Истеричная кампания против "Гарри Поттера", попутно обильно измазавшая грязью и Толкина, и "Хроники Нарнии", и даже Чебураку с крокодилом Геной, приучила тех, кто наблюдает со стороны за дискуссиями Православной Церкви и ее оппонентов, думать, что все православные - агрессиые тупицы, не умеющие отличать сказку от реальности и объявившие джихад против детской литературы. За пределами же Церкви, якобы, царят объективность и здравомыслие. К счастью, это иллюзия. И джихад детским сказкам вполне могут объявить и вполне правоверные "борцы за права ребенка", причем с неменьшей неадекватностью, чем печально известные Медведева и Шишова. Об одном таком клиническом случае - статья Ники Паздрий (
nikotorix). Оригинал
здесь.
Читала "Матроны.ру" и наткнулась на эммм, как бы это корректнее выразиться...
специфическую трактовку любимой с детства сказки.
Трактовка написана в духе: если творческому перу сильно захочется дать кому-то люлей, то достанется всем: и негодным прихожанам храма, которые сделали замечание носящемуся по храму ребенку, и сказочным персонажам..
Но если в вопросе
"здесь молятся и рожают" с Алесей Лонской в чем-то согласиться можно (ну, действительно, заявить трехлетнему ребенку "Это храм! Здесь молятся! Если ты не замолчишь - я тебя ударю!" - чересчур, если только тот дедушка сказал так дословно), то на ее статью о Кае и Герде у меня была одна реакция - глаза по пять копеек. Мультфильм недавно смотрела - он кардинально отличается от сказки по сюжету, Герда там шебутная слегка получилась, но, тем не менее, - это где ж такое ж там можно найти?
В общем, решила еще раз перечитать "Снежную Королеву" (отличное занятие, кстати, - читать сказки в 6:42, когда все еще спят:)), и дать кое-какой резонанс.
Хотел ли Кай на самом деле быть "крутым и холодным"
Было ли "подражание Снежной Королеве"
"Всепрощающая мамочка" готова терпеть и оправдывать любые капризы "сыночка", когда тот сознательно чудит и садится на голову. Это да. Но прикол весь в том, что в сказке "Снежная королева" как таковых капризов Кая нет. Мало того - основная интрига начинается как раз с того момента, когда Кай под влиянием осколка начинает заигрывать с нечеловеческой силой (влез в сани к Снежной Королеве, хотя поначалу хотел отвязаться от нее), окончательно теряет личность и волю.
Его личность-то была как раз другого мнения о Снежной Королеве: "Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает". И вряд ли стал бы Кай в здравом уме и трезвой памяти с таким существом лобызаться.
Алеся почему-то видит в аффективных поступках Кая его истинное "я": "А он с самого начала интересовался другой женщиной, причем Самой Крутой. Такой крутой и холодной, каким он хотел бы видеть себя. Ведь чувства - это не для настоящего мужчины. Кай не хочет уметь переживать, не хочет, чтобы его жалели".
Но здесь, ИМХО, и есть большая ошибка. Даже несколько.
Во-первых, Кай не выражал желания быть таким же, как Снежная Королева. Маниакальной тяги управлять стихиями, по крайней мере, у него в сказке не было.
И заинтересовался он ею не "как женщиной", а примерно так же, как пчелами или чем-то вокруг (ребенок же, в конце концов, не подросток еще даже). И об Африке дитё может у бабушки спросить, красивая ли Африка. Не попадись ему Снежная Королева на глаза после того разговора, может, и вообще забыл бы о бабкином рассказе.
Во-вторых, он хотеть с осколком в глазу мог не больше, чем загипнотизированный человек желает выполнять команды сильного гипнотизера. Может по-другому? Да вряд ли. А любое "хочу" есть только тогда, когда сохраняется возможность выбора и контроль над собой. Кай временно лишился и того, и другого.
Автор иллюстрации - Toma Bogdanovic
О "латентном алкоголике"
Если брать Алесину аналогию с алкоголиком, то на том этапе, когда пропойца вполне сознательно тянется за рюмкой, его ответственность за поступки никуда не девается. В тот момент можно сказать - сам, дурак, виноват, кто пить заставлял.
Но когда уже случился припадок "белки", то рассуждать в категориях "хочет - не хочет" не приходится. И обвинять тоже. Человек неадекватен и неуправляем, он не осознает, что делает. Им рулит водка. И не надо принимать никакой пьяный бред за истинные намерения.
