Каппелевец, врангелевец, антифашист

Oct 17, 2018 23:21

Паки - о тех, кто, будучи вынужден покинуть горячо любимую Родину, не шёл на сделки с совестью ради политических дивидендов. Об одном из таких людей я уже имел удовольствие писать. Герой того моего очерка был корниловцем. Сегодня я хочу бросить взгляд на человека, сражавшегося на другом фронте Белой Борьбы. Так что эту мою заметку можете считать продолжением темы, начатой здесь.

Сегодняшний мой герой - генерал Сергей Николаевич Войцеховский. Один из немногих, кто успел повоевать и на Белом Востоке, прочно войдя в отечественную историю как один из самых верных "каппелевцев", и на Белом Юге, в армии Врангеля.



Генерал Сергей Войцеховский. Колоризация neoakowiec


Когда в январе 1920 года воспаление лёгких свело в могилу генерала Владимира Оскаровича Каппеля, именно Войцеховский стал его преемником. У Сергея Николаевича были все шансы взять занятый красными мятежниками Иркутск - но, узнав, что адмирал Колчак уже расстрелян, Войцеховский предпочёл не губить зря жизни своих солдат и увёл их по льду Байкала в Читу, к Семёнову. Которому и подчинился. Что же это был за человек, которого сам Каппель избрал своим преемником?

Сергей Николаевич Войцеховский, по данным "Википедии", родился в Витебске 16 октября 1883 года. Отец - Николай Карлович - из дворян, дослужился в Русской Императорской Армии до генеральских чинов. Девичья фамилия матери была Гнатовская, что заставляет предполагать в ней украинские или белорусские корни.

Окончил реальное училище и Константиновское артиллерийское училище в Москве. Первый факт свидетельствует о том, что родители звёзд с неба не хватали, а второй - что жили таки в достатке и могли позволить себе отправить сына в престижное учебное заведение. Будущая же карьера офицерского сына была достаточно очевидна [1].

Свою офицерскую службу после училища Войцеховский начал в 1-м Кавказском корпусе, во 2-й артиллерийской бригаде. Видимо, офицер был толковый и грамотный, если его определили инспектором учебного отдела. С 1907 года он - адъютант командующего артиллерийским отделом полковника В. Темникова, на дочери которого женился в 1909 году.





С.Н. Войцеховский в форме офицера Русской Императорской Армии

В 1912-м году Войцеховский окончил Академию Генерального Штаба. Преподавал тактику в Александровском военном училище. Первую Мировую войну он встретил в должности командира роты 122-го Тамбовского пехотного полка, но на этом посту пробыл недолго: уже в августе 1914-го мы видим его старшим адъютантом штаба 69-й пехотной дивизии, а в 1916 г. он уже подполковник. К этому времени за его спиной уже имелся значительный боевой опыт - участие в сражениях в Карпатах и в Днепровской котловине. В январе 1917 года возглавил штаб 126-й пехотной дивизии.



С.Н. Войцеховский в период Первой Мировой войны

В августе 1917 года происходит событие, поворотное для дальнейшей судьбы Войцеховского, хотя сам он, вероятно, даже не заметил этого. Подумаешь - очередное перемещение по службе. "Нынче здесь - завтра там" - закон офицерской жизни. Так русский офицер Сергей Войцеховский стал начальником штаба 1-й Чехословацкой дивизии. К этому времени летнее наступление "армии свободной России" позорно захлебнулось, деморализованная солдатская масса митинговала и разбегалась кто куда, а "временное правительство", столь некстати схватившееся за руль государственного корабля, судорожно искало возможности хоть на что-то опереться. Как один из вариантов, всплыла идея создания чехословацких национальных частей в составе Русской Армии, благо, чехов и словаков в плену обреталось вполне достаточно, а первый опыт создания добровольческих чешских частей имелся уже в 1914 - 1915 годах.

