"В новогоднюю ночь сбываются самые несбыточные мечты.
Так вот, я желаю Вам, чтобы Ваша мечта осуществилась"
А. и Б. Стругацкие. Фраза из к/ф "Чародеи"
А давайте и впрямь помечтаем. О протодиаконе Кураеве.
Представим себе, что какой-нибудь из симпатизирующих ему архиереев, или даже сам Патриарх Кирилл пригласит его к себе и скажет: "Знаешь, Андрюша, я вот что подумал. Есть тут у меня одна идейка, книжку бы написать надо. Я бы, конечно, и сам бы написал, да дел сейчас много, руки не доходят. Берись за дело. Издание я обеспечу. А чтобы ты во время работы ни в чём не нуждался, а главное - чтобы журналисты тебя не отвлекали, вот тебе село. Там как раз батюшка себе в помощь диакона просил".
Такую ситуацию нельзя считать нереалистичной. В 2004 году сам отец Андрей именно о таком финале своей карьеры мечтал, о чём писал в своей книге "Ответы молодым". Вряд ли отец Андрей посмеет отказаться от такого предложения, если оно будет сделано таким вот, доверительно-сочувственным тоном, а сама тема окажется для него интересна.
Я даже примерно представляю себе, какую книгу лучше всего было бы ему заказать. "Патриотизм и уранополитизм в свете православной традиции". Слишком уж набрала в прошлом году обороты кампания по выставлению Гитлера "освободителем Православия", а палачей-коллаборационистов, вроде печально известного Б. Каминского - "защитниками подлинных интересов русской нации". Опирается это лжеучение на теорию "уранополитизма", освященную авторитетом покойного о. Даниила Сысоева. А связываться с покойным о. Даниилом и его разросшимся выше всякой меры авторитетом в среде прихожан у духовенства явно недостаёт решимости. Кураеву же фактически терять нечего. Большинство православных мирян давно и безоговорочно считают его еретиком - ещё с 2000-го, с вопроса об ИНН. Всех своих официальных постов он только что лишился. С сысоевцами он давно "на ножах". Так что вполне мог бы сделать грамотный богословский (а заодно и исторический) разбор аргументации Сысоева и его нынешних последователей (и, кстати, сравнительный анализ трудов самого Сысоева и "сысоевцев", о чём мне совершенно справедливо писал недавно один монах). Опыт создания учебника по ОПК доказал, что о. Кураева вполне можно "зажечь" написанием новой книги, если тема заденет его за живое. Эта книга Кураева, разумеется, вызвала бы шквал критики (как оно обычно бывает) - но это был бы материал, который можно представить Синодальной Богословской Комиссии. Учитывая недвусмысленную позицию Патриарха Кирилла, можно не сомневаться: такая антинацистская и антиуранополитическая книга была бы Комиссией одобрена. А возможно - и легла бы в основу очередного Соборного Постановления, которое расставило бы, наконец, все точки над i в вопросе о православном отношении к Великой Отечественной войне, как это было сделано в 2000 - 2004 гг. в отношении Николая II, Распутина и Ивана Грозного.
Сам же протодиакон Кураев получил бы полезную для Церкви работу. Получил бы столь необходимую ему (хоть он сам этого не осознаёт) передышку. И был бы изолирован от своих фальшивых "друзей" с телеканала "Дождь" и "Эха Москвы", наперебой берущих у него интервью и провоцирующих его на опрометчивые заявления. Слишком много у него таких "друзей" развелось в последние два года. И слишком уж явно они его подставляют в надежде получить от опального богослова жареные факты из церковной жизни. А настоящие друзья отца Андрея в это время плачут и молятся...
Дай Бог, чтобы эта моя сказка стала былью.