Вообще, насколько уместно сравнение Кая с алкоголиком? Если бы он сам себе налил осколок тролля в глаз вставил из интереса, как с этой штукой мир видится, тогда да, можно было бы сравнить. Но так же не было. Даже в мультике.
Потому не соглашусь с тем, что "сценарий Кая - вляпываться в истории, раскаиваться и получать прощение от женщины-мамочки". Такая линия поведения проявлялась у него до осколка и после оного? Ни разу. В сказке Андерсена, по крайней мере. Так какой же тогда "сценарий"? Сценарий поведения как раз воспроизводится постоянно.
Когда Алеся Лонская пишет: "Не выбирайте таких мужчин, как Кай. Впрочем, если вы - Герда, то выбора у вас нет. Сначала милый мужчина, розы и "я тебя никогда не обижу". Потом - грубость и «опрокинутые санки» (первое насилие). Потом - уход в загул" - она "путает психбольного со сволочью" (с). Конкретно Кай был просто болен, пусть и временно.
Он несколько раз дает понять, что не надо его спасать, но ей все мало - а мало ли, что кто "дает понять", когда у него припадок. Некоторые больные дают понять, что им срочно надо от чертей спасаться прыжком из окна девятого этажа. Тоже уважать выбор и отойти в сторонку? Или всё-таки попробовать любыми усилиями отогнать от окна и вызвать скорую?
Фраза: "Тот плохой мальчишка, которого уколол осколок, спал в Кае всегда" несправедлива. Как будто наша весьма условная "хорошесть" - прививка от грехов и ошибок, и мы, в отличие от "поганых Каев" - ни-ни... Ни сбесимся никогда, ни заболеем, потому что мы ж не Герды и не Каи. Да щас.
Есть такие состояния, в которых человек существует физически, как бы, живой, а личность почти уничтожена. Психическая болезнь. Тогда он становится вполне способен на то, что сознательно осудил бы раньше. И Герда, как человек с хорошей духовной интуицией, это ощутила сразу. Это часть ее дара, о котором финка из сказки говорит: "Не видишь разве, как велика ее сила?".
В чем разница между Гердой и "всепрощающей мамочкой"
Между Гердой и "всепрощающей мамочкой" есть огромная принципиальная разница. Когда она после исчезновения названого брата говорила: "Кай умер и больше не вернется", то не так уж сильно и ошибалась. В каком-то смысле да, умер, хоть и не телом. И самостоятельно бы вряд ли вернулся.
Несмотря на то, что солнечный свет и ласточки говорили ей другое, Герда сомневается, пока не получит доказательства. Это явный признак рационального человека, а вот "мамочки" обычно нерациональны. И за доказательствами Герда отправляется не к колдунье ворожить, а к реке, где Кай мог погибнуть.
Хорошее логическое мышление у нее, кстати, для ребенка: вот, пропал человек в северной деревушке. Куда он мог деться? Либо замерзнуть и замело его (тогда после оттепели нашлись бы останки, но они не обнаружились), либо звери разорвали (тогда была бы кровь на снегу или еще что-либо подобное, заметили бы), либо утонул, либо вмешались потусторонние силы. Но начинает Герда свое, так сказать, расследование с более логичного варианта (то, что река в сказке живая, другой вопрос - на то и сказка).
Причем у нее присутствует правильное осознание того, что в жизни на халяву никто никому ничего не должен: "Я подарю тебе свои красные башмачки, если ты вернешь мне его", - говорит она речке, чтобы возвратить хотя бы мертвое тело Кая. Но речка подарок не принимает. И только тогда в дело вступает версия "Кай жив" и вмешательства потусторонних сил, которая и верна в данном случае.
В чем здесь отличия от поведения "всепрощающей мамочки"?
- Герда действует довольно продуманно, на свой возраст. Причем, заметьте, она не трактует обстоятельства так, как ей было бы приятнее, выгоднее для иллюзий. А это часто делают "мамочки". Ей, конечно, хочется верить, что Кай не погиб, но, если обстоятельства скорее говорят об обратном, она склоняется к обратному. Пока не появляются, опять же, объективные основания начинать поиски.
- "Ведь она готова заботиться о тебе всегда, даже если ты вдрызг пьяный", - говорит Олеся. Ну... Когда Кай начинает крушить их любимые розы, Герда кричит: "Кай, что ты делаешь!", а не начинает кружить вокруг него и угодничать: "Каюшка, милый, успокойся, я тебе чайку сейчас налью". "Всепрощающая мамочка", наверное, как раз вела бы себя по-другому, а не орала на взбрендившего друга.
