... или ещё кое-что о пользе изучения Житий святых.
Сегодня Русская Православная Церковь - поистине Церковь всех россиян. Ибо объединяет она в своих рядах людей настолько непохожих и с настолько разными убеждениями, что только диву даёшься. Казалось бы, с большевиками и с октябрьским переворотом давно всё ясно. Во всяком случае, для Православной Церкви приход к власти большевистской партии - партии воинствующих атеистов, объявивших Православию войну на уничтожение и доходовших в своём антицерковном запале до прямого восхваления всякой нечисти - одна из величайших катастроф за всю её историю, сопоставимая, разве что, с османским завоеванием Византии. Но нет, находятся некие странные люди, пытающиеся от имени Православия апологетствовать большевикам. Находятся и другие деятели, поосторожнее. Прямо хвалебных од советской власти они не слагают, при случае могут и ругнуть, но именно - при случае. Главным же врагом России и Православия в трудах этих публицистов почему-то оказываются белогвардейцы, на которых и возлагается главная вина за революцию.
Несколько раз случалось полемизировать с данной точкой зрения, вполне большевизанской по сути, приходилось и мне. А сегодня в ЖЖ Дмитрия Филина (
filin_dimitry) обнаружил любопытный факт, полностью подтверждающий мою точку зрения на события Гражданской войны. Дело в том, что 7 декабря по церковному календарю, помимо всего прочего - день памяти священномученика Евграфа Еварестова. И вот какие сведения обретаются в его житии.
Священномученик Евграф Еварестов
"В 1918 г. все уфимское духовенство хлебом-солью встретило Белую Армию, освободившую летом город Уфу от большевиков. В соборе служились благодарственные молебны, молебны о спасении Отечества. При храмах епархии, в том числе при Воскресенском соборе был организован сбор одежды, белья и денежных средств для Белой Армии, устроен лазарет. Матушка Анна Васильевна принимала участие во всех этих трудах. За эту деятельность отец Евграф подвергался аресту, из-под которого, вероятно, был освобожден контрнаступлением армии Колчака в марте 1919 г.
Четыре сына отца Евграфа служили в Армии Колчака: двое из них пошли добровольцами, двое были мобилизованы. С Армией Колчака ушли две дочери отца Евграфа - одна была замужем за прокурором Суда Западной Армии Колчака, вторая - замужем за инженером, офицером при Армии Колчака.
9 июня 1919 г. красные окончательно взяли Уфу. Отец Евграф был арестован в своем доме 18 ноября 1919 г. красноармейцами-латышами. Они ворвались с черного хода и сразу же стали обыскивать квартиру. Забрали все мало-мальски ценные вещи, награды, документы, фотографии и увели с собой священника.
По обвинению в «агитации в пользу Колчака» отца Евграфа приговорили к расстрелу с конфискацией имущества. В обвинительном заключении следователь написал: "... гр. Евграф Еварестов обвиняется 1) как член монархической организации Михайла Архангела, вина эта его удваивается ибо он поп; 2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которыя он и без того затемнял как поп; 3) в добровольных пожертвований на Народную Армию...; 4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию; 5) в родственных связях с активными белогвардейцами; 6) в ложно злостных показаниях при допросе. Находя Е. Еварестова врагом Советской власти, принесша много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ".
Приговор был приведен в исполнение 7 - 8-го декабря 1919 г. Священномученика вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу. Через некоторое время арестовали и вдову священника, а детей зимой, в страшный холод выслали в Катав-Ивановский завод" (Конец цитаты. Полностью текст жития св. Евграфа можно прочитать
здесь).
Вдумаемся: что мы только что прочитали? И выстраивается вполне простая логическая цепочка. Священник Евграф Еварестов всецело поддержал Колчака - большевики казнили отца Евграфа за поддержку Колчака - Церковь прославила отца Евграфа в лике святых как мученика. Внимание: как мученика, а не как страстотерпца. То есть, признала, что отец Евграф пострадал за веру и за Христа, а не за свои политические взгляды. Но если так - получается, что борьба против большевиков в рядах Белого Движения расценивается Церковью как служение Христу. То есть, канонизацией отца Евграфа Церковь косвенно выразила своё одобрение Белому Движению. И те, кто дерзает называть Белое Движение "западническим" и "масонским", кто именно в белогвардейцах, а не в большевиках склонен видеть главных врагов веры и Отечества, выступают таким образом против соборного мнения Церкви. А значит - весьма некстати берутся вещать от имени Православия.
Святый отче Евграфе, моли Бога о нас!