Славянские народы чехов и словаков драться за немецкую Австро-Венгерскую монархию, где они веками жили на положении граждан второго сорта, желанием явно не горели. А вот получить по итогам войны собственную государственность многим из них весьма хотелось. И, памятуя об успешной для России войне за Освобождение Болгарии, "временные" решили разыграть карту панславизма. Чешская добровольческая дружина быстро выросла в 45-тысячный корпус. В Чехословацком корпусе активно насаждался культ Яна Гуса и его последователей в качестве национальных героев [2] (о том, что Гус был прежде всего еретик, а его последователи вообще принялись ниспровергать христианство как таковое, предпочитали не вспоминать, а возможно, "временные" по неграмотности своей и не знали об этом). Многие русские офицеры, вынужденные покинуть родные полки из-за самоуправства революционной солдатни, нашли себя в числе командиров Чехословацкого корпуса, ибо корпус хотел драться. Прослеживая ход разразившегося в мае 1918 года чехословацкого антибольшевистского выступления, мы частно натыкаемся на русские фамилии командиров. В Чехословацком корпусе начинал свою белогвардейскую деятельность будущий воевода Земской Рати М.К. Дитерихс, командовал чехословацкими соединениями русский полковник Степанов. И именно в качестве офицера Чехословацкого корпуса вспыхнула на небосклоне русской смуты и звезда Войцеховского.





Говоря о Чехословаках сегодня, обычно вспоминают бесчинства, творимые корпусом во время эвакуации из Сибири осенью 1919-го и зимой 1919/1920 годов. А так же то, что именно чехи выдали на расправу большевикам адмирала Колчака. Всё это так, безусловно, и является одной из самых чёрных страниц истории Белого Движения. Однако, не будем забывать, что антибольшевистское сопротивление на Востоке России - в Сибири, на Урале и в Поволжье - никогда бы не возникло, не выступи против большевиков 45-тысячный Чехословацкий корпус. Слишком малочисленны были подпольные офицерские организации. Слишком неопытные люди в основной своей массе там собрались. Опорой могла бы стать Добровольческая Армия - но о её судьбе в Поволжье и Сибири не знали. А пробираться на Юг было слишком далеко и опасно. Чехословаки явились для контрреволюционного офицерства подарком судьбы. Вокруг мятежного корпуса принялись формироваться добровольческие русские отряды, эти отряды стремительно объединялись в импровизированные полки, бригады, дивизии. Рождались две Народные Армии - Сибирская и Армия КомУча.

А что же Войцеховский? А он в феврале 1918-го вступил в должность командира 3-го Чехословацкого стрелкового Яна Жижки [3] полка. В ночь с 26 на 27 мая 1918, командуя частями 2-го и 3-го чехословацких стрелковых полков, он без потерь занял Челябинск. С этого времени начинается стремительная карьера Войцеховского. С 27 мая он - командующий Челябинской группы войск и Уральского фронта. В июне 1918 года на станции Татарская войска Войцеховского соединились с войсками другого чешского военачальника - Радолы Гайды. Тогда же, в июне, он овладел Троицком и Златоустом. В ночь с 24 на 25 июля Войцеховский взял Екатеринбург - неофициальную "столицу" Урала [4], лишь немного опоздав спасти жизни царственным страстотерпцам. 17 октября 1918 года произведён в генерал-майоры.

Когда 18 ноября 1918 года в Омске произошёл государственный переворот, сместивший либерально-социалистическую Директорию и приведший к единоличной диктаторской власти адмирала Колчака, эсеры из числа бывшего Учредительного Собрания попытались воздействовать на чехов в своём духе, чтобы в нужный момент с опорой на них произвести контрпереворот. Однако эти попытки были беспощадно пресечены Войцеховским. Генерал заявил тыловым интриганам, что подчиняется только главнокомандующему (каковым на момент переворота уже являлся Колчак). Более того, Войцеховский личным приказом запретил эсеровским пропагандистам посещать действующую армию [5]. А когда сами чехословаки потребовали от него действий против новоявленного верховного правителя, явочным порядком сложил с себя все полномочия, полученные в Чехословацком корпусе, и попросился на службу в армию Колчака. Просьба была немедленно удовлетворена, причём Войцеховскому сохранили все полученные им в 1918 году чины, награды и отличия. Колчак умел ценить верность.




С.Н. Войцеховский в 1919 - 1920 годах.

