Скромные герои забытого сражения.

Nov 05, 2015 22:31


Прославленный командир Ижевской дивизии Викторин Михайлович Молчанов был прав, когда писал в своих воспоминаниях, что Белая Борьба на Востоке России оказалась незаслуженно забыта на фоне более известной эпопеи Белого Юга. Меж тем, именно восточный фронт Гражданской войны просуществовал на два года дольше всех остальных, а последние очаги сопротивления там и вовсе были ликвидированы только к 1923 году. И если заслуживает нашего восхищения и нашей благодарной памяти героическая эпопея Ледяного Похода или беспримерный переход дроздовцев Яссы - Дон, то не меньшего восхищения заслуживает столь же героическая эпопея Ижевско-Воткинского восстания, тем более, что там против большевиков, как уже писалось, поднялись не столько офицеры, сколько рабочие. Оказалось, что отнюдь не все представители трудящегося класса считают советскую власть своей. И отнюдь не все готовы пожертвовать национальными интересами страны и верой предков ради туманных обещаний "светлого будущего".



Восстание вспыхнуло в Ижевске 8 августа и в течение месяца охватило несколько уездов - местные крестьяне были тесно связаны с Ижевским и Воткинским заводами и их рабочими как узами родства, так и совместным трудом [1]. Поначалу большевики высылали против восставших незначительные карательные экспедиции в железнодорожных эшелонах, однако у белоповстанцев нашлись толковые офицеры из числа самих же рабочих, сумевших грамотно выстроить оборону и организовать должный отпор. И тогда 17 августа от станции Гальяны большевики двинули на Ижевск отряд в 6 тысяч человек при десяти пушках и 32-х пулемётах.

В тот же день со стороны Казани разгрузился с эшелона и повёл наступление на мятежный город другой красный отряд в 2000 пехотинцев, 200 кавалеристов и 8 орудий. Ижевцы - 800 бойцов под командой поручика Зебзиева - на Казанском направлении сумели создать укреплённую и хорошо замаскированную позицию (правда, с одним-единственным пулемётом!), на которой и приняли бой, подпустив врага вплотную [2]. Красные, не ожидавшие отпора, бежали. Однако, ижевцы лишились возможности маневрировать своими резервами.


Д.И. Федичкин во всех подробностях описал этот бой в своих мемуарах: "Вследствие часто повторявшихся наступлений Красной армии все по той же линии железной дороги и каждый раз в поездах ижевцы построили в 12 верстах от Ижевска на линии этой дороги, на возвышенной местности укрепленную позицию с линией окопов полного профиля, на протяжении шести верст по фронту, с ходами сообщения и наблюдательными пунктами. Все расстояния до видимых предметов впереди позиции были измерены и в окопах на дощечках переписаны.



Дмитрий Иванович Федичкин,
руководитель Ижевского восстания

В окопы был поставлен постоянный гарнизон в 800 человек, а сзади, в двух верстах от передовой позиции, - резерв, также в окопах. Командовать вооруженными силами на этой позиции был назначен коренной ижевец, знающий всю местность вокруг Ижевска, поручик Зебзиев...

Так как артиллерии у ижевцев не было, а противник на своих бронированных поездах, вооруженных артиллерией и пулеметами, мог бы близко подъезжать по линии железной дороги к ижевской позиции и безнаказанно обстреливать ее артиллерией и пулеметами, то ижевцы впереди себя в шести верстах разрушили часть железнодорожного пути...

17 августа поезда противника появились в шести верстах от Ижевской позиции и заметили, что линия железной дороги разрушена и дальше к Ижевску по ней ехать нельзя. Рядом идет большая проселочная дорога. Отряд высадился из вагонов и выгрузил свои пушки и пулеметы. Пять конных разведчиков, прыгнув на лошадей, поскакали вперед на разведку.

Командир большевистской батареи забрался на верх высокого дерева и оттуда в бинокль стал разглядывать впереди лежащую местность.

Ижевцы, скрываясь в своих окопах, вырытых между кустами, растущими здесь на позиции в большом количестве, зорко следили за каждым шагом противника и ничем не обнаруживали своего присутствия на этой позиции.

Объехав кусты, растущие на ижевской позиции, конные разведчики большевиков поднялись на высшую точку местности и оттуда стали любоваться открывшимся им красивым видом на окруженные девственными лесами и озаренные яркими утренними лучами солнца Ижевские заводы с их гигантской трубой и Ижевск, разделенный прудом на две половины.

