Командир-наставник

Jun 05, 2016 23:24



Владимир Оскарович Каппель был для своих подчинённых не только заботливым отцом-командиром и талантливым вождём. Каппель был для них ещё и наставником, учившим их, где - собственным примером, где - к месту сказанным словом, где - наглядной демонстрацией, премудростям военного дела вообще и особенностям гражданской войны в частности. Откуда он сам знал эти особенности? Возможно, как толковый офицер-штабист почувствовал интуитивно. А возможно, сказался его собственный опыт 1905 - 1907 годов, когда ему пришлось участвовать в ликвидации революционной банды Лбова [1].




Классический портрет Владимира Оскаровича Каппеля.


Вот только два весьма характерных эпизода, приведённые в воспоминаниях В.О. Вырыпаева - одного из самых преданных боевых соратников Каппеля. Первый случай относится к сражению за село Новодевичье, в котором, по сведениям, полученным от крестьян, укрепились крупные силы красных с артиллерией. Подойдя к селу, Каппель созвал совещание командиров "родов войск" своего небольшого отряда: Бузкова (пехота), Стафиевского (кавалерия), Юдина (казаки) и Вырыпаева (артиллерия). План Каппеля состоял в том, чтобы свернуть с главного тракта на просёлочную дорогу, обойти село с юго-запада и атаковать его на рассвете. Красные, которые, по словам крестьян, даже не удосужились выставить боевое охранение, очевидно, должны были бы в это время спать мертвецким сном. Так что атака для них получалась совершенно неожиданной и с направления, которое заведомо отрезало им путь к отступлению. Каппель, очевидно, рассчитывал на то, что в рядах противника возникнет паника - как уже имело место при овладении Сызранью.

Вырыпаев и Бузков единодушно и горячо поддержали предложение командира. Однако, Стафиевский неожиданно, вместо прямого ответа, отошёл в сторону с Юдиным и начал ему нашёптывать, что план - авантюра, которая непременно кончится тем, что белых отрежут от своих и сбросят в Волгу.

Авторитет Каппеля в рядах его бойцов доселе был непререкаем и неоднократно подкреплялся успешными боевыми операциями. Только такая вера в правоту командира в условиях катастрофической нехватки людей могла сохранить отряд и дать ему силы для победы. Кроме того, Каппель впервые столкнулся с интригами за собственной спиной - а по опыту Первой Мировой он хорошо помнил, чем такие интриги имеют обыкновение кончаться. Поэтому он обратился к Стафиевскому и Юдину со следующим монологом:

- Вы, кажется, против. Если вообще вы не верите в наше дело, то я вас как добровольцев освобождаю. Вы можете сейчас же вернуться обратно (в Самару - М.М.), и  мы, оставшиеся, уже без вас решим, что нам делать [2].

Молодой Юдин не решился противоречить более опытному Каппелю. Стафиевский же помнил Владимира Оскаровича по прежним операциям и терять его доверие очень не хотел. Оба поспешили уверить Каппеля в том, что согласны с планом и сделают всё, от них зависящее. Стоит ли говорить, что село Новодевичье было успешно освобождено. План Каппеля вполне себя оправдал.

Второй урок Владимир Оскарович преподал уже самому Вырыпаеву. В рядах каппелевского отряда на правах комиссара КомУча, а фактически - на должности рядового бойца находился эсер Фортунатов. Каппель не разделял его взглядов, но Фортунатов фанатично ненавидел большевиков и был храбр в бою, поэтому Владимир Оскарович не препятствовал ему находиться среди своих войск. Ещё одной чертой Фортунатова, которую отмечает Вырыпаев, была его жестокость (видимо, выработанная годами эсеровской деятельности).

Во время атаки каппелевцев на Новодевичье Фортунатов обратил внимание, что почти впритирку за пехотной цепью Бузкова двигается ещё одна цепь. Издалека и в пыли Фортунатов принял её за красных матросов и потребовал, чтобы Вырыпаев обстрелял их. Вырыпаев, однако, опасался попасть по своим, к тому же он не был уверен, что эта самая вторая цепь - действительно красные. В 1918 году белые на Востоке погон ещё не носили, так что спутать было проще простого. Фортунатов, однако, настаивал на своём. И Каппель отдал приказ.

Можно себе представить чувства Вырыпаева, когда после данной им серии залпов от пехоты Бузкова прибежал его бывший приятель по институту, отчаянно крича: "Васька, ведь ты по своим стреляешь! Есть раненные!" Цепь, которую Фортунатов принял за красных матросов, как и предполагал Вырыпаев, оказалась каппелевской. Вырыпаев тут же подошёл к Каппелю и потребовал отрешить его от должности: "Прошу назначить командиром батареи кого-нибудь другого, - сказал он. - Мне невыносимо тяжело видеть нашу пехоту, среди которой есть и мои друзья и по которой я стрелял".




Артиллерист-каппелевец в 1918 году

После боя, когда село было очищено от красных, Каппель лично встретил Вырыпаева с его артиллеристами и попросил (!!!) Василия Осиповича зайти в одну из изб. Вырыпаев, не понимая, к чему клонит Каппель, передал командование своему заместителю и последовал за командиром отряда. Каково же было его изумление, когда в избе он обнаружил одного из белых бойцов, раненых его залпами, и этот раненый боец был готов его, Вырыпаева, едва ли не расцеловать!

- Это Вы меня ранили, - сказал пехотинец. - Но начальник отряда рассказал мне, как это было. Вы совершенно в этом не виноваты, это будут знать все наши.... Мы будем знать, что когда Вы будете стрелять, Вы будете попадать в красных [3].

Вопроса о своей отставке Вырыпаев больше не поднимал. Каппель продемонстрировал своему подчинённому сразу несколько простых вещей:
а) что он, как командир, не снимает с себя ответственности за собственные просчёты;
б) что на войне бывает всякое, но там не место для личных переживаний - нужно исполнять свой долг там, где ты наиболее полезен
в) что Вырыпаев совершенно напрасно утратил веру в себя.

Такие простые и наглядные уроки жизни ещё больше укрепляли авторитет Каппеля среди подчинённых и сплачивали его отряд. А позволь он Вырыпаеву уйти - потерял бы без толку ценного сотрудника, грамотного специалиста и преданного делу офицера.

___________________________________________
Примечания.
[1] См. здесь.
[2] 1918 год на Востоке России. - М.: Центрполиграф, 2003. - с. 60 - 61.
[3] Там же, с. 64.

История Отечества, Гражданская война, Каппель и каппелевцы, Белые

Previous post Next post
Up