Кураев, которого мы любили

Feb 15, 2014 20:33


А ещё сегодняшний день  - день рожденья известного миссионера и богослова протодиакона Андрея Кураева.



Можно по-разному относиться к тому, что отец Андрей сейчас размещает в своём ЖЖ. Я сам далеко не всегда понимаю, что он хочет сказать той или иной своей публикацией и чего он этим пытается добиться. Но лично я полюбил его отнюдь не за эти публикации.
Думаю, именно сегодня, в день рожденья отца Андрея, самый лучший момент для того, чтобы вспомнить, какого Кураева мы когда-то полюбили, за какие достоинства мы запоем читали его книги и куда за ним шли. Вот выдержки из некоторых его старых книг и статей:


"В советские времена, когда мы приходили на исповедь, ну не начинали мы исповедь словами: «Батюшка, я тяжко согрешил, я по дороге в храм сегодня от «хвоста» не оторвался!». Мы знали, что за нами следят. Но не слышали мы о том, что долг христианина состоит в том, чтобы уходить от слежки. Не надо начинать Великий пост с того, чтобы проходить с электролокаторами и обнаруживать «жучки» в своей квартире.
Да, под вездесущим глазом видеокамеры труднее будет спрятать свою веру и молитву от надзирателя. Но разве христианин должен прятать свою веру? Именно во время последней битвы никакие прятки неуместны. Тут уж «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37).
Антихриста еще нет рядом с нами (а, значит, нет и его печати). А вот Христос всегда рядом. Так что надо строить свою духовную жизнь не на убегании от фантома антихриста, а на прибегании ко Христу. По-моему, тут все просто: ты стань Божьим, а Бог своих не выдаст.".

Из книги "Церковь в мире людей"

"Я думаю, что противостоять нашим псевдоцерковным пужателям нужно по двум направлениям. Первое - усиление церковной дисциплины: и канонической, и иерархической, и богословской. И второе - создание возможности для того, чтобы голос самих мирян мог бы звучать в Церкви. Речь о том, чтобы на приходском уровне создавались возможности для активной работы людей во имя Христовой веры. У нас сегодня предлагается во имя Христа только полы в храме подметать. Нужен более широкий веер церковных послушаний. В том числе педагогические, миссионерские и так далее.
Я как раз полагаю, что необходимы и прещение, и миссионерство.  И еще очень важно отделить миссионерство от чуда".

Там же.



Обложка книги "Церковь в мире людей"

"Богословие для того и существует, чтобы анализиро­вать благочестивые тезисы, потому что любая ересь на­чинается с благочестивого утверждения. Если бы оно было неблагочестивым, кощунственным с самого начала, оно бы никого не прельстило, его бы отторгли. Легко сказать, что «Христос - Бог, человеческая природа в Нем растворилась, она была преображена в Божестве, как океан поглощает капельку воды». Красиво, благочести­во. Но когда начинаешь это логически продумывать дальше, тут выясняется, что из этого красивого тезиса следуют выводы, потрясающие сами основы нашей веры. Поэтому и была отвергнута эта вроде бы благочестивое учение монофизитов…
Точно так же, я думаю, и с отношением к подвигу Царской Се­мьи. То, что выражается в этих бес­цензурных акафистах, ставит ряд вопро­сов о самой сути христианства. Скажем, если мы называ­ем царя «искупителем», пусть даже грехов русского наро­да, то это означает, что на Голгофе Господь принес Себя в жертву во искупление грехов всего мира, за исключени­ем русского народа".

Там же.

"Просто не надо обманываться видимостью. Реформация - это не борьба с иконами, это не утверждение тех или иных лютеранских догматов.
Реформация - это всего-навсего антииерархическое движение мирян. Это бунт мирян против церковной иерархии, это мирянское движение, разворачивающееся под лозунгом: "Иерархия, дай порулить!"
Люди сами себя объявляют цензорами, защитниками и очистителями христианской веры и традиции, и такое самосознание дает им в их собственных глазах право на весьма радикальные суждения и действия. Дух реформации - это именно дух, это некая психология, самоощущение.
Сегодня в России нет монархии. Но это не означает, что в ней нет иерархии. Отсутствие самодержавия в России не означает, что с православного человека снята обязанность научения послушанию. Просто школа послушания теперь находится в самой Церкви. И тот, кто не смог по-монархически жить в Церкви, не сможет жить по-монархически и в самодержавнейшем государстве. Тот, кто дерзит Патриарху, будет дерзить и монарху. Если наши монархисты не могут наложить на себя обет воздержания от критики Патриарха, - как же они смогут воздержаться от критики монарха?
Люди, имеющие потребность и воспитавшие в себе навык постоянного выискивания поводов для оппонирования властям (как светским, так и церковным) - неужели же они смогут приучить себя к воздержанию от критики после введения в России монархического правления?
Вот изложение Патриархом очевидной нормы жизни в Церкви: «Решения Соборов, священного Синода, выступления Предстоятеля Церкви по церковным вопросам -- это официальная позиция Церкви, которая должна быть ориентиром для клириков, состоящих в ее юрисдикции. Лица, имеющие иные мнения, по меньшей мере обязаны воздерживаться от публичного оглашения их».
Но сколько же сегодня православных «фундаменталистов», которые о высшей церковной власти упоминают лишь для язвительной критики! Наши «традиционалисты» не замечают, что никак не в традиции Церкви перетолковывать слова и действия Патриарха в наихудшем свете. Вспомним остроумное замечание святителя Филарета об «общественном договоре» между матерью и младенцем. Разве станет оно менее справедливым, если вместо матери мы в нем помянем отца? Патриарх же - «первенствующий из отцов»".

