Современные поклонники Бандеры, Шухевича и иже с ними очень не любят, когда УПА называют карателями. И упрямо настаивают на том, что их кумиры воевали против немцев. О том, как они воевали, мне писать уже
доводилось, о том, в каких на самом деле отношениях состояли идеи украинского "интегрального национализма" с интересами немецких империалистов -
тоже. И фото "жертвы гитлеровских концлагерей" Бандеры в немецкой военной форме я также
приводил. Но 75-летняя годовщина "Акта проголошення Украинськой державы", состоявшегося во Львове 30 июня 1941 года, заставляет вновь обратиться к деятельности ОУН и кинуть взгляд на то, чем занимались эти "борцы за незалежнiсть" в том самом роковом июне 1941-го. Да-да, в то самое время, когда Киев уже бомбили [1].
Группа бандеровцев из батальона "Нахтигаль"
Ко вторжению немцев в СССР бандеровцы готовились всерьёз, с самых первых дней Второй Мировой войны, полагая это вторжение вопросом времени. Уже весной 1941 года органы НКВД отмечали всплеск террористической активности на националистической почве в Западной Украине. Бандеровцы проникали в СССР с территории оккупированной немцами Польши. Делалось это с ведома и при полном одобрении Абвера: ещё в начале года Бандера встретился с руководством немецкой военной разведки и получил для ведения подрывной работы в СССР 2,5 миллиона рейхсмарок [2]. Ответом на террор стало то, чем обычно отвечает любое уважающее себя государство - показательные судебные процессы над террористами и суровые приговоры.
Параллельно шло формирование карательных частей из ОУНовцев как будущей опоры немецкого "нового порядка" на оккупированных территориях. В начале апреля 1941 года на учебном полигоне Нойхаммер начали собирать польских военнопленных украинской национальности, согласившихся добровольно служить оккупантам. "Разбавленный" ОУНовцами, этот контингент превратился в карательный батальон "Нахтигаль" [3]. Во главе батальона стояли немцы - обер-лейтенант А. Герцлер (командир) и Т. Оберлендер (офицер связи). А напоказ, в качестве декоративной фигуры, отвечающей за точность передачи немецких приказов украинским холопам, назначили Романа Шухевича. Да-да, того самого.
В середине апреля 1941 года началось формирование второго карательного украинского батальона - "Роланд". Батальон формировали в Австрии, на этот раз - из числа украинских эмигрантов "первой волны" и их потомков. Во главе батальона встал бывший офицер польской армии Е. Побигущий. В "Роланде", в отличие от "Нахтигаля", всё командование было украинским (бандеровским), немцев же представляла только группа из 3-х офицеров связи [4].
Бандеровец из батальона "Роланд".
Функции и статус этих формирований обсуждались С. Бандерой и Я Стецько с главой абвера адмиралом Канарисом. Причём содержание этой беседы её участники с украинской стороны передают по-разному. И если Стецько настаивает на том, что в итоге переговоров для "Роланда" и "Нахтигаля" был выторгован независимый от немцев статус и право выступать под украинскими национальными символами (жёлто-голубой флаг и тризуб), то Бандера утверждает, что никаких политических вопросов они не касались, а обсуждали лишь процесс подготовки будущих "легионеров" к боевым действиям на Восточном фронте. Стецько, как официальный глава "украинского правительства", сформированного бандеровцами во Львове, должен был думать о своём имидже в глазах жителей Украины, а потому - менее расположен к откровенности и более - к пропагандистским преувеличениям. Как там оно было на самом деле - никто уже не узнает, Канарис унёс эту тайну с собой в могилу.
Бесспорным же фактом остаётся то, что бандеровские вооружённые формирования числились в составе вооружённых сил нацистской Германии, получали немецкое финансирование, носили немецкое обмундирование и вместе с немцами пересекли границу СССР на рассвете 22 июня 1941 года. Собственно, один этот факт ставит точку во всех разговорах о "третьей силе", которые очень любят вести апологеты бандеровщины.
Нахтигалевцы
Однако, надо ещё разобраться с вопросом о карателях, поскольку необандеровцы очень не любят, когда их кумиров награждают этим словом. Что ж, кинем взгляд на боевой путь бандеровских частей в составе нацистской армии (т.н. Легиона или Дружины Украинских Националистов, состоявшей из батальонов "Роланд" и "Нахтигаль"). А поможет нам в этом книга О.С. Смыслова "Степан Бандера и борьба ОУН", тем более, что книга эта написана максимально объективно, с привлечением массы источников и с опорой на труды украинских (в том числе и пробандеровских) историков.
