Отзвенели праздничные колокола Рождества Христова. В храмах сняли ёлки. Приближается крещенский сочельник и Крещение Господне - праздник, почти столь же значимый в церковном календаре, как и Рождество. Но Святки ещё продолжаются, поэтому я себе позволю кое-какие ремарки вослед уходящему празднику.
Богословы, говоря о Рождестве Христовом, чаще всего упирают на кеносис, на добровольное самоумаление Божества, и это мотив в празднике Рождества Христова присутствует. Всемогущий Бог, Творец Вселенной со всеми её галактиками и звёздными системами, квазарами и "чёрными дырами", тот, кто когда-то завёл этот колоссальный механизм и дал ему законы функционирования и развития, добровольно Себя умаляет, не только спускаясь на одну, далеко не самую большую планету в далеко не самой значительной звёздной системе нашей галактики, но и принимает на себя естество обычного человека из плоти и крови, уязвимого и подверженного всевозможным болезням и нуждам. Более того: Господь, всецело в Своих действиях свободный, мог бы при желании воплотиться в могущественного царя и, опираясь на земную власть, столь удачно совмещённую с Божественной, властно повести человечество к миру и процветанию. Именно такой образ Мессии нарисовали в своём воображении книжники и фарисеи, и до сих пор именно такой образ Мессии пленяет воображение последователей иудаизма. Однако, вместо этого Христос воплощается в семье, пусть и происходящей от рода Давидова, но давно утратившей свою земную знатность и добывающей себе хлеб насущный ремеслом. Этой семье во время переписи в Вифлееме не находится даже места в гостинице, и они вынуждены ютиться в пещере, куда пастухи обычно загоняли скот. То есть, Бог принимает на Себя не только человеческую природу с присущей ей немощью, но и материальную неустроенность, идя в пучину человеческого страдания буквально с самых первых дней Своего земного Служения. И это действительно так.
Однако, в Рождестве Христовом есть ещё один немаловажный аспект. Христос, будучи Всемогущим и абсолютно свободным Богом, имел возможность сотворить Себе любое тело. Он мог бы, если бы захотел, сразу воплотиться во взрослого мужчину, полного сил - никто не помешал бы Тому, Кто может "из камени создать детей Аврааму". Однако, Христос приходит в мир людей естественным образом - через рождение, он принимает на себя тело младенца и проходит все стадии взросления, согласно человеческой природе. Бог-Творец "нас ради человек и нашего ради спасения" становится не просто "подобным нам человеком" - Он становится ребёнком, тем самым освящая и благословляя детское естество.
Богомладенец Христос. Изображение, судя по подписи, католическое.
Использовано в качестве иллюстрации - прошу не делать из этого никаких
далеко идущих выводов.
А что такое ребёнок в традиционном для европейской культуре понимании? Это не только символ вечности жизни, символ продолжения рода, как это было у древних евреев, среди которых и воплотился Спаситель. Да, для древнего еврея весть о том, что у него родился ребёнок, была самой радостной вестью, которую он только мог себе представить. И то, что Христос-Спаситель родился и лежит в колыбели, было очень хорошо понятным для древних евреев символом: значит, человеческий род не проклят, значит, он не прервётся, напротив - обретёт благословение Божие и спасение, ведь Младенец родился нам - Бог дан нам. Однако ребёнок - это не только благословение Божие, это ещё и предельная беззащитность. Ребёнок не может сам за себя постоять, на это у него не хватит ни сил, ни умения. Далеко не случайно рыцарский кодекс чести в Средние Века запрещал воину поднимать оружие против ребёнка - ведь ребёнок не сможет сам себя защитить. Так что в Рождестве Бог доходит до предельной степени самоумаления: Тот, Кто олицетворяет Собой предельное всемогущество, нас ради человек и нашего ради спасения становится предельно беззащитным, и тем самым вверяет Свою дальнейшую участь в руки людей, вызвавшихся о Нём позаботиться. И это уже - к вопросу о призвании человека, о его собственной роли в деле Божия Домостроительства и собственного спасения.
Дальше же происходят события, очень важные не только для понимания дальнейшего развития Евангельского повествования, но и, главным образом, для того, чтобы преподать человечеству важный в нравственном отношении урок. События, о которых повествует Евангельское чтение первого воскресенья по Рождестве Христовом. О рождении Христа-Спасителя узнаёт царь Ирод. Ирод - не от рода Давидова, он фактически узурпатор. И как таковой, буквально дрожит за свою власть. Ироду неизвестно, Кем по природе Своей является только что родившийся в Вифлееме Иудейском Мальчик, какова природа Его власти. Ироду сказано только то, что родился новый "царь иудейский". Желая сохранить свою власть любой ценой (даже ценой прямого противления Богу!), Ирод замышляет убить Рождённого Царя, пока Тот ещё мал, пока не может оказать достойного сопротивления. А чтобы уж наверняка отвести от себя и своего рода предполагаемую угрозу, отдаёт чудовищный приказ: перебить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте от двух лет и младше, чтобы "родившийся царь иудейский" точно оказался бы в их числе.
