Ника Паздрий. Четкая схема противодействия дьяволу

Mar 25, 2017 16:51

Ника Паздрий (nikotorix) в очередной раз радует своими статьями о христианских мотивах в современной культуре. Новая её статья посвящена фильму "Лимб". Оригинал здесь.

Изложила здесь мысль о том, что бес Легион из фильма "Монах и бес" не особо похож на классического духа злобы. И подумалось: а есть ли в кинематографе образ, точь-в-точь передающий суть дьявола, как он есть? Пожалуй, да. Например, Эдгар Мьюленс из фильма Винченцо Натали "Лимб" (2013). Это один из моих любимых триллеров  Есть в нем очень неоднозначные моменты с духовной точки зрения (само видение загробного мира, очень специфическое общение живых и мертвых и т. д.), но опыт успешного противостояния человеческой души демону передан великолепно. И да, под немалым влиянием христианской духовности. Не настолько ярко выражено это влияние, как в моих любимых "Других", но однозначно чувствуется.

Итак, Мьюленс. Формально он не демон, а душа умершего серийного маньяка. Но настолько четко вырисована его именно бесовская сущность, что стоит  внимательно рассмотреть этот персонаж. И блестящий пример победы человеческих душ над сатаной, показанный в "Лимбе".




Сначала немного о сюжете. Семья Джонсонов уже долгое время проживает один и тот же день. Это замечает только один ее член - 15-летняя Лиза. Родные не понимают ее намеков и прямых слов об этом. Пытаясь докопаться до причины, Лиза выясняет страшную правду: этот бесконечный день все время "прокручивается" уже в загробном мире. Она и ее близкие - мертвы. И держит их души в этом круге якобы дух Эдгара Мьюленса, который убил всю семью, вселившись в отца Лизы Брюса. А параллельно с непростыми событиями жизни Джонсонов развивается другая трагедия - сверстницы Лизы Оливии. Ее отец уже попал под влияние Мьюленса, но еще есть шанс спасти семью.

В отчаянии Оливия находит способ связаться с Лизой. Душа Лизы и живая Оливия начинают действовать сообща. Им удается через открытие правды душам других жертв Мьюленса (которые не хотели верить в то, что их жизнь кончилась, а они находятся в лимбе) привлечь их на свою сторону и совместными усилиями отправить маньяка в ад. После чего ранее связанные души становятся свободны.

Первый вопрос, которым я задалась в связи с этим, был таковым.

Ну хорошо, допустим, этот дух маньяка настолько силен, что он держит взаперти души. Пусть так. Но почему тогда он не может остановить Лизу, если она в его власти? Только, образно говоря, пальцем ей грозит все время, пугалки какие-то нелепые выдумывает, вроде сотрясания стен. А напугать-то смог только на пару часов, да и то лишь слегка поколебал ее решимость освободить родных и помочь Оливии. Почему так?



Никакое здесь не противоречие, кстати говоря. А раскрытие очень глубокого духовного вопроса: дьявол на самом деле бессилен. Его якобы всесилие - мыльный пузырь, готовый лопнуть в любой момент. Как только не станет опоры в конкретных человеческих грехах, не будет и его могущества.. Многие святые отцы писали об этом. У свт. Иоанна Златоуста, например, есть целый труд "Беседы о бессилии дьявола", который я надеюсь осилить.

Воплощенный в образе Мьюленса дьявол действует так же. как и настоящий. Если смотреть на вещи поверхностно, действительно можно поверить, что он управляет лимбом. Но есть одно "но" - как только жертва "просыпается" (то есть перестает отрицать реальность), она обретает действовать по своему рассуждению, то есть выходит из под власти Мьюленса. Так было не только с Лизой, но и с Френсис, и другими замученными маньяками девушками.

Так что, пожалуй, Эдгар вполне по-сатанински врал, когда заявил: "Они видят только то, что я позволяю". В действительности они видели то, что были готовы видеть. А сам Мьюленс им ничего не позволял, скорее всего. Он только умел пользоваться страхами, которые считывал, и на этом основании создавать иллюзии.

Жертвы боялись страшной правды о своей гибели точно так же, как боялась ее Грейс из "Других". Их можно по-человечески понять.



