Любопытные вещи обретаются, когда обращаешься к документам середины 1940-х годов, касающихся Западной Украины. В докладе наркома госбезопасности УССР С.Р. Савченко
встречается: "27.10.44 года в 11 часов бандгруппа в количестве 12 человек, одетых в форму офицерского и рядового состава Красной Армии, совершила налёт на сельсовет села Шубренцы-Борисполе Черновицкой области... Бандитами убит также уполномоченный по вербовке рабочей силы в Донбасс (выделено мной - М.М.) Ленский Петр Иванович". Там же, немного ниже: "30.10.44 г., в 6 часов вечера, в Ивано-Золотовский сельсовет, Золотопотоцкого района, Тернопольской области, зашли 9 бандитов, одетых в форму военнослужащих Красной Армии и, выдав себя за сотрудников НКВД, прибывших в село для мобилизации населения в Донбасс, потребовали от находившегося там секретаря сельсовета собрать истребительный батальон. По прибытии в сельсовет бойцов истребительного батальона К. и П., последние были убиты бандитами".
Группа бандеровских головорезов в трофейных советских фуражках
Сегодня от необандеровских пропагандистов нередко приходится слышать, что в Донбассе, дескать, кровожадный Сталин с помощью голодомора истребил всех украинцев, а затем завёз на обезлюдевшие земли под угрозой репрессий толпы "москальских голодранцев", которые, дескать, теперь и претендуют на право считаться коренными жителями Донбасса. В свете этих утверждений (к слову, совершенно бездоказательных) геноцид русского населения в Донбассе, устроенный украинскими нацистами, и впрямь может для несведущих в истории людей предстать национально-освободительной борьбой, зверства же бандеровских карателей - справедливым возмездием коварным оккупантам. Уже и термин придумали для оправдания геноцида - "деоккупация Донбасса", и "цивилизованная Европа", как водится, с этим людоедским термином охотно согласилась.
Между тем, документы свидетельствуют, что политика Сталина в отношении Донбасса была ровно противоположной тому бреду, который ему приписывают Вятрович и компания. После гитлеровской оккупации этот край обезлюдел и лежал в руинах, между тем его экономическое значение для воюющей страны оставалось огромно. И поскольку Красная Армия, освободив Донбасс, двинулась дальше, изгоняя захватчиков из центральной и западной Украины, очень быстро вызрела идея: направить в Донбасс добровольцев из числа украинской молодёжи. При этом сразу решалось несколько проблем. Во-первых, Донбасс быстро получал приток свежей рабочей силы без отвлечения тех, кто уже трудился в глубинных областях России на эвакуированных туда оборонных заводах. Во-вторых, под благовидным предлогом из прифронтовой полосы удалялось мирное население, что позволяло снизить его потери. В-третьих, появлялась возможность теснее привязать Донбасс (до революции - стропроцентно русский край) к Украине, увеличить численность "представителей титульной нации" в Донбассе, не прибегая к столь диким мерам, как "коренизация".
Сталин
Не "москалей" Сталин завозил в украинский Донбасс, а украинцев - в надежде, что эти три области, присоединённые к Украине немецким штыком и оставленные за ней произволом советской власти, станут полноценной частью Украинского государства. Но неожиданно эта украинизаторская политика натолкнулась на жёсткое противодействие со стороны бандеровцев. То есть - тех, кого сегодня принято считать украинскими националистами.
Казалось бы, будь они действительно украинскими националистами, радей они и вправду за украинский народ, им бы радоваться, что этнические территории украинцев расширяются. Более того - как раз тех украинцев, которых они привыкли рассматривать как свою социальную опору - галицких и полесских униатов. Но из документов мы видим, что украинизация Донбасса отнюдь не вызвала в среде ОУН никакого энтузиазма. Напротив, бандеровцы грубыми и кровавыми провокациями стараются расстроить переселенческую политику Сталина. Почему?
Во-первых, галицкая молодёжь, отправлявшаяся в Донбасс, изымалась из-под влияния бандеровских агитаторов. Ведь в Донбассе ОУН так и не смогла закрепиться, а местное население однозначно воспринимало бандеровцев как полицаев и прислужников оккупантов (каковыми они и были). Во-вторых, эта молодёжь попадала в рабочие коллективы Донбасса, где безраздельно господствовали просоветские и пророссийские настроения (и немудрено: подавляющее большинство жителей Донбасса было русскими). Под влиянием своих "старших товарищей" эта молодёжь должна была проникнуться такими же настроениями - а значит, пополнить собой ряды идейных противников ОУН. Собственно, молодёжь, отправлявшаяся в Донбасс, и так бандеровцам не симпатизировала: кто симпатизировал, тот ещё в 1943 году попрятался по схронам. Но у них оставалась надежда, сочетая террор с пропагандой, перетянуть её на свою сторону. Переселенческая политика Сталина лишала их такой возможности.
Бандеровцы. В своём подлинном обличье - в эсэсовской форме.
Ну, и не будем забывать о том, кем же в действительности были бандеровцы, с кем они держали связь, от кого получали оружие, боеприпасы и инструкции. А гитлеровскому абверу восстановление экономического потенциала Донбасса было вовсе ни к чему. Вот и начали бандеровцы противодействовать украинизации Донбасса, вопреки провозглашаемому ими же курсу на построение "украинской соборной державы".