- "Сказки учат нас, что все заканчивается хорошо. Мужчина раскаивается и становится примерным семьянином. Но в жизни все не так" - а в жизни случается по-разному. Я сама против того, чтобы глядеть сквозь розовые чичи на проблемных мужчин, но и другая крайность (поспешно налепленные ярлыки "перверзных", "манипуляторов", "кобелей", "конченных") ничем не лучше. Всё зависит от того, каков человек и что конкретно с ним: помрачение случилось или он в адеквате и стиль жизни такой. ИМХО, это две совершенно разные ситуации. Во-вторых, если бы Герда поняла, что она настоящему Каю мешает, то, возможно, и ушла бы. Ну, а то, что она с навязанным осколком тролля "мнением" не соглашалась, наверное, только об ее уме говорит. И еще одном отличии от бездумно "всепрощающей мамочки":).
Несколько нюансов о портретах Кая и Герды в статье
Очень мне не нравится этот мультфильм тем, что Герда представлена как идеал женщины.
Не идеал, но достойный пример точно. Впрочем, мне интересно было бы узнать, какой идеал женщины у Алеси.
Очевидно, что у нее зависимость от Кая.
Вряд ли. Она просто не любит прогибаться под сценарии троллей и Снежных Королев, а пишет собственный:). И в мультике да, Герда не такая "воздушная" вся, как в сказке, это сильнее видно.
А когда она узнает, что его прибрала к рукам другая женщина и что он счастлив (ошибочная история с принцессой) - любая нормальная любящая девушка сказала бы «И слава Богу» и пошла бы прочь.
Узнала от кого и как? От незнакомого ворона по оочень "подробному" и "содержательному" описанию: "На третий день явился небольшой человечек, не в карете, не верхом, а просто пешком, и прямо во дворец. Глаза блестят, как твои, волосы длинные, вот только одет бедно". Почему "нормальная любящая девушка" должна верить каким-то слухам, причем от тех, кто и Кая-то в жизни не видел? Где тут норма и в чем любовь?
Золотая карета неизбежно должна была быть разграбленной.
Ага. Герда свистнула и призвала разбойников для экстрима и упоения роли жертвой. Будучи же, конечно, в курсе, что они ее встретят именно на этой дороге:).
А идти по снегу лучше босиком. Однозначно голодной. Из последних сил. Чтобы сильнее была видна жертва и было чувство благодарности.
Вот здесь не надо переоценивать Гердину аскезу:). Башмаки у нее тогда просто забрали, а подкрепиться и "одеться с ног до головы в шелк и бархат" она во дворце очень даже не отказалась. Не аскетка эта девочка от слова "совсем". Что, кстати, жертвенным созависимым "мамочкам" не часто свойственно. Они, наоборот, порой просто на пьедестал возносят свою "неприхотливость". Хотя, с другой стороны, материальное для Герды и не главное. Но и не чуждо ей тоже:).
Просто больше ничего Герда предложить мужчине не может.
Да ну, прям-таки не может? Выше сами же написали: "У него есть красивая и добрая Герда, казалось бы, чего еще желать?". А я прибавлю, что она еще и умная, и располагает к себе. Неплохой такой "капитал" в совсем уж юном возрасте.
Потому-то я не верю в спасение Кая. В то, что он способен сбросить свою холодную личину и стать человеком, который находится между «слабым», каким видит его Герда, и «сильным», каким видит его Снежная Королева. То есть нормальным.
Не знаю, но, по-моему, достаточно прочесть фразы Герды о Кае а-ля: "Он ведь такой умный! Он знал все четыре действия арифметики, да еще с дробями!", чтобы понять: она им искренне восхищается и уважает. Так о слабаках не говорят. И кто, Снежная Королева, считает Кая сильным? Стихия, которая покрывает снегом горы, а его в долю секунды может сделать ледышкой:)? Я вас прошу - играет она с ним, балуется просто с этой "отпускной" в виде слова "Вечность". Повеселилась, подарила коньки на память, отпустила и занялась своими делами. Нужны они ей шибко, те Кай с Гердой. Словно она не могла помешать ему уйти, если бы захотела.
И вообще, на "испоганенном" лице не только "личины" бывают. А еще и воспаления, например.
"Снежная королева" - это сказка даже не о "всепобеждающих обстоятельствах". Это объективное признание того, что: 1) человек не совершенен и не всесилен, как бы ему ни хотелось в это верить, и "осколки зеркала троллей" (то есть бесов) могут врезаться в каждого; 2) личность и "осколки зеркала тролля" в ее глазу - не одно и то же. Дай Бог нам всем научиться последнему.