В конце 1930-х годов очень популярна была песенка:
В далёкий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает,
Знакомый дом, зелёный сад и нежный взгляд.
По утверждению Владимира Мединского, фраза "в синей дымке тает" содержала прозрачный намёк. Ибо по созвучию напоминала "в синий дым Китая" [1].
Советские истребители И-16 на аэродроме
Советские истребители И-16, прозванные в армии "ишаками", в годы Великой Отечественной войны зарекомендовали себя не лучшим образом. Конкурировать на равных с "Мессершмидтами Bf-109" они были не способны. А в 30-е годы это было грозное оружие. И Советскому Союзу доводилось использовать их по прямому назначению.
Китай ещё с конца 20-х годов входил в зону советских геополитических интересов. И это не случайно. Сначала на территории этого дальневосточного государства нашли убежище уцелевшие соратники адмирала Колчака, атаманов Анненкова и Семёнова. Потом территорию Китая пытались использовать в качестве базы исламские террористы-басмачи - источник серьёзной головной боли советского руководства. Однако, басмачи имели глупость ввязаться в вооружённое противостояние с белоэмигрантами, чем и подписали себе приговор: Сталин решился оказать белым военную помощь, и совместными действиями террористы были вытеснены с территории Китая - прямо на пулемёты и шашки армии Будённого [2].
А в конце 30-х годов Китай сделался ареной японской агрессии. Японское императорское правительство и японские милитаристы не видели в гоминьдановском Китае серьёзного противника. И справедливо не видели: несмотря на то, что Китай в разы превосходил Японию и по территории, и по людским ресурсам, армия его существенно отставала по уровню подготовки и технической оснащённости от японской армии. За два с лишним года до официального начала Второй Мировой войны островная империя развязала широкомасштабную войну против Китая, а к 1 сентября 1939 года, по оценкам Натальи Нарочницкой, японскими оккупантами были истреблены 15 миллионов китайцев.
Японцы не учли только одного: у Китая был могущественный северный сосед, как раз переживавший период бурного военно-технического развития. 14 сентября 1937 года гоминьдановское правительство обратилось к СССР с просьбой о военной помощи. Главным образом, Китай нуждался в авиации и в кадрах лётчиков: свои ВВС у "поднебесной" были слабые и понесли в боях с японцами значительные потери, в результате чего японская авиация безраздельно господствовала в воздухе.
Просьба была уважена. Официально СССР в войну с Японией не вступил - не те были времена. 25 ноября 1936 года правительства имперской Японии и гитлеровской Германии заключили печально известный антикомминтерновский пакт. Выступление СССР на стороне Китая вполне могло бы послужить поводом для начала германского вторжения в нашу страну, тем более, что Гитлер прямо указывал на Россию как на главную цель своих захватнических устремлений. Переговоры же с представителями Англии и Франции, которые вело правительство СССР с целью создания системы коллективной безопасности против германского империализма, шли вяло и быстрых успехов не обещали: Запад предпочитал политику "умиротворения агрессора". Поэтому решено было отправить в Китай лётчиков-добровольцев. Воевать им предстояло на советских самолётах, но с китайскими опознавательными знаками [3]. Подбором добровольцев занимался командующий ВВС РККА Александр Локтионов.
А.Д. Локтионов
Уже в октябре 1937 года удалось отправить в Китай через Казахстан две эскадрильи - истребительная, оснащённая теми самими И-16, о которых уже говорилось, и бомбардировочная, оснащённая самолётами СБ-2. Год спустя в Китай отправились ещё несколько эскадрилий. Уже в ноябре 1937 года советские лётчики открыли свой боевой счёт. У японцев на тот момент самолётов, равных по своим характеристикам советским машинам, не было. Господству японцев в воздухе был положен конец.
Среди наиболее важных боевых задач, поставленных перед советскими лётчиками-добровольцами и решённых ими, следует отметить следующие:
1) Защита от вражеских налётов города Ухань - административного центра провинции Хубэй, имевшего важное экономическое значение.
2) Воздушный бой 29 апреля 1939 года, в котором с японской стороны участвовали 55 самолётов. 22 из них были уничтожены. Потери советских истребителей - 5 машин.
3) Уничтожение японского аэродрома на Тайване советскими бомбардировщиками СБ-2 23 февраля 1938 года. Результатом стало уничтожение 40 японских самолётов (не считая тех, что находились в контейнерах в разобранном виде) и трёхгодичного запаса горючего [4].
Советский бомбардировщик СБ-2 в бою.
Но пожалуй, самым впечатляющим стал налёт советских тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 на территорию самой Японии. Японцы, как сообщает Г. Петров в журнале "Военная история", на своих островах чувствовали себя в полной безопасности. ТБ, конечно, были машинами очень несовершенными (что и обнаружилось во всей красе в 1941 году), тихоходными и весьма уязвимыми, зато в избытке обладали таким важным для бомбардировщика качеством, как большой радиус действия. Группой из 6 бомбардировщиков ТБ-3 командовал Григорий Илларионович Тхор.
СПРАВКА. Тхор, Григорий Илларионович (1903 - 1943) - советский лётчик, генерал-майор авиации, украинец. Родился на Киевщине в крестьянской семье. В 1923 году добровольцем вступил в РККА. В 1931-м окончил школу лётчиков-наблюдателей, в 1935-м - школу пилотов. Участвовал в Гражданской войне в Испании. Участник Великой Отечественной войны, оборонял Киев. В сентябре 1941 года попал в плен к немцам, расстрелян в концлагере.
Советские бомбардировщики ТБ-3 в воздухе.
20 мая 1938 года 6 бомбардировщиков ТБ-3 поднялись в воздух с аэродрома под китайским городом Ханькоу и взяли курс на Японию. На крыльях у них красовались китайские опознавательные знаки. Японские ПВО не сделали ни одного выстрела: самураи просто ошалели от такой наглости. Однако, бомбить японские города русские лётчики не стали - это могло втянуть их в бой с японцами и способствовать, в случае подбития хотя бы одного самолёта, раскрытию тайны. После чего немедленно воспоследовало бы начало Мировой войны, которое СССР всеми силами старался оттянуть. Вместо бомб на японские города Сасебо, Фукуоку и Нагасаки обрушился шквал... листовок. В которых на чистом японском языке было написано: "Если ты и дальше будешь творить безобразия, то миллионы листовок превратятся в тысячи бомб" [5].
Японцам было прекрасно известно, что на вооружении советской авиации на Дальнем Востоке состояло больше сотни таких бомбардировщиков. Так что эта "бумажная" бомбардировка оказалась мощным фактором сдерживания. Несмотря на провокации и частные приграничные столкновения, развязать полномасштабную войну против СССР Япония не решилась, даже когда её союзники-немцы стояли под Сталинградом.
Так что успешно, результативно слетал "в далёкий край" товарищ. Юго-восточные рубежи своей Родины защитил надёжно. А желтолицым милитаристам изрядно поумерил аппетиты.
Любимый город может спать спокойно,
И видеть сны, и зеленеть среди весны.
_____________________________________________________________
Примечания.
[1] Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. - М.: ЗАО Олма Медиа групп, 2011. - с. 99.
[2] См.:
http://mikhael-mark.livejournal.com/132147.html[3] Именно из тех времён родом байка про китайского лётчика Ли Си Цина, воскресшая впоследствии в годы Вьетнамской войны, а потом - в песне "Чижа"
[4] Об этой захватывающей истории я планирую рассказать отдельно.
[5] Петров Г. Меч справедливости // Военная история, № 44, 2014.