Чёрный юбилей

Sep 01, 2014 14:28

Ровно 75 лет тому назад, 1 сентября 1939 года, разразилась одна из самых страшных трагедий в истории человечества. Нападением нацистской Германии на Польшу началась Вторая Мировая война.



Классическое фото, которое вспоминают каждый раз,
как только речь заходит о начале Второй Мировой войны.



Почему именно эта дата? Ведь нацистская партия проявила себя как партия агрессии буквально с самых первых дней после своего прихода к власти. Именно это имел в виду Сталин, когда писал, что гитлеровская партия является не столько националистической, сколько империалистической. Задолго до агрессии в Польше был аншлюс Австрии и агрессия против Чехословакии, задолго до Польши началась совместная с фашистской Италией экспансия в Северной Африке (с массовым применением химического оружия, кстати). Ещё до нападения нацистов на Польшу союзница Гитлера - Япония - развязала агрессию против Китая с массовым геноцидом китайцев на оккупированных территориях (жертвами японского террора по самым оптимистическим оценкам стали 18 миллионов китайцев). Почему же именно Польша?

Дело в том, что независимость Польши гарантировалась международными договорами, под которыми стояли подписи руководителей Англии и Франции. Соответственно, оккупация Польши немцами сделала неизбежным вступление в войну ведущих мировых держав. Чехословакию англичане и французы просто предали, придерживаясь лицемерной политики умиротворения агрессора. Захват немцами славянских земель вполне укладывался в их геополитическую стратегию и соответствовал их планам направить остриё агрессии против России (СССР). Однако, Польша традиционно рассматривалась Францией (а начиная с середины XIX века - и Англией как её стратегическим союзником) в качестве сферы собственного влияния. Локальный конфликт на востоке Европы перерос в мировой пожар - уже 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили Германии войну. Пожар этот, правда, поначалу занимался нехотя, но в течение года с небольшим охватил всю континентальную Европу. Немцы не стали делать скидку на "странную войну", которую поначалу пытались вести против них англичане и французы, когда немецкая и англо-французская армии на виду друг у друга делали утреннюю зарядку. Следом за Польшей должна была неизбежно пасть и Франция. Она и пала - в июне 1940, продержавшись около месяца. Англия подверглась разрушительным бомбардировкам.

А начиналось всё с банальной и подлой провокации. "Группа вооруженных эсэсовцев, переодетых в польскую форму, ворвалась в помещение радиостанции приграничного города Глейвице и захватила ее. Несколько раз выстрелив перед микрофоном, гитлеровцы зачитали на польском языке текст, который призывал к войне с Германией. Вскоре все радиостанции Германии передали в эфир экстренное сообщение о нападении польской армии на немецкую территорию. Нападение в Глейвице было использовано как повод для нападения на Польшу" [1]. Гитлер, выступая 1 сентября в Рейхстаге, призвал к отпору "польской агрессии" (ничего не напоминает?), при этом демонстративно избегая слова "война" - чтобы не давать повода великим державам для вмешательства в конфликт. Однако, он же демонстративно отверг предложения Муссолини о мирной конференции, заявив, что негоже отдавать дипломатам то, что завоевано силой оружия. Перед своими фюрер мог не стесняться.



Гитлеровцы валят пограничный столб на польской границе.

В провокацию в Глейвице можно было бы поверить. Можно было бы, если бы не несколько важных "но". Первое. Ещё до этой провокации Германия неоднократно обращалась к польскому правительству с требованиями передать ей Гданьск (Данциг), числившийся в то время "вольным городом". Первое такое требование прозвучало аж 24 октября 1938 года, когда Польша формально ещё оставалась союзницей Германии и соучастницей в только что осуществлённом разделе Чехословакии. Второе. Ещё 25 августа 1939 года немецкий линкор "Шлезвиг-Гольштейн" бросил якорь на рейде польского Гданьска. И в начале 5-го утра 1 сентября обстрелял город [2].

В связи с агрессией Германии против Польши часто поминают всуе пресловутый "Пакт Молотова - Риббентропа", полагая его достаточным основанием для того, чтобы объявить Россию (не СССР, нет - именно современную Россию, как его правопреемницу) в совместном с Гитлером развязывании агрессии, а то и вовсе представить нашу страну главной виновницей Второй Мировой войны. Расчёт, с которым делается данная подтасовка, понятен: природные ресурсы России испокон веков не давали покоя западным захватчикам, не дают и до сих пор, и если признать Россию виновной в развязывании Второй Мировой войны, авось, и удастся выцыганить у неё территориальные уступки. Что ж, приходится напоминать нашим "партнёрам по диалогу" общеизвестные вещи. СССР задолго до подписания пресловутого пакта вёл безуспешные переговоры с представителями Англии и Франции о совместных гарантиях на случай гитлеровской агрессии. Обещал по первому требованию предоставить войска. Но наши "партнёры по диалогу" словно нарочно издевались - в самый ответственный момент оказалось, что их делегации на переговорах попросту не уполномочены ничего подписывать. "Развитые демократии" накануне Мировой войны отнюдь не стремились к созданию Антигитлеровской коалиции, предпочитая направлять гитлеровскую агрессию против нашей страны. И кстати, именно в то время Польша категорически заявила, что не желает видеть наших войск на своей территории, то есть - сама отказалась от предложенной ей военной помощи. В этих условиях выбор перед советской дипломатией стоял весьма небольшой: полная международная изоляция в условиях надвигающейся мировой войны (неизбежность которой в те годы остро ощущалась в СССР) или договор с Германией, позволяющий хоть как-то отсрочить войну. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, какой вариант действий лучше [3].



