Mar 28, 2012 11:15
Вчера протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что готов взять на себя священническое окормление участниц группы "Пусси Райот", если они того захотят, хотя их следственный изолятор окормляет другой священник. Батюшка заявил, что готов даже навещать их в СИЗО каждый день, если потребуется. А сегодня протодиакон Андрей Кураев пишет в своём блоге:
"Я очень рад, что оценка этими девушками их акций эволюционирует в сторону от чисто политической акции к религиозной самооценке. И, кажется, в их письме нет слова "панк", а просто "молитва" вместо "панк-молебен" (как они называли свою акцию ранее - "ИФ")", - заявил отец Андрей корреспонденту "Интерфакс-Религия" во вторник.
Так он прокомментировал письмо участниц "Pussy Riot" патриарху Кириллу. Авторы письма, реагируя на субботнюю проповедь, в которой предстоятель расценил их акцию как кощунство, заявили, что, наоборот, их "горячая и искренняя молитва не может быть глумлением и святотатством - в какой бы форме она ни происходила".
"Очень хотелось бы надеяться, что это их письмо и самооценка - не притворство, не понарошку. Я бы очень хотел, чтобы они нашли и другие поводы для молитвы, в том числе о своих собственных детишках и о себе самих", - сказал отец Андрей.
По его словам, вопрос в следующем: это был единственный и первый повод для молитвы в их жизни, или у них был опыт более ранней молитвы? Если второе, "тогда, наверное, они знали бы, что нельзя в молитве желать зла другому человеку - таковы христианские представления".
"С другой стороны, есть понятные правила, в некотором смысле одинаковые, в области религиозной и музыкальной: если ты хочешь играть джазовую импровизацию, это твое право, но сначала окончи консерваторию, научись классике. Точно так же сначала "поставь голос" в молитве по православной классике, потом уже можешь молиться по своим личным поводам и своими словами. В данном случае я почему-то подозреваю, что у них не было опыта нормальной православной молитвы", - сказал протодиакон А.Кураев.
Он считает, что получилась "очень странная вещь": человек, который впервые в жизни взял в руки краски, пришел с ними в зал икон Третьяковской галереи и на "Троице" Андрея Рублева решил попробовать свою кисть.
"В данном случае получилось что-то похожее. У тебя есть право рисовать иконы авторского стиля, но не навязывая это всем остальным, тем более в том месте, куда люди приходят с ожиданием другой молитвы - канонической православной", - сказал собеседник агентства.
Он напомнил историю из древнего патерика: молодой монах приходит к старцу и говорит, что разучился молиться, что никакой радости молитва ему не доставляет. В ответ старец попросил его перед сном положить поклон за него, помолиться.
"Юноше это польстило: как это так, такой старец просит молиться о нем! Один вечер кладет за него поклон, второй, а через неделю он подумал: "Что я делаю? Я за святого человека молюсь, а за себя не молюсь!" После этого он стал молиться за себя, вернулся к нормальной монашеской молитве. Так и здесь. Ладно, помолились, скажем, за Путина, теперь помолитесь о себе и своих детях с пожеланием добра", - сказал отец Андрей.
В заключение он высказал мнение, что его комментарий, "может быть, неуместен, ведь они писали в патриархию", и добавил, что реагирует лишь от своего имени, и его слова "нельзя считать ответом Церкви".
Надеюсь, что совместными усилиями двух известных миссионеров и апологетов удастся локализовать и ликвидировать тот вред, который был нанесён России и Церкви "панк-молебном".
Дело "Пусси Райот",
Протоиерей Чаплин,
Кураев