Вячеслав Кондратьев. Скорость, маневр, огонь

Nov 05, 2012 21:27

Вячеслав Кондратьев (vikond65) решил уделить в своём ЖЖ внимание Семилетней войне. Получилась довольно интересная статья, хоть и не относящаяся непосредственно к истории России. Оригинал здесь.



5 ноября 1757 года, в ходе Семилетней войны, состоялась битва при Росбахе, которая завершилась одной из наиболее блестящих побед прусского короля Фридриха Великого. В этом сражении у маленького саксонского городка он разгромил объединенную австро-французскую армию, почти вдвое превосходившую по численности его войско. Такого успеха Фридрих добился благодаря решительности, умелому маневрированию и хорошо налаженной разведке.

Перед началом боя у Фридриха было 22 тысячи солдат и 72 пушки, а у его противников - 42 тысячи бойцов и 109 орудий. Союзной армией командовали два отпрыска королевских родов - французский принц де Субиз и австрийский принц фон Заксен-Гильдербурггаузен. Полководцами они оказались неважными. Про де Субиза Фридрих как-то сострил: "от берет с собой в поход 100 поваров, а я - 100 шпионов". Про поваров было сказано не случайно, все знали об увлечении принца кулинарией. Он вошел в историю Франции не столько как военачальник, сколько как изобретатель соуса и лукового супа на говяжьем бульоне, названных в его честь.

Благодаря своим разведчикам прусский король был в курсе всех перемещений неприятеля. Занимая хорошую позицию на холме, он вовремя узнал, что союзники не собираются атаковать ее в лоб, а вместо этого начинают глубокий обход по правому флангу, чтобы ударить с тыла. Не дожидаясь завершения вражеского маневра, Фридрих быстро разделил и перегруппировал свои войска таким образом, чтобы охватить походную колонну противника с трех сторон. Часть прусской пехоты преградила ей путь, кавалерии генерала фон Зейдлица предстояло нанести удар с левого фланга, а с правого - заняла позиции оставшаяся на холме часть пехоты и вся артиллерия прусской армии. Не зная об этом, принцы бодро маршировали прямо в приготовленную для них ловушку.

Сражение прошло в точности по составленному Фридрихом плану. Сперва ударом драгун и гусар фон Зейдлица была разбита и обращена в бегство французская кавалерия, ушедшая вперед и оторвавшаяся от пехотных колонн. Потом прусские конники атаковали передовые части австро-французской пехоты, вступившие в перестрелку с прусским заслоном. Авангард союзной армии успел развернуться в боевой порядок, но его сопротивление продолжалось недолго и было окончательно сломлено атакой прусской пехоты при поддержке артиллерии с холма. Сражение длилось чуть больше часа, после чего остатки союзных войск отступили в полном замешательстве, бросая пушки.

Оба принца и примерно три тысячи их подчиненных получили ранения в этом бою, но им, можно сказать, повезло, так как более тысячи австрийских и французских солдат и офицеров, в том числе шесть генералов, погибли. Еще семь тысяч - сдались и примерно пять тысяч - разбежались. В плен попало 260 офицеров и восемь французских генералов. Трофеями прусаков стали 72 орудия (ровно столько же, сколько у них имелось в начале сражения), а также - 28 полковых и батальоннных знамен.

Хотя в битве у Росбаха уцелело более половины союзной армии, ее моральный дух был подорван, что усугублялось потерей двух третей артиллерийского парка. Посовещавшись, принцы решили скомандовать общее отступление из Саксонии. Фридрих торжествовал, тем более что победа обошлась ему всего в 169 убитых и 430 раненых. Однако война только начиналась, и прусского монарха в ней ожидало много сюрпризов.

На заставке - парадные портреты генерала фон Зейдлица и самого Фридриха Великого по прозвищу "старый Фриц", хотя в 1757 году ему было только 45 лет.



Наблюдательный пункт Фридриха в сражении при Росбахе.


Перестрелка прусского заслона с французской пехотой.



Прусские драгуны преследуют французских кирасир.



Прусская 12-фунтовая полевая Хельцмана образца 1744 года с конической зарядной каморой. Слева внизу - разрез ствола австрийской 12-фунтовой полевой пушки образца 1753 года.



Прусские гусары хвалятся трофеями после битвы у Росбаха.



На месте сражения прусаки установили мемориальный обелиск, который в 1806 году был разрушен по приказу Бонапарта, пожелавшего стереть у немцев память о победе над французами. Но подобные вещи мало кому удавались. В 1814 году, после изгнания наполеоновской армии памятник восстановили в слегка измененном виде.

Семилетняя война, Вячеслав Кондратьев, Век восемнадцатый

Previous post Next post
Up