Молотов подписывает договор о ненападении между СССР и Германией

Кроме того, аналогичные "договоры о ненападении" подписывали с Гитлером и "западные демократии". СССР сделал это последним. И я полностью присоединяюсь к вопросу, которым тщетно задаётся наш министр культуры Владимир Мединский: почему Англии и Франции было можно, а нам вдруг стало нельзя [4]?

Мне скажут: но ведь был же раздел Польши, отторжение от неё территорий Западной Украины и Западной Белоруссии. Был. Но даже самые ярые антисоветчики, оставаясь интеллектуально честными, не посмеют отрицать, что в том 1939-м народ этих областей не воспринимал Красную Армию как агрессора и оккупанта, а встречал как армию-освободительницу. У Польши у самой рыльце было ой, как в пушку: после бездарно проигранной Тухачевским Советско-Польской войны Польша отторгла от России значительные территории, не входившие в состав Польши с XVIII века, территории, население которых привыкло считать себя гражданами России, было связано с нами единством православной веры и потому подверглось в Польше жесточайшей дискриминации. Это потом, в последующие 2 года советская власть и НКВД порядком себя дискредитировали в глазах западных украинцев (что примечательно - не белорусов!) и заставили кое-кого на Львовщине с надеждой поглядывать в сторону гитлеровской Германии.

А что же сами немцы? А они не делали разницы между славянскими "унтерменшами". Им было абсолютно всё равно, кого уничтожать - поляков ли, или порабощённых ими украинцев. Для украинцев, в отличие от нас, русских, Вторая Мировая война началась не в июне 1941-го, а в сентябре 1939-го. Уже 1-го числа гитлеровская авиация бомбила Львов, Самбор и Дрогобыч. И впоследствии, когда под нацистскую оккупацию попали земли советской Украины, назначенный туда рейхскомиссаром Эрих Кох откровенничал: "Я требую, чтобы принципом управления украинцами была твёрдая рука. Не верьте, что условия которые обозначились в настоящее время, вынуждают нас быть менее твёрдыми. Наоборот: кто верит, что может добиться у славян благодарности за мягкое обращение, тот формировал свои взгляды не в НСДАП. Славянин будет рассматривать мягкое отношение к себе как признак слабости" [5].



Парад гитлеровских оккупантов в украинском Стрые.
Это не 1941 год, это 1939-й.

Так что не "во исполнение договора" между Молотовым и Риббентропом вошли на Западную Украину советские войска 17 сентября 1939 года. Они пришли туда как освободители некогда российских подданных, порабощённых Польшей, чтобы спасти их от ещё более жестокого порабощения - немецкого. Воспользовавшись договором Молотова - Риббентропа. Польша, если хочет - пусть их осуждает (но пусть тогда даст и нам отчёт, что стало с тысячами военнопленных красноармейцев после 1920 года). А Бог, уверен, оправдает их. Потому что "нет больше той любви, чем если кто душу свою положит за други своя"!

________________________________________________________________________________________________
Примечания
[1] http://regesty.ru/napadenie-germanii-na-polshu/
[2] Там же.
[3] Что же касается пресловутых "секретных протоколов", осмелюсь напомнить и такую очевидную вещь, что их подлинники в российских архивах до сих пор не обнаружены. Горбачёв так и не смог предъявить их тексты Верховному Совету СССР, несмотря на настойчивые требования депутатов. Единственный источник, по которым судят о наличии и содержании этих протоколов, - сообщение секретаря германского посольства, переданное английским дипломатам. Что ж... Обман партнёров по переговорам с целью натравливания их друг на друга - дело в политике обычное. А гитлеровцы всегда были мастерами провокаций.
[4] см. Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. - М.: Олма Медиа групп, 2011. - с. 51 - 52.
[5] Цит. по: Гладков Т.К. Медведев. - М.: Молодая Гвардия, 1985.

Накануне Великой Отечественной, История Отечества, Польша, Вторая Мировая война, История Украины

Previous post Next post
Up