Никогда? Мы? Не будем? Братьями?

Nov 02, 2014 02:54


И снова я возвращаюсь всё к тому же злосчастному стихотворению Насти Дмитрук, потому что ей, в общем-то, удалось добиться того, чего она хотела. Ей хотелось нанести смертельное оскорбление всем русским и православным - что ж, у неё это получилось. А теперь отложим эмоции в сторону и разберёмся по существу.

Прежде всего согласимся: Украина - це Европа. Кто с этим будет спорить, у того проблемы с географией. Украина - чисто европейская страна, в отличие от России, имеющей большую азиатскую часть. Но это география. А вот с историей и культурологией всё намного сложнее.




История Украины драматична. В течение большей части этой истории страна либо пребывала под чужеродной (с культурной и религиозной точки зрения, в первую очередь) оккупацией, либо вообще была разделена между несколькими враждующими государствами. Вот к последним периодам следует приглядеться особенно внимательно. Потому что такой сравнительный анализ позволит чётко сказать, кто Украине - захватчик, а кто - освободитель. И какие народы украинцам действительно братские, а какие - только маскируются, чтобы под личиной братских чувств загрести себе украинские ресурсы.
Сегодня украинцам зачастую внушают, что основным врагом и захватчиком для Украины во все времена была Россия. Что с 1654 года продолжается непрерывная война украинского народа за национальное освобождение против кровожадных азиатских завоевателей, вырвавших маленький, но гордый народ из его родного европейского дома. Сказка выглядит красиво. И не беда, что вхождение Украины в состав России было добровольным, всегда можно объявить Богдана Хмельницкого предателем, а то и вообще засланным агентом. Но скажите:  какой захватчик позволит завоёванному народу распоряжаться в своей стране? Какой народ-оккупант отдаст своих представителей в подчинение колониальным рабам? Завоеватели для того и ведут завоевательные походы, империи для того и подкупают агентов влияния, чтобы получить бесплатный и бесконтрольный доступ к чужим ресурсам. "Мы воюем не для того, чтобы создавать себе конкурентов", - это Адольф Гитлер, настоящий, общепризнанный завоеватель. А вот Ломоносов:

Слыхал ли кто из в свет рождённых,
Чтоб победителей народ
Предался в руки побеждённых?

Академик, очевидно, не ждал ответа на свой вопрос, полагая его само собой разумеющимся, раз закончил четверостишие строчкой: "О стыд! О странный оборот!"

Но если мы посмотрим на историю русско-украинских отношений, мы увидим там ту самую странную вещь, которая казалась немыслимой для Михаила Васильевича: не успела Украина присоединиться к России (строго говоря, не вся Украина, а только её восточная часть), а её представители уже начали приобретать влияние в "метрополии" и занимать такие посты, когда коренные великороссы в большом количестве оказывались у них в подчинении. Вот лишь наиболее яркие примеры.

1. Святитель Димитрий Ростовский (Туптало)



Портрет свт. Димитрия Туптало

Святитель Димитрий был не только архиереем, но и блестящим богословом и миссионером, много сделавшим как для преодоления старообрядческого раскола, так и для избежания новых - вызванных не всегда продуманными реформами Петра Великого. Пётр очень ценил святого Димитрия, ради сохранения его здоровья царь распорядился отменить уже состоявшееся назначение мудрого украинца на Тобольскую кафедру в Сибири и продавил его назначение на Ростовскую кафедру.
Будущий митрополит родился на Киевщине, там же получил образование и там же принял монашеский постриг. Служил в Чернигове, много путешествовал по монастырям Украины. В 1684 году переехал в Киево-Печерскую лавру, где начал работу над своим главным трудом - составлением житий святых.

С 1697 года жил и служил в России. В 1701 году стал архиереем - причём его кафедра опять-таки располагалась в русском, а не в украинском городе. Активно заботился о просвещении, боролся с невежеством и пьянством. Всю свою жизнь вёл записки, в которых отмечал события в России, Украине и Польше, способные повлиять на будущее Украины. Скончался в 1709 году. В 1757 году канонизирован.

