или об ещё одном пропущенном юбилее
В предновогодние дни и в новогоднюю ночь как-то обычно хочется поговорить о надеждах на будущее да подвести итоги дням минувшим. Вот об одной такой надежде я и хотел бы сегодня поговорить. А заодно - вспомнить один из юбилеев уходящего года, о котором я своевременно не написал. Ну что ж, приходится теперь делать
(
Read more... )
Антирусская сволочь из поляков вокруг Таракановой действительно вилась. Но именно это делало её безопасной: зная об этой сволочи, вряд ли кто-нибудь в здравом уме стал бы поддерживать её внутри России, даже самые отъявленные враги Екатерины. Да и за границей она активно обивала пороги всевозможных королей, герцогов и епископов в надежде на поддержку, но всё тщетно. Никто, кроме вечно недовольных поляков, мечтающих о "Великой Польше от можа до можа" с границей восточнее Смоленска, никакой поддержки ей оказывать не собирался. Политически Тараканова была нуль. Орлов элементарно хотел выслужиться, чтобы поправить пошатнувшиеся дела своего клана. Я не исключаю, что всю историю с Таракановой он вообще мог разыграть от начала до конца, чтобы сперва напугать императрицу "грозной" самозванкой, а потом предстать перед ней спасителем престола. Впрочем, тут мы уже вступаем в область предположений, в которой мне не хотелось бы находиться. Остановимся на голом факте: он вскружил ей голову, обманом заманил её на корабль под предлогом женитьбы, а потом - сдал полиции. У него вполне хватало возможностей арестовать её и без столь жестокого обмана.
Reply
А кто в 1913 г., в разгар пышных торжеств казавшейся могучей династии, мог сказать, что через каких-то 4 года, страну измотанную тяжелой войной, легко подберет посредственный адвокат-неудачник, проигравший свое единственное дело?!
А наследник престола будет чистить сапоги своему бывшему денщику?
Кто?!
Кто мог тогда предугадать, что через 10 лет страну будет мять и рвать недоучившийся семинарист, сын сапожника?
О Таракановой знала императрица и она же отдала приказ.
Reply
Reply
Это сейчас все удобно говорить, когда у нас и письма есть, и документы, и исследования историков, и о том, что делали разные тайные канцелярии и генштабы, мы знаем, сравниваем, интерпретируем.
А тогда? Орлов ее не без трудов нашел, заманил в Пизу... Откуда вы знаете, что он не избрал единственно возможный вариант, трезво оценивая обстановку, смотря по обстоятельствам?
Про пытки я знаю, а дыбу я привел, как образ, возникший в голове экзальтированного романтика (не вас имею в виду под сим прозванием). :-)
В городе никак не возможно ее было арестовать, тем паче демонстративно. Это могло бы спровоцировать беспорядки и излишние политические резонансы, не говоря уже о том, что это было бы нарушением международных норм. Императрица хотела сделать это в обстановке секретности. Ведь точно не было известно и то, сколько у Таракановой в реальности сторонников.
И Орлов именно добровольно заманил ее на борт, где законы тосканского герцогства уже не действовали, ведь корабль считался территорией того государства, под флагом коего он плавал. Т.е. юридически ее арестовали на российской территории. А как авантюристку еще было заманить туда?
Reply
Намерения романтизировать самозванку у меня нет и не было. Просто нет и намерения делать героя из Орлова, элементарно сопоставив физические возможности адмирала, командующего крупной эскадрой и просто здорового мужика - и нищей чахоточной девушки, скончавшейся менее, чем через год после ареста. Даже если Орлов поступил единственно возможным на тот момент образом - он всё равно поступил не по-мужски и не по-русски.
Впрочем, я упоминания о Потёмкине и Орловых из статьи убрал. Как бы ни оценивать поступок Орлова с Таракановой, в его активе всё равно останется Чесма. А стало быть, на "паразита" он не тянет. Пусть в этой "достойной" когорте остаётся Платоша Зубов и другие ему подобные смазливые мальчики, ублажавшие Екатерину на старости лет. А "екатерининские орлы" (от них же первым есть Ушаков) пусть остаются на своей заслуженной высоте. Даже если какие-то их поступки и неприглядны.
Reply
Reply
Leave a comment