Итак, к утру 22 июня "Нахтигаль" дислоцировался около Перемышля, в польском городе Радишин. О.С. Смыслов пишет, что 24 июня "соловьи-разбойники" Шухевича приняли участие в прорыве советской обороны, опиравшейся на приграничные укрепрайоны. Остановимся на этой дате [5]. 24 июня. Война идёт уже два дня - а доблестные упивськи вояки только соизволили прибыть на фронт, хотя стояли в непосредственной близости от него. К слову, на взятие пограничных рубежей СССР немцы отводили полчаса. Так что срыв блицкрига произошёл не под Смоленском и не под Киевом, а в первые же часы войны - ибо вместо получаса пограничные укрепления сопротивлялись сутками, а тот же Перемышль несколько раз переходил из рук в руки. Да-да, из рук в руки, не всё, оказывается, в июне 1941-го бежало и сдавалось в плен. Были и части, оказывавшие организованное сопротивление (самый известный случай - знаменитая Брестская крепость), и даже попытки Красной Армии перейти в контрнаступление. "Нахтигаль" же прибыл на фронт только 24-го июня. Стало быть, создавался он отнюдь не для боёв с Красной Армией. У него были совсем другие задачи, изменить которые заставило лишь ожесточённое сопротивление советских войск.
Июнь 1941 года, пограничники держат оборону.
24 июня немцы с помощью "соловьёв-разбойников" прорвали советскую оборону, после чего батальон "Нахтигаль", уклоняяясь от дальнейших боестолкновений с Красной Армией, двинулся на Львов и занял его 29 июня. И сразу же занял местную радиостанцию, что и позволило бандеровцам на следующий день передать по радио свой "Акт". Пробандеровские историки утверждают, что такой форсированный марш был вызван желанием провода ОУН опередить немцев, первыми войти во Львов и установить местное украинское самоуправление, дабы поставить немцев перед свершившимся фактом. Эти россказни, однако, разбиваются о простую и непреложную истину: "Нахтигаль" вступил во Львов одновременно с 1-м батальоном немецкого соединения "Бранденбург 800". И 30 июня город был не просто оккупирован немцами - туда успел прибыть гауляйтер рейхскомиссариата Украины Эрих Кох. Парад укронацистского батальона по случаю "восстановления государственной независимости Украины" Шухевич принимал совместно с немцами. На трибунах рядом с портретами Бандеры и Стецько красовался портрет Гитлера, а Кох сказал по случаю прочувствованную речь. В бандеровском "Акте" открытым текстом провозглашалось, что возрождённая "соборная Украинская держава" будет действовать в тесном союзе с "великой национал-социалистической Германией" [6].
Вдумайтесь, что это значит! Это значит - не больше, не меньше - что независимость Украины, провозглашённая Бандерой, была самой обыкновенной фикцией. Приманкой для дураков. В полном соответствии с
заветами своего учителя и духовного отца Д. Донцова, стремились обеспечить независимость Украины исключительно и только от России и только с тем, чтобы немедленно отдать Украину немцам.
А дальше.... Дальше во Львове начались события, вошедшие в историю как Львовский погром и случившиеся как раз 75 лет тому назад, 1 июля 1941 года. Бандеровцы массово истребляли евреев - выполняя указания своих немецких хозяев. А попутно с евреями - и тех, кого они сами себе наметили в жертвы. Прежде всего - поляков и русских. А также... интеллигенцию. По поводу интеллигенции у "соловьёв-разбойников" был особый "пунктик". В ОУНовской инструкции прямо говорилось: "Уничтожать главным образом интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным производство интеллигенции, доступ в школы и т.п." [7]. Почему? А чтобы легче было промыть народу мозги и внушить ему нужные идеи и нужный взгляд на историю своей страны.
Все, кто пишет о Львовском погроме, как с антибандеровских позиций, так и апологеты бандеровщины, сходятся в одном: погром шёл по заранее составленным спискам [8]. Бандеровцы точно знали, кого им надо в первую очередь арестовать и кого они будут убивать. Точно знали, где эти люди живут. А немцам представили дело так, будто львовская профессура - вся поголовно симпатизирует "советам".
Львовский погром
Львовский погром. Издевательства над еврейкой.
Львовский погром
Львовский погром. Польскую женщину (вероятно, жену или дочь кого-то из профессоров)
бандеровцы заставляют ползти на коленях к месту расправы.
Убивали людей с особым цинизмом и изощрённой жестокостью, предварительно подвергнув унижениям. Убивали - а потом хвастались друг перед другом. Более того. Современный пробандеровский (!!!) украинский историк пишет: "В каждом городе и посёлке немцы (внимание! - М.М.) расстреляли от нескольких до нескольких десятков поляков, на которых бандеровцы указали им, как на коммунистов" [9]. Видим, таким образом, что между немцами и "Нахтигалем" - полное взаимопонимание, и что оккупанты вполне доверяют своим лакеям. Вот, оказывается, для чего немцам были нужны солдаты из бывших террористов, вот для чего они подчинили их Абверу! Основной задачей "Нахтигаля" являлось выявление патриотически настроенных граждан на оккупированных территориях и их своевременная ликвидация. Поскольку бандеровцы успели поорудовать на Западной Украине (в подполье), немцы рассчитывали, что настроения местных жителей им хорошо известно.
