Один из видов города РовноО Западной Украине в современной России бытует мнение как о каком-то логове неонацизма, бандеровщины и оголтелой русофобии, как о рассаднике враждебных идей, которые мешают всей остальной Украине нормально развиваться и в конечном итоге раздирают её на части. Что ж, на мой взгляд, весьма полезно будет взглянуть на эту область глазами тех, кто там действительно был. В особенности же любопытно будет взглянуть на Западную Украину и её жителей глазами тех, кто там воевал, кто освобождал её от немецких захватчиков. А для большей объективности пусть один из свидетелей будет украинцем, а второй - "москалём".
С.А. Ковпак
Для начала - украинец. Зовут его Сидор Артемьевич Ковпак. Генерал, один из самых известных партизанских вождей Второй Мировой войны. Ковпак писал после войны, что немцы рассчитывали на вольготную жизнь на Ровенщине, но жестоко просчитались. "Ровенщина, - писал Ковпак, - как ни одна область Украины была центром, где концентрировались партизанские соединения. Именно там начинались рейды по глубоким тылам противника. Каждый партизан всегда с чувством глубокой благодарности будет вспоминать её леса, помощь, которую оказывали ему ровенчане".
Д.Н. Медведев
Русский свидетель - это полковник Дмитрий Николаевич Медведев, также, как и Ковпак, бывший командиром крупного партизанского соединения в Украине. После войны Дмитрий Николаевич сделался популярным писателем историко-приключенческого жанра, так что свои наблюдения имел возможность озвучивать в почти неограниченном объёме. Вот его свидетельство: "Слухи о появлении в Сарненских лесах целой армии партизан были, по существу, не так уж неосновательны. Хотя отряд насчитывал немногим более ста человек, но в действительности нас было не сто, не двести и даже не дивизия, а гораздо больше. Тем или иным путём, нападая или только сопротивляясь, саботируя немецкие мероприятия, помогая партизанам всюду, где только была к тому возможность, нанося оккупантам урон, всё население от мала до велика боролось за свободу и независимость своей Родины - было с нами. Если бы мы действовали только силами своего отряда, мы ничего не смогли бы сделать: очень скоро мы были бы парализованы или даже уничтожены. Население являлось нашим верным помощником и защитником. На всех этапах борьбы оно было нашей прочной опорой в тылу врага. Крестьяне охотно делились с нами скудными своими запасами. Целые деревни собирали для нас продукты... Население помогало нам и в разведке. Якобы для продажи кур, овощей или просто под предлогом, будто идут проведать родственников, местные жители посещали районные центры, ближайшие железнодорожные станции, высматривали, выспрашивали и рассказывали обо всём нам. Особенно отличались девушки и подростки. Местные жители знали дороги, знали людей и приносили отряду неоценимую пользу".
Обе цитаты приводятся по книге: Гладков Т.К. Медведев. - М.: Молодая гвардия, 1985. Мне могут возразить: эти два свидетельства - оба с советской стороны, и естественно, что они пытаются представить ситуацию так, как им предписывает тоталитарная коммунистическая идеология. Что ж, вот вам письмо немецкого офицера с Украины своей жене: "Дорогая жена Гертруда! Положение стало очень серьёзным. Кругом партизаны. Мы не показываем носа из своего дома. Никогда в жизни у меня не было таких рождественских праздников. Сижу и дрожу за свою жизнь, каждую ночь жду прихода партизан. Прислали мне жандармов - да разве десяток жандармов справятся с партизанами, которым помогает всё население?" (выделено мной - М.М.)
Так представляли себе со слов геббельсовской пропаганды свою жизнь
в оккупированной Украине немецкие офицеры
А вот так оно оборачивалось на самом деле
Письмо это было перехвачено партизанами Медведева, который и предал его гласности.
В заключение хочу привести свидетельство ещё одного украинца, на сей раз - современного. Активного участника "евромайдана", потомка жертв сталинских репрессий. Человек этот просил не называть своего имени, но рассказал весьма любопытные вещи. По его словам (его корни - на Тернопольщине), жители Западной Украины в 1939 году встретили Красную Армию цветами и хлебом-солью, с истинно украинским радушием. Поляки, веками притеснявшие украинский народ, не вызывали у галичан ни малейшей симпатии, на красноармейцев они смотрели, как на избавителей. В 1941 году ситуация изменилась. И многие из тех, кто приветствовал установление советской власти, летом 1941 года с неменьшим энтузиазмом приветствовал гитлеровцев. Почему?
Мой собеседник убеждён: причина кроется в самой политике советской власти. Не успев ещё как следует укрепиться на вновь обретённых территориях, большевики принялись повсеместно насаждать колхозы, проводить показательные раскулачки и бороться с религией. Между тем, религиозная самоидентификация всегда играла для украинцев важную роль, а колхозные методы хозяйствования на земле в условиях украинского плодородия были экономически совершенно неоправданны. Придя к людям, которые их ждали, большевики за два коротких года успели восстановить их против себя и заставить едва ли не ностальгировать по временам австро-венгерского владычества. Это надо было умудриться.
В целом же приходится признать, что никакого антирусского и пронацистского консенсуса в Западной Украине не было в годы Великой Отечественной, нет и сейчас. Не стоит по десятку гнилых яблок судить целый урожай. Лучше поверить непосредственным очевидцам.