У Колчака Войцеховский командовал корпусами, Уфимской и Уральской группами войск, 2-й армией. Умирая, В.О. Каппель успел передать Войцеховскому свои полномочия главнокомандующего Восточным фронтом, и в том, что Великий Сибирский Ледяной Поход завершился выходом белой армии в Забайкалье, а не полным её уничтожением, к чему имелись все предпосылки - не в последнюю очередь заслуга Войцеховского. Каппель знал, кого объявлять своим преемником: За генералом водились не только славные боевые дела, но и несомненные полководческие достижения. "Википедия" указывает, что Сергей Николаевич "в ходе Тобольской наступательной операции белых перешёл в наступление 1 сентября 1919 при тяжёлом положении своего правого фланга войск, полностью выполнив задачу ударом во фланг 27-й стрелковой дивизии красных. После этого повернул свои силы почти на север во время сражения и сбил врага на фронте Сибирской армии, чем позволил ей двинуться вперед, хотя раньше ей это в ходе данного контрнаступления не удавалось. За это Войцеховский 12 сентября 1919 был награждён орденом Св. Георгия 3-й степени". Там же указывается, что Войцеховский славился как сторонник жёсткой дисциплины, не останавливавшийся даже перед тем, чтобы лично расстрелять генерала, самовольно оставившего позиции.

20 февраля 1920 года Г.М. Семёнов, которого Колчак успел назначить главнокомандующим на Восточной Российской окраине, назначил Войцеховского командовать всеми своими войсками. Однако, из-за трений между семёновцами и участниками Ледяного Похода Войцеховский в мае того же года добровольно отказался от должности и выехал в Крым с почётной миссией - установить связь между Семёновым и Врангелем. В ходе боёв лета - осени 1920 года на Юге России Войцеховский находился в резерве Врангеля и эвакуировался из России вместе с его армией.

В эмиграции Войцеховский вспомнил о своей службе в Чехословацком корпусе и о своих знакомых по корпусу, занимавшихся теперь строительством новой чехословацкой армии. Поэтому в качестве места проживания бывший колчаковский генерал избрал себе Чехословакию. 1 мая 1921 года он был принят на службу в армию Чехословацкой республики. Начиналась последняя страница героической биографии белого полководца.




1927 год. Генерал Войцеховский (в центре) среди чехословацких военных - ветеранов
русской Гражданской войны.

В 1938 году в результате преступного Мюнхенского сговора руководства "западных демократий" с Гитлером [6] Чехословакия была расчленена и оккупирована нацистской Германией. Напомню, что изначально Гитлер требовал передачи себе Судетской области, угрожая в противном случае войной [7]. С его стороны это был чистый блеф: воевать Германия была неспособна, и случись война, Чехословацкая армия легко разгромила бы не набравшего ещё полной силы нацистского монстра. Однако, Англия и Франция предпочли умыть руки - им не было дела до славянских "унтерменшей" - а руководство Чехословакии не нашло в себе мужества возглавить сопротивление в одиночку. Те, кто трусливо бросал фронт перед наступавшими большевиками осенью 1919-го, кто с лёгкостью откупился от них жизнью своего главнокомандующего, теперь с такой же лёгкостью покупали себе жизнь ценой предательства уже собственного народа. Сделал это тот самый Ян Сыровы, который в 1920-м году трусливо отказался принять вызов на дуэль от возмущённого его подлостью атамана Семёнова [8].

Войцеховский же в период Мюнхенского кризиса занял последовательно антикапитулянтскую позицию. За что и был в 1939 году отправлен в отставку. После оккупации Чехословакии немцами Войцеховский (к этому времени он был членом РОВС) создал и возглавил подпольную антифашистскую организацию "Защита народа". Входил он также и в подпольное чехословацкое правительство, в котором занимал пост военного министра [9]. Думал ли Войцеховский только о своей новой родине, о стране, которая его приютила? Или предвидел новую, небывалую по своим масштабам немецкую агрессию против своей настоящей Родины и именно её стремился защитить в рядах чехословацкого подполья? Кто знает... Во всяком случае, членство Войцеховского в РОВС позволяет утверждать, что от идеи русского патриотизма и от перспектив будущей борьбы за Россию он не отказался. Но вести эту борьбу в союзе с геополитическими врагами России считал аморальным. Стоит отметить, что здесь с Войцеховским оказался солидарен ещё один его соратник по Белой Борьбе в рядах Чехословацкого корпуса - Радола Гайда. В дни Мюнхенского сговора Гайда неоднократно выступал публично, требуя выдать народу оружие для сопротивления немцам. После оккупации Чехословакии Гайда ушёл в частную жизнь, но два его сына активно участвовали в антифашистском сопротивлении. И отец поощрял их в этом [10]!



