Рождество в Нарнии

Jan 11, 2014 00:24

А кто-нибудь задумывался, почему во время столетней зимы в Нарнии в период правления колдуньи Джадис в стране ни разу не было Рождества? И почему Джадис так испугалась вести, что в её стране появился Дед Мороз?



Джадис (Белая Колдунья).

Для ответа на этот вопрос важно помнить, что Клайв Льюис был профессором богословия. Клайв Льюис, когда писал свои сказки о Нарнии, видел перед собой - Царствие Божие. Его вдохновляло Евангелие. Значит, и ответа на вопрос, что означало Рождество в Нарнии надо искать в том, что оно означало в Евангелии.

Не случайно, совсем не случайно падение власти Джадис начинается с Рождества. Джадис, в отличие от обычных сказочных злых волшебников, в отличие даже от роулинговского Вольдеморта олицетворяет собой НАСТОЯЩУЮ магию. Она пришла в Нарнию из абсолютно безбожного мира, из мира, жившего по принципам того же упомянутого выше Вольдеморта: "Добра и зла не существует, есть только власть (или "сила", по-английски эти слова звучат одинаково) и есть те, кто слишком слаб, чтобы стремиться к этому". Я, разумеется, понимаю, что "Хроники Нарнии" созданы задолго до "Гарри Поттера", но ведь и Вольдеморт в своих теориях не оригинален - подобного рода идеи озвучивались и Еленой Рерих, и Алистером Кроули, и Антоном Лавеем, они витали в воздухе на протяжении всего ХХ века, так что Льюису было, что и кого бичевать своей беспощадной сатирой.

Джадис изначально полагалась на свою колдовскую мощь. И её абсолютно не волновало, сколько людей погибнет ради её власти. Более того - в "Племяннике чародея" именно Джадис выпадает та самая роль, которая в Библии принадлежит змею-искусителю: именно она пытается соблазнить Дигори и Полли запретным плодом. Так что "Белая Колдунья" (именно под этим "ником" Джадис выведена в повести "Лев, колдунья и платяной шкаф") явно олицетворяет собой сатанизм.



Джадис на троне Нарнии. Самозванная "королева", падение которой началось...
с Рождества.

Что же такое Рождество, если не начало падения власти сатаны над человеком? Человек не мог своей праведностью загладить пропасть, вырытую между ним и Богом человеческими же грехами - на пути вставала повреждённая грехопадением и приобретшая склонность ко греху человеческая природа, не способная к прямому богообщению. Очень хорошо написано об этом у Патриарха Сергия Страгородского в его книге "Православное учение о спасении". Не знаю, читал ли Льюис Патриарха Сергия (то, что автор "Хроник Нарнии" интересовался Православием - доказанный факт), но его понимание Рождества вполне православно.

Человек не может пробиться к Богу - и тогда Бог приходит к человеку. Бог принимает образ немощного Младенца для того, чтобы нас привести к Себе. Бог принимает на себя человеческое естество - чтобы Своей Божественной волей исцелить это естество. Бог входит в наш мир незаметно, Ему ещё предстоит быть отвергнутым Собственным народом (Кураев как-то верно подметил, что древний Израиль - народ не столько богоизбранный, сколько богосозданный) и претерпеть смерть - чтобы вывести из ада души доновозаветных праведников и богоискателей, тех, кого святые отцы именовали "христианами без Христа". И воскреснуть, завершив восстановление человеческого естества. Но Он уже пришёл. Таинство нашего спасения начало совершаться.



Вот такой увидела Нарнию Люси Пэвенси, когда попала туда впервые.
И очень удивилась, что здесь не бывает Рождества.

Нечто похожее происходит и в Нарнии. На первый взгляд, столетняя зима, установленная магией Джадис, продолжается. Но что-то произошло. Радость врывается в мир Нарнии неожиданно, именно в тот момент, когда, казалось бы, торжество зла неминуемо. Загнанные под обрыв Пэвенси и бобры ожидали встретиться со злой колдуньей - а встречают Деда Мороза. Который и предрекает им скорый конец владычества Джадис и прославляет вернувшегося Аслана. Точь в точь как ангелы, благовестившие пастухам.



"Фанарт", изображающий встречу Деда Мороза с Питером, Сьюзен и Люси.
Колдунья напугана. Она обращает в камень зверей, получивших, подобно Питеру, Сьюзен и Люси рождественские подарки от Деда Мороза (эта очень сильная сцена, к сожалению, отсутствует в фильме), которые, кстати, и её поздравили с Рождеством. Спрашивается, Чьё же это Рождество отмечают разумные звери Нарнии, если это празднование так напугало колдунью?

Рождение Аслана сокрыто от героев эпопеи. Сам он приходит всегда "из-за моря". Аслан появляется в сюжете уже взрослым львом и практически не меняется, разве что становится больше по мере взросления героев. Стало быть, речь явно не о "рождестве Аслановом".



Аслан. По сути, на протяжении всей книги он только и делает, что намекает на Христа,
подводит к Нему вдумчивого читателя.

Христос открытым текстом не упоминается в книге. О Нём читателю предстоит догадаться. Однако, конкретно в плане Рождества недопонимание может возникнуть только в русском переводе. В английском же оригинале стоит ясно и внятно - Christmas. Христа, вернее - одного имени Его так испугалась колдунья из Чарна. Да и Аслан оставляет детям более чем прозрачный намёк: "Я бываю и в вашем мире. Просто там я зовусь иначе. Учитесь узнавать меня и под другим именем. Для этого вы и бывали в Нарнии". Пусть через Нарнию должен лежать в Церковь, и дальше - ко Христу, но именно этот путь страшит Джадис, ибо он категорически несовместим с её маниакальной гордыней. Колдунья пыталась превратить Нарнию в безбожный мир, подобный её собственному (вспомним: "долгая зима без Рождества"). Но в этот мир приходит Дед Мороз (дословно по Льюису, кстати, - Рождественский дедушка) и приносит вместе с рождественскими поздравлениями весть о Боге.

Дальнейшее мы (то есть - те, кто смотрел фильм или читал книгу) хорошо знаем. Колдовство Джадис начинает рушиться. Столетняя зима стремительно отступает, уступая место весне, а затем и лету. Аслан собирает армию. Джадис пытается бороться, в частности, настаивает на казни Эдмунда, предавшего своих сестёр и брата, Аслан выкупает мальчика ценой собственной жизни, Питер встаёт во главе войска нарнийцев, даёт бой - а тем временем с первым лучом рассвета Аслан воскресает и ... спешит в замок колдуньи, чтобы окончательно разрушить её чары, расколдовать жителей Нарнии, павших жертвами её тирании. Эти евангельские аллюзии понятны без расшифровки.

Но началом освобождения Нарнии становится именно Рождество, и именно Рождество Христово. Как наш Христос Спаситель незаметно и ненавязчиво пришёл в мир - и изменил его полностью и навсегда, сломав преграды, отделявшие нас от Бога и открыв нам доступ на Небеса, так и Нарния начинает меняться сначала незаметно, а потом - ощутимо и необратимо именно после радостной вести о Рождестве.

Давайте же и мы с Вами будем радоваться наступлению святок и веселиться - но не забывать при этом, Чей День Рожденья мы празднуем. И любя Льюиса, будем помнить, какая Книга вдохновляла его творчество.

Православное воспитание детей, Православие, Хроники Нарнии, Наши праздники

Previous post Next post
Up