2. Митрополит Стефан Яворский.



Владыка Стефан Яворский

Владыка Стефан (в миру Симеон Иванович Яворский) родился на Львовщине в 1658 году. Грамоте выучился ещё в Галиции, а богословское образование получил в Киево-Могилянской академии. Владел несколькими языками, писал стихи на польском, латинском и церковнославянском языках.

В жизни владыки Стефана имел место эпизод, который явно его не красит - ради доступа в католические богословские школы он в 1684 году принял унию под именем Станислава. В 1687 году вернулся в лоно Православной Церкви и принёс должное покаяние. Факт прошлого вероотступничества не помешал его посвящению в священнический и архиерейский сан - в России первых Романовых ценились образованные священнослужители. С 1700 года Стефан, приглянувшийся Петру Великому как проповедник, - митрополит Рязанский. Опять архиерей-малоросс получает в управление епархию в центральной России! Более того, в декабре 1701 года митрополит Стефан был назначен местоблюстителем Патриаршего престола на место скончавшегося Патриарха Адриана: занятому войной со шведами царю было не до избрания нового Патриарха, а в дальнейшем Пётр и вовсе упразднил патриаршество, введя в Церкви синодальное (то есть коллегиальное) правление. Пётр преследовал цель превратить Церковь в послушное орудие государства, контролировать Церковь с опорой на Синод казалось ему проще, чем иметь дело с сильным лидером в лице Патриарха. Что же касается митрополита Стефана, он так и не стал послушным орудием в руках царя-преобразователя, резко критикуя его за развод с женой и жестокое отношение к сыну.  Тем не менее, Стефан до конца своих дней оставался в столице и даже был приглашён возглавить новоучреждённый Синод (хотя и не сочувствовал реформе). До конца своих дней Стефан Яворский становился жертвой всевозможных доносов, но ни один доносчик так и не смог ничего доказать. Вероятно, это было связано с резкими антипротестантскими акцентами  в богословском творчестве владыки. Основной его труд - "Камень веры". Кроме того, митрополит Стефан очень жёстко выступал против всевозможных апокалиптических истерик, весьма распространившихся в петровское время. Вероятно, именно этим следует объяснить его "непотопляемость".

3. Архиепископ Феофан Прокопович



Владыка Феофан Прокопович

Родился в Киеве, в 1681 году. Учился сперва в Киево-Могилянской академии, потом - в католических учебных заведениях. Так же, как и Стефан, принял ради этого унию. Однако, в отличие от владыки Стефана, до конца своих дней так и не освободившегося от иезуитского влияния, владыка Феофан, покаявшись в своём отступничестве, на всю оставшуюся жизнь сохранил отвращение к католичеству, отвращение настолько сильное, что его даже упрекали в приверженности к протестантизму.

Обратил на себя внимание Петра Великого своей проповедью по случаю Полтавской победы. В 1711 году стал ректором Киево-Могилянской академии. Был большим поклонником светской науки, в частности, трудов Ф. Бэкона и Р. Декарта. В 1716 году был вызван в Петербург, участвовал в подготовке церковной реформы Петра. Феофан был одним из самых крайних монархистов в истории русской публицистики, доходя порой до прямого цезарепапизма, провозглашения царя "епископом над всеми епископами". В 1718 году рукоположен во епископа Псковского и Нарвского, став одновременно и правящим архиереем новой русской столицы (!!!). То есть - верховным пастырем над сотнями тысяч душ природных великороссов в самом сердце создаваемой Петром империи. Скончался в 1736 году.

4. Братья Алексей и Кирилл Григорьевичи Разумовские



Граф А.Г. Разумовский

Алексей Разумовский. Сегодня немногие вспомнят, кто это такой. А между тем, этот запорожский казак (первоначальная фамилия - Розум) поднялся столь высоко, как и вообразить себе не мог. Обладая от природы прекрасным голосом, он был зачислен в придворную певческую капеллу, где обратил на себя внимание цесаревны Елизаветы Петровны. После дворцового переворота 1741 года, сделавшего Елизавету императрицей, Алёша Розум стал морганатическим супругом своей возлюбленной. Памятуя о незнатном происхождении избранника, царица купила ему графский титул и наградила новой, дворянской фамилией - Разумовский.
Алексей Разумовский был лично бескорыстным человеком и в политику не вмешивался. Собственно, в этом не было никакой нужды - Елизавета сама осыпала милостями его и его родственников. В частности, брат царицыного мужа Кирилл получил место гетмана Украины, графский титул и чин российского фельдмаршала. А ещё - пост председателя Академии Наук.