Генерал С.Н. Войцеховский на склоне лет
(в чехословацкой форме)

9 мая 1945 года советские войска освободили Прагу от гитлеровской оккупации. Независимость Чехословакии была восстановлена. Казалось бы, Войцеховский мог торжествовать. Однако, СССР имел свои виды на Чехословакию, в которой предполагалось насадить коммунистическую идеологию. И белые патриоты новым чешским властям оказались не нужны. 12 мая Войцеховский был арестован органами СМЕРШ, осуждён 15 сентября 1945 года "за участие в антисоветской организации Русский Общевоинский Союз". В лагерях Войцеховский по причине слабого здоровья был признан инвалидом и работал санитаром лагерной больницы [11]. А может, всё-таки учли его антифашистскую деятельность и сочли возможным, пусть и негласно, смягчить его участь? Как бы то ни было, в 1951 году Войцеховский скончался, так и не дожив до своего освобождения.

Стыдно и горько. Вряд ли кто-нибудь всерьёз считал больного 62-летнего старика способным на теракты против "руководителей партии и правительства". С Войцеховским расправились, потому что боялись его авторитета в чехословацких военных кругах (хотя вряд ли этот авторитет был выше, чем у советских освободителей, встреченных всенародным ликованием). Значит ли это, что правыми оказались те белоэмигранты, которые шли на службу к немцам? Ни в малейшей степени. Наша любовь к Родине не должна зависеть от того, как и кто относится лично к нам - иначе это просто не любовь, а нечто другое, подленькое и меркантильное. Свой патриотизм Войцеховский засвидетельствовал трижды. Первый - когда встал под знамёна Колчака, отвергнув все прочие "заманчивые предложения". Второй - когда в подполье боролся против гитлеровцев. И в третий, последний раз - своей страдальческой кончиной, точь-в-точь как когда-то христианские мученики своей кровью свидетельствовали о своей любви ко Спасителю. Кончина Войцеховского была кончиной истинного патриота и истинного христианина. Помяните за упокой раба Божия Сергия!

_________________________
Примечания.
[1] Хотя бывали и исключения. Будущий вождь Белого Юга П.Н. Врангель поначалу пытался пойти по гражданской стезе.
[2] Котомкин А. О чехословацких легионерах // 1918 год на Востоке России. - М.: Центрполиграф, 2003. - с. 206.
[3] Жижка - один из наиболее радикальных гуситов, придерживался воинственно-антихристианских убеждений. Это - к вопросу о нравственных ориентирах чешских легионеров. В конце 1919-го эти "ориентиры" выстрелили по России со страшной разрушительной силой, фактически сломав хребет Восточному фронту Белой Борьбы. Но в 1918-м об этом мало кто задумывался. ПанславизЬм! Впрочем, надо отдать должное Яну Жижке - этот чешский "робин гуд" был действительно талантливым полководцем.
[4] Филимонов Б.Б. Поход степных полков летом 1918 года // 1918 год на Востоке России. - М.: Центрполиграф, 2003. - с. 325.
[5] См. здесь.
[6] А кто-то всё про пакт Молотова-Риббентропа, состоявшийся только год спустя!
[7] Кто там сравнивал ситуацию Мюнхенского сговора с присоединением Крыма к России? В Крыму был референдум. Был таковой проведён в Судетской области? Россия войной никому не угрожала. А вот "западные демократии" вполне себе дружно выступили против России за то, что она спасла несколько миллионов жителей полуострова от тотального геноцида. И именно "западные демократии" систематически угрожают России войной, если она не "вернёт" Крым под контроль НАТО. Ситуация, по сути, зеркальная. А пану Яценюку пора показаться психиатру.
[8] Петров А.А. Генерал-лейтенант Р. Гайда // Белое Движение. Исторические портреты: Колчак, Юденич, Семёнов. - М.: АСТ, 2004. - с. 115.
[9] "Википедия".
[10] Петров А.А. Указ. соч.
[11] "Википедия".

Неизвестных героев не бывает, Великий Сибирский Ледяной поход, История Отечества, Великая Отечественная война, Эмиграция, Белые, Колчаковцы, Гражданская война, Каппель и каппелевцы

Previous post Next post
Up