банщиком, а я у него прошусь: разреши по­мыться. Если рядом овраг с ручьем или болото чис­тое, мы комбинезоны в грязи, в песке вытопчем, спо­лоснем. На трансмиссию положим, мотор заведем, пять минут - и комбинезон высох. Быт танкиста - не для женщины. Но мирилась со всем, терпела. Что меня еще возмущает - показывают женщину на войне, она обязательно курит. А у нас в бригаде никто из девушек не курил, не пил. Спиртное хранилось у меня на всякий случай, просили часто офицеры, но уходи­ли ни с чем, ворчали - да у этой среди зимы снега не выпросишь. Пьющих я и сейчас, честно говоря, тер­петь не могу"...

Вот так. Оказывается, у прикольной картинки ( http://mikhael-mark.livejournal.com/70134.html) может быть  серьёзное продолжение. Есть женщины в русских селеньях, которые не только коня на скаку остановят. Но и вражеский танк.



PS. Обнаружил в интернете ещё один любопытный факт. Оказывается, танк М.В. Октябрьской был не единственной машиной, носившей название "Боевая подруга". Другой танк с таким же названием построили на свои деньги женщины Свердловского хлебомакаронного комбината. "Прямо на заводском дворе вручали женщины свой танк уроженцу с. Кривое Озеро с Украины Байде Кириллу Ивановичу, воевавшему в составе 93-й тбр, со словами: «Бейте ненавистного врага». Танк с боями прошел славный боевой путь, много раз ходил в атаку, и в последнем жестоком бою на Курской Дуге, танк сгорел, в одном из боев осенью 1943 г. Экипаж остался жив. И снова работники комбината собрали деньги. И снова купили танк. И снова назвали его «Боевая подруга». И снова командиром экипажа стал Байда К. И. Танк прошел с боями всю правобережную Украину. В боях за город Львов 20 - 21 июля 1944 г. экипаж танка Т-34-76 с надписью на башне «Боевая подруга» из 93-й отд. тбр, под командованием ст. лейтенанта К. И. Байды уничтожил 11 танков и до двух батальонов пехоты. Танк был подбит 30 июля 1944 г. в Карпатах, у с. Лютовиско, командир танка К. И. Байда - погиб", - сообщает сайт http://www.tankfront.ru/ussr/nominal_tanks/boevaya_podruga.html.

Жизнь замечательных женщин, История Отечества, Великая Отечественная война, Люди и судьбы

Previous post Next post
Up