Несколько слов позволю себе сказать о "
Роланде". Его боевики, точно так же не вступая в боестолкновения с Красной Армией, выступили через Кишинёв и Дубоссары на Одессу. Где также развернули масштабный террор. Однако после того, как немцы отказались признавать независимость и союзный статус Украины, дисциплина в батальоне начала резко падать. Его были вынуждены отвести на Запад в августе - под предлогом продолжения обучения. Где слили вместе с "Нахтигалем" в один карательный батальон полицаев под командой майора Побигущего.
Как же так получилось, что уже вскоре после описываемых событий оба батальона - и "Роланд", и "Нахтигаль" - оказались отозваны с Украины и расформированы, а сам Бандера был арестован? Версий на этот счёт может быть несколько. Одна из них связывает опалу, временно постигшую укронацистов, с положением "союзников", в которое Бандера пытался поставить себя по отношению к немцам своим "актом". На что ему было определённо заявлено: "У немецкой армии на Востоке нет никаких союзников. Пользуясь военной терминологией, вы - покорённый народ" [10]. Позволить бандеровцам провозглашать независимую Украинскую державу (под зорким присмотром немецких оккупационных властей) было можно. Позволить же им формировать даже под присмотром оккупантов, органы украинского самоуправления - нет, это расходилось с планами Гитлера, не предусматривавшими никакой государственной организации для покорённых народов, кроме оккупационной администрации, преследующей цели экономического ограбления завоёванной страны [11]. Бандера превысил свои полномочия - за что и был наказан. Другая версия - она, собственно, и является официальной немецкой - состоит в том, что Бандера был банально уличён в нецелевом расходовании денежных средств, выделенных ему немецким командованием. Наконец, не будем забывать и о том, что действия бандеровцев могли вызвать беспокойство немецкой администрации - слишком уж ретиво "соловьи-разбойники" взялись за дело. Немцы же, по крайней мере в начальный период войны, беспокоились о своём имидже среди покорённого населения. В этом смысле арест Бандеры позволял им выступить в роли избавителей для простых граждан Западной Украины. И если бандеровцы тупо мясничали, зачищая "неньку" от "расово чуждого элемента", то оккупанты, обуздав (на первых порах) бандеровский террор, в глазах населения начинали выглядеть заступниками и поборниками твёрдого порядка. А попутно - и спасли от народного гнева вожаков бандеровщины, которые ещё были им нужны в качестве агентов [12]. Содержался главарь ОУН в концлагере не в пример советским военнопленным - в весьма комфортных условиях и даже мог покидать территорию лагеря, предъявив гестаповский пропуск. А в это время на Украине начинал постепенно формироваться образ Бандеры как несправедливо обиженного борца за народное счастье и противника оккупантов. Шухевич же со своими мясниками (они были переформированы в обычный батальон полицаев) в конце концов отправился в Белоруссию, где засветился своим участием в новых карательных акциях, не брезгуя сожжением "партизанских" деревень вместе со всеми жителями.
Такая вот "третья сила", такие вот "борцы на два фронта"...
__________________________________
Примечания.
[1] Автор имеет в виду хрестоматийные слова старой советской песни: "22 июня, ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война". Тому, кто написал эти строки, в голову не могло прийти, что настанет день, когда древний русский Киев окажется за границей, а у власти там придут откровенные поклонники Гитлера.
[2] Смыслов О.С. Степан Бандера и борьба ОУН. - М.: Вече, 2011. - с. 100 - 101.
[3] См.: Дробязко С., Каращук А.
Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС[4] Там же.
[5] Смыслов О.С. Указ. соч. - с. 107.
[6] Смыслов О.С. Указ. соч. - с. 109.
[7] Цит. по: Смыслов О.С. Указ. соч. - с. 106.
[8] Там же, с. 111 - 115.
[9] Николай Сивицкий; Цит. по: Смыслов О.С. Указ. соч. - с. 112.
[10] Цит. по: Смыслов О.С. Указ. соч. - с. 110.
[11] См. Генри Пикер "Застольные беседы Гитлера".
[12] "Спасать" надо было в срочном порядке не только Бандеру. "Старые" ОУНовцы, группировавшиеся вокруг Мельника, обрушились на Бандеру с резкой критикой, считая его деятельность вредной для украинской идеи. Бандеровцы в ответ обрушили и на них молот своих репрессий. Между тем, мельниковская агентура была нужна немцам не меньше бандеровской.