Души вновь и вновь бежали от этого неописуемого ужаса хотя бы в лимб. А поскольку в духовном мире разницы между мыслью и действием нет (вспомним слова Спасителя о том, что согрешивший в голове согрешил делом), это бегство и создавало для них реальность в виде замкнутого круга.

Демонический персонаж использует иллюзии и манипулирует "заключенными". Кстати, очень символично, что Мьюленс начинает свои злодеяния с убийства родителей, причем искренне верующих христиан (когда он еще мальчиком умертвляет свою мать, в кадре появляется ее Библия, падающая с кровати). Двойная параллель с дьяволом - отречение от Создателя, Отца, через расправу с земными родителями, и открытый бунт против всего святого.

Как и бесы, Мьюленс видит смысл жизни исключительно в разрушении ее же. Ничего другого у него нет, даже если когда-то и было. Убийства ради ненасытной страсти к насилию, безо всякой другой цели. Как писал в своей книге один современный священник, бесы узнаются по деструктивной бессмысленности их действий. Мьюленс действует деструктивно потому, что он - посмертный раб своей  страсти, раб того места, где совершал преступления. И от которого ни на шаг не способен отступить.



А почему же все-таки дьявол-Мьюленс не смог остановить душу Лизы?

Да из-за трех простых и одновременно сложных вещей, о которых вся христианская аскетика: подлинного милосердия, совести и готовности к самопожертве. Которые в избытке нашлись у этой самой обычной молодой девчонки.

На милосердие, помнится, серьезно роптал еше булгаковский Воланд.

... Остается,  пожалуй,  одно  -  обзавестись  тряпками  и заткнуть ими все щели моей спальни!
- Вы о чем говорите, мессир?  -  изумилась  Маргарита,  выслушав  эти действительно непонятные слова.
- Совершенно с вами согласен, мессир, - вмешался в  разговор  кот,  - именно тряпками, - и в раздражении кот стукнул лапой по столу.
- Я о милосердии говорю, - объяснил свои слова Воланд, не  спуская  с Маргариты огненного глаза. - Иногда совершенно неожиданно  и  коварно  оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.

У Мьюленса тоже подходящей тряпки не нашлось, чтобы заткнуть ею вход для Лизиного сострадания. Причем деятельного. Она не просто залилась слезами, найдя альбом убийцы с вырезками о его пропавших жертвах, кропотливо им собранными за все годы злодейства. Лиза приняла решение помочь им во что бы то ни стало. И до самого победного конца, безо всякой надежды действовала по совести. Даже если препятствия казались непреодолимыми.
Есть известное выражение: совесть - Голос Божий. Хотя Лиза и неверующая, скорее всего, и даже к оккультной практике спиритизма обращалась (не такая ли ошибка, сближение с загробным миром, позволила потусторонней силе довести поганое дело до конца и убить семью?), но этот Голос она слышит постоянно, и за ним идет. Поэтому, на мой взгляд, Бог в этот момент с ней целиком и полностью. Когда вся семья Джонсонов "проснулась", лимб разрушился и открылись двери в рай, Лиза не согласилась тотчас же туда уйти и оставить попытку спасти Оливию и ее близких.

Еще одна глубокая христианская идея - поодиночке не спасаются. Только готовность пожертвовать собой (а откуда еще идея самопожертвы ради совершенно постороннего человека, если не из христианства?) может открыть Царствие Небесное тому, чью земную жизнь нельзя назвать безупречной. Лиза готова рисковать ради других, и в результате, спасая семью Оливии, тем самым вытаскивает из лимба собственную.

Финал фильма, как мне кажется, очень перекликается с фразой из 1 Кор. 6:3:  "Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более (дела) житейские?". Суд над демоном (падшим ангелом), по своей внутренней, сути, совершают его жертвы. И неожиданное появление  изувеченной Фрэнсис (первой невинно убитой) пугает Эдгара до смерти по одной единственной причине.



Он понимает, что приходит время суда над ним. Суда, известно Чьего. Время, отпущенное на беспредел, исчерпано. А теперь настает очередь вечной расплаты.

Демон всегда жалок и бессилен по отношению к тебе, если ты не принимаешь его правила игры. За эту идею и ее высокохудожественное воплощение "Лимб" очень люблю. Вещь.

Ника с Украины, Кино, Православие, Культурология

Previous post Next post
Up