Делясь между собой впечатлениями виденного, разведчики возвратились к своему отряду и сообщили начальнику, что дорога до самого Ижевска совершенно свободна и на местности впереди их никого нет.

Тогда начальник построил свой отряд в походную колонну и повел его по большой дороге на Ижевск, забыв выслать дозоры вперед и в стороны от колонны.

Ижевцы же придвинули свой единственный, но бронированный ижевской сталью (отцом поручика Зебзиева) пулемет ближе к дороге, по которой идет противник.
Когда колонна большевиков подошла к окопам ижевцев, ижевцы дали залп из ружей и резко затрещал бронированный пулеметов. Несколько десятков красных пали мертвыми в колонне. Лошади артиллеристов, кавалеристов и самого начальника отряда, как только что реквизированные от мирных крестьян, не приучавших своих лошадей не бояться выстрелов, сбросили своих седоков на землю и ускакали от них в лес.
Большевики, не ожидавшие ничего подобного от ижевских рабочих, легли было на землю и начали стрелять во все стороны. Ижевцы своим огнем не допустили большевиков зарядить орудия и пулеметы. Тогда большевики решили спасти от ижевцев хотя бы свои пушки и пулеметы. Они начали отступать и шесть верст отбивались от преследовавших их ижевцев, оставляя им своих убитых и раненых" (конец цитаты) [3].

А тем временем 6 тысяч отборных красноармейцев - преимущественно латышей и наёмников-венгров - двигались на Ижевск с противоположной стороны. Дорогу им преградили несколько десятков белогвардейцев во главе с капитаном Куракиным. Авенир Ефимов, в 1918 году - командир Ижевского стрелкового полка, вспоминал, что красные попытались их окружить, но Куракин со своими бойцами, хорошо знавшие местность, скрылись в лесу. Поскольку приближалась ночь [4], красные побоялись вступить в лес и расположились на ночлег. Куракин же отошёл к Ижевску, взял оттуда несколько пудов пороху и вернулся. Дальнейшее Ефимов описывает так: "В 6 - 7 верстах от Ижевска был подготовлен взрыв моста и оставлены два подрывника из отряда Куракина. Один из них, Владимир Аксенов, кончил Воткинское среднетехническое училище, фамилия второго не сохранилась.

После полудня 18 августа колонна Антонова (красного командира - М.М.) подошла к Ижевску на 6 верст и начала переходить мост. Раздался взрыв, и 200 красных полетели на воздух. Поднялась паника, с трудом прекращенная. Но герои подрывники были обнаружены и тут же расстреляны" [5].



Авенир Геннадьевич Ефимов

Однако, свою роль этот взрыв сыграл. Потери большевикам нанёс, и немалые. Заставил начать обстрел Ижевска с более дальней дистанции, чем рассчитывалось. И поднял тревогу в самом Ижевске. Загудел заводской гудок. Рабочие ополченцы стекались отовсюду. Командование над ними принял сам руководитель восстания полковник Федичкин. По свидетельству А.Г. Ефимова, он встречал прибывающие маршевые роты рабочих нв шоссе у входа в лес и направлял их туда по обе стороны от дороги [6]. Зная силы Ижевского восстания, Федичкин решил окружить и уничтожить весь отряд.

Ефимов вспоминал дальше: "Под командой капитана Цыганова ижевцы распространились по лесу, обходя левый фланг противника; штабс-капитан Перевалов обходил правый фланг и имел задачу зайти также в тыл красному отряду; штабс-капитан Терентьев действовал с фронта. Подходившие позднее роты направлялись на усиление ушедших раньше. Старый лес скрывал все движения ижевцев. Когда со всех сторон показался невидимый до того противник, красные развили бешеный огонь. Ижевцы залегли в лесу или залезли на деревья, отвечая редко, но метко.

Ночь застала обе стороны на занятых позициях, и огневой бой постепенно затих. Близился рассвет. Вытянувшиеся вдоль шоссе цепи красных беспомощно лежали перед двумя стенами темного леса. Рявкнул могучий гудок. Раздалось громкое “Ура!”, и жестокая штыковая атака закончила существование красного отряда. Ижевцы захватили в полной исправности все орудия и пулеметы и большой обоз красных. Антонову удалось бежать с небольшой группой своих подчиненных" [7].

Федичкин и сам оставил воспоминания об этом бое. "При входе в лес, в просеку, - пишет он, - полковник Федичкин [8] объяснял ижевцам боевую задачу: «Окружить противника в лесу и уничтожить его». Дал капитану Цыганову задачу колонной идти по лесу, обходя противника с левого фланга, штабс-капитану Перевалову - колонной обойти противнику правый фланг, зайти ему в тыл и отрезать путь отступления, и штабс-капитану Терентьеву - бить своей колонной в лоб противнику.

