Поведения якобы-православных мирян, распускающих в интернете гадкие сплетни о Патриархе и епископах, я считаю хамством. В самом буквальном и самом гадком смысле этого слова. И то, что эти сплетни время от времени оказываются правдивыми, нисколько их не оправдывает.
Ной, как повествует Библия, опьянел и лежал в своём шатре обнажённым. Полагаю, зрелище было не из эстетичных - те, кто имел общение с сильно пьяными людьми, со мной согласятся. Что чувствовали его супруга и сыновья - тоже представить себе нетрудно. И вот Хам, видя в шатре отца, лежащего пьяным и обнажённым, выходит и рассказывает об этом братьям. Многие авторы склонны предполагать, что Хам насмеялся над своим отцом, но в самом библейском тексте ни о каких насмешках ни слова. Поэтому примем за бесспорный факт то, что Хам пересказал братьям то, что увидел. Но Бог, устами св. Моисея Боговидца, в данном случае становится на сторону падшего отца и резко осуждает самозванного "ревнителя общественной нравственности". Сим и Иафет входят в шатёр и своими одеждами покрывают наготу Ноя. И именно их поступок бытописатель Моисей ставит им в заслугу, Хам же оказывается проклят вместе со своим потомством.
А теперь от дней ветхозаветных - к дням сегодняшним. Все ли помнят, что священника мы обязаны именовать "отцом" или "батюшкой"? Все ли помнят, что архиереи поставлены над приходскими священниками и потому, в силу своего положения сподобляются сугубой чести? И все ли помнят, что слово "Патриарх" с греческого переводится как "главный из отцов"? О необходимости почитания пастырей много сказано не только в святоотеческих творениях, но и непосредственно в Писании - в посланиях святых апостолов. Желающий без труда найдёт необходимые цитаты. "Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие!" "Повинуйтеся наставником вашим: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие", - наставляет своих духовных чад Апостол Павел.
А что взяли себе за правило некоторые из нас? Услышат про какого-нибудь митрополита (а то и про Патриарха), что он с кем-нибудь не тем (по мнению этих самозванных "ревнителей") встретился и / или как-то не так с ними держался - и понеслось. Ещё, может быть, и слух-то ложный, а по интернету уже несётся шепоток, передаваемый из уст в уста каждый раз с новыми подробностями и непременными причитаниями об "измене отеческой вере". Да погодите, братья и сестры, а вас-то кто поставил в Церкви пастырями? Кто и когда вверил вам попечение о душах Патриарха и епископов? Ах, Писание? Так вот вам Писание: возьмите Соборные Послания св. Апостола Петра и читайте. Только от корки до корки, а не выборочно. А написано там, между прочим, что никакого пророчества в Писании нельзя понять человеку самому по себе, ибо Писание - боговдохновенно и писалось не по своей воле авторов. Для правильного понимания библейских (равно как и святоотеческих) текстов нужна Церковь, нужна живая нить Предания, нужен опыт Церкви.
Самое же главное, что это ваше возмущённое злословие, вываливаемое в интернет, читают все, кому не лень. В том числе - и враги Церкви Христовой. А потом радостно подхватывают как лишние аргументы в антицерковной полемике. Читают и сомневающиеся. И вашими "непреложными фактами" надёжно заслоняют свою совесть от упрёков Евангелия. Так чем же вы в таком случае отличаетесь от ветхозаветного Хама, который, вероятно, был справедливо возмущён видом пьяного отца... И был при этом, тем не менее, проклят вместе со своей справедливостью. Не благочестивее ли будет покрыть грех пастыря покровом благоразумного молчания, положившись на Божие Правосудие, а главным образом - на Божию Милость? Тем паче, что все мы не без греха, и сами обвинители - в первую очередь. "Не судите, да не судимы будете", - это ведь к нам говорит Спаситель.
Мне могут возразить: но ведь в Православной Церкви нет догмата о папской непогрешимости! Любой человек немощен, и ни один наш архиерей, даже святой, не безгрешен. Что ж, на такой случай Спаситель оставил весьма недвусмысленный алгоритм действий. Если согрешит брат твой - иди и обличи его наедине. А вдруг покается? А если не покается - возьми с собой двух или трёх свидетелей и обличи в их присутствии. Ась? Что? Боязно? Нельзя так просто пойти к митрополиту или Патриарху и наедине заявить ему: "Владыко, Вы неправы!"? Ну, так если боязно обличить наедине - не обличайте вообще, дабы не быть вам нарушителями Евангелия. Сплетничать же и трепать на стогнах градов доброе имя своих архипастырей - удел Хама, которому закономерный итог - проклятие. Аминь.