Было бы неверно полагать, что этот чудовищный приказ Ирода чем-то угрожал Спасителю. Божий замысел спасения рода людского через Голгофскую Жертву и последующее Воскресение был продуман до мелочей задолго до рождения самого Ирода. И ангелы всегда оставались наготове, чтобы вовремя предупредить Иосифа и Марию об угрозе для драгоценной жизни Богомладенца. А Иосиф и Мария точно так же всегда были готовы исполнить Божию волю, в чём бы она ни состояла. Святое Семейство с Богомладенцем бежит в Египет. Но ведь Бог, как мы знаем, Всемогущ. У Него наверняка были тысячи способов избавить от расправы и других вифлеемских младенцев. Если же Он не вмешался и не предоствратил избиения, ограничившись тем, что принял души убиенных младенцев во Царствии Своём на правах святых мучеников, значит, в этом был особый смысл. Что-то было очень важно продемонстрировать человечеству на этом примере, если Господь попустил совершиться столь чудовищному злу.
Бегство Святого Семейства в Египет.
Я не богослов. И естественно, что мне, смертному и грешному человеку, не могут быть открыты все аспекты Божия Промысла. Однако кое-какие соображения я всё же могу высказать в силу их предельной очевидности. Прежде всего, избиение младенцев в Вифлееме в понимании Бога и Церкви - это именно зло, и не случайно имя Ирода стало нарицательным для обозначения предельно мерзкого и отбитого злодея. Во-вторых, Ирод и Христос в Евангельском повествовании внятно противопоставляются: Ирод ищет смерти Богомладенцу, усматривая в Нём угрозу для своей власти (чисто земной власти), идёт ради этого на сознательное богоборчество (ему ведь возвещено волхвами, что родившийся в Вифлееме Младенец - новоявленный царь иудейский и что это - Божие избрание и Божие благословение), действия и замыслы Ирода оказываются угрозой для Богомладенца (реальной угрозой, в то время, как угроза самому Ироду от Богомладенца - надуманная от начала и до конца). Спаситель скрывается от Ирода в Египте, Святое Семейство ждёт там, на чужбине, до самой смерти Ирода. Совершенно очевидно, что между Иродом и Христом надо выбирать, а раз так - образ действий Ирода однозначно не может быть оправдан в контексте христианства, кто бы там что ни говорил.
"Не мир пришёл принести я, но разделения", - свидетельствует Спаситель перед Своими учениками. Одно из таких разделений происходит сразу же по Рождестве. И в контексте Рождественского праздника каждому из нас предстоит дать ответ перед своей совестью, на чьей он стороне - на стороне Христа или на стороне Ирода.
Не удивляйтесь. Несмотря на то, что никто, как нам кажется, в здравом уме не выберет Ирода (чьё имя стало нарицательным для обозначения крайнего злодея), выбор именно в его пользу в наши дни совершается очень и очень многими. Вдумаемся: когда некое государство посылает свои войска убивать детей в своих отдельных районах по причине того, что у этих детей национальность "не та" и по этой причине они "никогда не смогут вписаться в украинское общество и европейские ценности", а солдаты с готовностью идут и этот преступный приказ выполняют, бьют прицельно по детям управляемыми ракетами и ударными беспилотниками, прекрасно видя, куда и в кого летят их снаряды (или лупят из РСЗО по местам массового скопления детей), то не на сторону ли Ирода они встают? Ирод, пожалуй, даже потравояднее их будет, у него причина уважительнее, он, по крайней мере, за свою власть испугался, а этим дети Донбасса не угрожали абсолютно ничем, даже гипотетически. Между Христом и Иродом Украина десять лет назад выбрала Ирода. И следует этому выбору безоговорочно вот уже больше десяти лет. О каком христианстве могут после этого говорить украинские власти и их пропаганда, о каком "стравливании христианских народов"? Между Христом и Иродом надо выбирать - следовательно, в наши дни приходится выбирать и между Христом и Украиной.
А чтобы у нас не было сомнений, Господь постарался ещё и подсветить очевидность этого выбора. Украинская власть столь же незаконна, как и власть Ирода, она установилась в ходе кровавого переворота, а потом ещё и нынешний глава киевской хунты просто взял и узурпировал свои полномочия, отказавшись от проведения новых выборов. Украина не только по примеру Ирода массово уничтожает невинных детей, она ещё и разоряет и уничтожает храмы, гноит в тюрьмах священнослужителей, оскверняет святые мощи и иконы. А потом снова убивает детей. Причём, в отличие от солдат Ирода, украинские каратели детей ещё и массово насилуют. Может ли такое поведение хоть каким-то боком считаться христианским? Евангельское повествование о Рождестве внятно говорит нам: нет, не может!
Избиение младенцев в Вифлееме. Афонская икона XVI века.
В контексте всего вышесказанного понятно, в чём в настоящее время состоит религиозный долг каждого, кто хотел бы мнить себя христианином. Это долг прежде всего состоит в том, чтобы решительно отвергнуть всякую мысль о поддержке Украины и её иродовой политики и приложить все свои усилия к тому, чтобы чудовищные злодеяния украинских карателей, невольно заставляющие вспоминать то самое вифлеемское избиение младенцев, пресечь. Именно этим сейчас занимается Российская Армия, пусть в её рядах далеко не все разделяют нашу веру во Христа Спасителя. Служение российских солдат и офицеров на фронте, вставших с оружием в руках на защиту истребляемых детей, сродни служению ангелов, сохранивших две с лишним тысячи лет тому назад от Ирода Святое Семейство. А значит, поддерживать Российскую Армию в её справедливой борьбе сейчас - наш религиозный долг. Если, конечно, в разделении, принесённом на землю Рождеством, мы хотим остаться на стороне Христа.
(С) Подписано в печать в ночь на 17 января 2025 года от Рождества Христова.