Все остальные подходившие из города роты были направляемы в лес по следам ушедших колонн. Таким образом получился в лесу длинный мешок, в котором очутился противник благодаря тому, что лес вполне скрывал продвижение обходных ижевских колонн на фланги и тыл противника.

Не имея ни дозоров, ни разведки в лесу, Антонов все же почувствовал вокруг себя огромную враждебную силу и развил из 6000 ружей, 32 пулеметов и 8 орудий такой жестокий огонь, что ижевцам в лесу пришлось закопаться в землю или лезть на вершины деревьев, откуда было видно, куда надо стрелять.

К рассвету 19 августа противник расстрелял все патроны и снаряды, и стрельба затихла. Ижевцы бросились на обессиленных красных с громким криком «ура» и добили насмерть всех раненых большевиков. Ижевцы в этом бою разбогатели пушкой, пулеметами, награбленным большевиками золотом и массой коммунистической литературы, которую тут же в лесу сожгли дотла" [9].



Ижевские рабочие атакуют большевиков

Отметим, что изначально в распоряжении Федичкина было всего 600 человек - первых случайно попавшихся Федичкину в Ижевске белоповстанцев. 600 человек - против 6 тысяч. И только одно артиллерийское орудие. Неотлучно при своём командире находился его адъютант поручик Попков. Эти 600 героев (точь-в-точь, как в знаменитой английской поэме про атаку лёгкой бригады!) и приняли на себя первый удар большевиков, и сумели продержаться до подхода подкреплений, позволивших Федичкину перейти в наступление и кончить бой окружением противника.

Конечно, добивать раненых - не есть хорошо, но не забудем, что Антонов имел приказание Троцкого утопить Ижевск в крови, не щадя ни женщин, ни детей. Не забудем, что большевистская артиллерия обстреливала жилые кварталы в Ижевске. А жителям города уже один раз пришлось испытать на себе "прелести" красного террора, против которого, собственно, и поднялись ижевские рабочие. Так что белогвардейцы защищали не некую абстрактную "идею", а жизни своих родных и близких. Не будем также забывать, из кого именно состоял антоновский отряд. Это были венгры-наёмники, то есть - австрийские военнопленные, оставшиеся с Первой Мировой войны и согласившиеся пойти на службу к большевикам, не в последнюю очередь - для того, чтобы иметь возможность поквитаться за свои поражения. И к этим людям, один раз уже нарушившим слово чести, русские белогвардейцы пощады не знали, как я уже имел честь писать.

Первым и непосредственным результатом победы, одержанной Федичкиным, стало занятие белыми пристани Гальяны, что не только обезопасило Ижевск с этого направления, но и дало возможность установить связь с Уфой, где в это время заседала Уфимская директория - тогдашнее правительство Белой России. Так что результаты победы, одержанной Федичкиным, трудно переоценить. А значит имена участников этого боя стоит запомнить - они заслуживают нашей благодарной памяти. Особенно - герои-подрывники.

Город встречал победителей-белогвардейцев колокольным звоном и торжественными молебнами - в этом едины и Федичкин, и Ефимов. Радость людей, избавившихся от угрозы быть уничтоженными без суда и следствия, понять можно. Но то, как эти люди свою радость проявляли, прекрасно их характеризует и ставит последнюю точку в дискусстях о подлинных мотивах Ижевско-Воткинского восстания.

-------------------------------------------------
Примечания
[1] Крестьяне заготавливали лес для заводов (в качестве топлива использовались дрова) и снабжали рабочих провизией.
[2] Ефимов А.Г. Ижевцы и воткинцы // 1918 год на Востоке России. - М.: Центрполиграф, 2003. - с. 351 - 352.
[3] Федичкин Д.И. Ижевское восстание в период с 8 августа по 20 октября 1918 года // 1918 год на Востоке России. - М.: Центрполиграф, 2003. - с. 386 - 387.
[4] Вот ведь как! Несколько десятков белогвардейцев из числа рабочих до ночи продержались в обороне против 6 тысяч красных!
[5] Ефимов А.Г. Указ. соч., с. 352.
[6] Там же, с. 353.
[7]  Там же.
[8] Мемуарист пишет о себе в третьем лице.
[9] Федичкин Д.И. Указ. соч., с. 388 - 389.

История Отечества, Ижевцы и воткинцы, Гражданская война, Белые

Previous post Next post
Up