Из книги "Искушение, которое приходит справа"



Обложка книги "Искушение, которое приходит справа"

"Для того сознания, которое называют "ветхозаветным" (нередко с оттенком уничижительности), ребенок - это чудо Божие, величайший дар, которым Бог может наградить человека. Ева, первая женщина на земле, впервые пройдя роды, и при виде первенца говорит удивительные слова: "приняла человека я от Господа". И так естественно при этом сознании выглядит ответное дарение: и Анна, мать Самуила, и Анна, мать Марии отдают своих детей на служение Богу: Ты дал детям жизнь - так пусть их жизнь будет прославлением Тебя! Да и в целом законодательство Моисея предписывало первенца посвящать Богу (Исх. 22,29). В этом - смысл обряда обрезания. И этот смысл (вкупе с новыми, другими) присутствует в христианском крещении младенцев.

А мы, люди ХХ века, так же ли понимаем зачатие и рождение детей? Так же мы благоговеем перед тайной новой жизни? Нас возмущает жестокость некоторых эпизодов древнеизраильской истории. Но ярость израильтян по отношению к язычникам станет понятнее, если мы, с одной стороны, что сколь драгоценна для людей Библии была детская жизнь. А, с другой стороны, вспомним также, что у тогдашних палестинских язычников младенцы сжигались во славу Ваала".

Из книги "Школьное богословие"



Обложка книги "Школьное богословие"

"Задача Собора не в том, чтобы чем-то поразить журналистов. Это не слет шоуменов. Это место решения внутренних, церковных вопросов. Или, иначе - это место, где собираются наиболее опытные и наиболее ответственные члены Церкви. Епископы.
Не о каждом из них можно сказать, что это пламенный молитвенник или прекрасный богослов. Некоторые скорее способны произвести впечатление опытных политиков и удачливых карьеристов… Но, как ни странно - эти качества тоже важны в общей гамме Собора. Нужны люди, которые привыкли на все смотреть с точки зрения просчитывания последствий: «а что из этого выйдет? А как это слово может аукнуться вот в этом углу... а еще вот в том и вот в этом?…».
Епископ по самому положению своему живет в нескольких мирах одновременно. Это не монах, который живет среди людей, сделавших одинаковый с ним жизненный и мировоззренческий выбор. Это не приходской священник, который общается лишь с теми, кто сам находит дорогу к его приходу и обращается к нему как к «отцу». Епископ должен «контактировать» и с банкирами, и с партийными активистами, с госадминистрацией и с лидерами других крупных религиозных групп, со светской интеллигенцией и с монахами… Поэтому епископ держит в голове большее число параметров, по которым он просчитывает последствия тех или иных своих слов и действий".
Из статьи "Собор, прошедший под тенью подводной лодки"

Этот список цитат можно было бы продолжать, но только зачем? Уровень богословствования и мировоззрение, проступающее за этими цитатами, видны отчётливо. Как жаль, что сейчас этого почти не осталось....

Хотелось бы пожелать отцу Андрею мужества в сегодняшней непростой ситуации, которая вокруг него сложилась. Мужества не только в том, чтобы не сломаться, хотя и это безусловно важно. Но и мужества признать свои ошибки - там, где он действительно окажется вдруг не прав. А не ошибается только Господь. И ещё - хотелось бы видеть новые книги отца Андрея. Хотелось бы вновь богословия, а не журналистики.

Всех же, кто читает эту мою запись, призываю к молитве о  рабе Божием протодиаконе Андрее, дабы Всемилостивый Господь управил сложившуюся ситуацию во спасение самому о. протодиакону и во благо Святой Церкви.

С днём рожденья, отец Андрей!

В довершение хотелось бы попросить тех, кто будет оставлять комментарии к данной записи, не топтать отца Андрея. В желающих этим заниматься недостатка никогда не было, тем более нет его сейчас. А мы давайте лучше помолимся.

Кураев

Previous post Next post
Up