Граф и фельдмаршал, гетман К.Г. Разумовский

Гетман К.Г. Разумовский активно участвовал в перевороте, приведшем к власти императрицу Екатерину Вторую. А в царствование Екатерины государственных высот достиг ещё один потомственный запорожский казак, о котором - следующий рассказ.

5. Канцлер Александр Андреевич Безбородко



Граф А.А. Безбородко

Будущий канцлер родился в 1747 году в Глухове (ныне Сумская область Украины) в семье генерального писаря А.Я. Безбородко.  С 1765 года - правитель канцелярии графа П.А. Румянцева, в 1769 году перешёл в военную службу, принимал участие в знаменитых сражениях Румянцева при Ларге и Кагуле. В 1775 году прибыл вместе с Румянцевым в Москву, где сделался статс-секретарём императрицы. Прошения, поступавшие на высочайшее имя, шли через его руки. Участвовал в дипломатических переговорах. Неоднократно награждался Екатериной - чинами, орденами и землями. В 1784 году украинский казак получил титул графа. С того же года состоял вторым членом коллегии Иностранных дел Российской Империи, фактически же - руководил внешней политикой России, так как пользовался большим влиянием на императрицу, нежели президент коллегии вице-канцлер Остерман.
Имеются сведения, что после смерти Екатерины Безбородко передал её сыну Павлу завещание императрицы, которое тот, не читая, выкинул в камин - до Павла доходили слухи, что Екатерина планирует передать престол внуку в обход прямого наследника. Как бы то ни было, при Павле Безбородко получил высший гражданский чин по табели о рангах - чин канцлера. Кроме того, Павел пожаловал Безбородко титулом князя. Скончался Александр Андреевич в апреле 1799 года.

6. Фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич



И.Ф. Паскевич

Иван Паскевич родился в Полтаве в 1782 году. Его отец, Ф.Г. Паскевич, вёл свой род от запорожского  казака Пасько, служившего в армии Богдана Хмельницкого, и, по имеющимся у меня сведениям, не знал никаких языков, кроме своего родного украинского. Сам Иван Фёдорович выдвинулся в павловскую эпоху, служил в Лейб-Гвардии Преображенском полку. Участвовал в Русско-Турецкой войне 1806 - 1812 гг., отличился в Отечественной войне 1812 года. За участие в героической обороне Смоленска удостоился благодарности главнокомандующего Барклая-де-Толли. В Бородинской битве Паскевич оборонял центральный курган, по собственной инициативе построил редут по берегам Колочи. Несколько раз лично ходил в штыковую во главе батальона, будучи к тому времени уже начальником дивизии. Дивизия Паскевича при Бородине была вся истреблена, но французов через своим позиции не пропустила.
В дальнейшем Паскевич пользовался неограниченным доверием Николая I, занимал должность главнокомандующего на Кавказе (сменив там популярного в армии генерала-великоросса Ермолова), участвовал в боевых действиях против персов и турок. 5 октября 1827 г. освободил от персов Ереван, за что получил почётную приставку к фамилии "Эриванский". Известие о занятии русскими Еревана произвело на персов столь удручающее впечатление, что они начали сдаваться русским без боя.

История донесла до нас любопытный факт: когда о подвигах сына сообщили Фёдору Паскевичу, прибавив, что "Эриванский - гений", отец полководца ответил по-украински: "Що гений - то не гений. А що везе - то везе". Видимо, отец предпочитал держать сына в строгости, чтобы у того не вскружилась голова.

В 1831 году Паскевич возглавил армию, посланную на усмирение Польского восстания. Действия его против давних врагов украинского народа были столь успешны, что уже 26 августа, спустя 2 месяца с небольшим после своего вступления  в должность, он смог донести императору Николаю: "Варшава у ног Ваших". За победу над поляками доблестный украинец получил титул князя.

***

Этот список можно было бы ещё продолжать до бесконечности, только зачем? По-моему, и так всё ясно. Русский народ никогда не относился к украинцам как к гражданам второго сорта, более того, русские правители стабильно не делали разницы между великорусскими и малороссийскими своими подданными. В Российской империи отношения между русскими и украинцами были в полном смысле слова братскими. Но в это же самое время часть Украины пребывала под властью Польши, а после её раздела в конце XVIII века - Австрийской империи. Так вот,  мне хотелось бы слышать от евроинтеграторов внятных указаний: какой украинец, когда и при каких обстоятельствах дослужился в этих государствах до таких же высот, как перечисленные мною деятели. Архиереев в расчёт можно не брать: православные украинцы не могли быть архиереями в католических Польше и Австрии. Но кто из украинцев и когда стал польским или австрийским фельдмаршалом? Кто из украинцев в Польше или в Австрии выбился в министры? И, пожалуйста, не приводите мне в пример командиров корпуса Сечевых Стрельцов, сформированного Австро-Венгрией в ходе Первой Мировой войны. Нацисты тоже порой ставили во главе отрядов полицаев местных деятелей, таких как Бронислав Каминский. Приведите мне пример украинцев, которым была вручена власть над поляками или немцами. Насколько мне известно, таких не было. А стало быть, подлинными оккупантами и угнетателями, смотевшими на малороссов как на недочеловеков, были не "кляти москали", а те самые "цивилизованные европейцы", которых в нынешней Украине принимают с максимально возможной предупредительностью.

Мне могут возразить: времена Российской империи давно прошли. Возможно, цари и их подданые и проявляли должный такт к украинцам, но потом им на смену пришли "железные наркомы" и залили Украину кровью. Спешу развеять этот мираж. Да, красный террор был тяжел для населения. Но - по обе стороны российско-украинской границы. И голодомор так же был по обе стороны, и ещё неизвестно, где народ голодал сильнее из-за большевистских экономических экспериментов: в Украине или в русском Поволжье. Отношение властей к украинцам не изменилось после революции: русские как не имели перед ними никаких преимуществ, так и не получили. Советская власть от всех граждан, независимо от национальности, требовала одного: лояльности к идеологии марксизма-ленинизма. И при соблюдении этого условия украинцы вполне могли сделать карьеру в центральном аппарате управления СССР. Вот только два имени.



Николай Викторович Подгорный, уроженец Полтавской области.
При Хрущёве, а впоследствии при Брежневе входил в состав Политбюро ЦК КПСС.
С 1965 по 1977 гг. занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР
(должность примерно соответствует спикеру парламента)



Семён Кузьмич Цвигун. Уроженец Западной Украины. Генерал КГБ. Партизан Великой
Отечественной войны. В годы правления Брежнева был вторым лицом в КГБ
(после председателя Ю.В. Андропова), ходили упорные слухи, что Брежнев прочил Цвигуна на место
Юрия Владимировича. Вот скажите мне, положа руку на сердце: Австро-Венгрия или Польша
доверили бы украинцу руководство всей системой своей государственной безопасности?
А для России или СССР это не было проблемой!

Конечно, я далёк от того, чтобы идеализировать русско-украинские отношения. Бывало всякое, и об этих неприятных фактах я сам писал в своём ЖЖ. Не было только одного: никогда русские не приходили в Украину для того, чтобы кого-то поработить и кому-то что-то силой навязать. Русские приходили для защиты. И если придут снова, придут для той же самой цели. Ну, а коллективному Власову, рупором которого взялась быть Настя Дмитрук, мы и впрямь никогда не будем братьями. Ни по Родине, ни по матери.

История Отечества, Православие, Моя история меня бережёт, История Украины, Николай Первый, Пётр Великий, Наполеоновские войны, Век восемнадцатый

Previous post Next post
Up