По следам "Багратиона"

Jul 03, 2024 19:44


3 июля - особая дата для республики Белоруссия и её народа. Этот день в новейшем белорусском календаре отмечен как День Независимости. В этот день в 1944 году наступающие советское войска в ходе знаменитой операции "Багратион" освободили столицу Белоруссии - город Минск - от немецко-фашистских захватчиков. Дата освобождения Минска от фашистов выбрана руководством Белоруссии не случайно, хотя независимым государством Белоруссия в 1944 году не стала, оставшись (впрочем, оставшись вполне добровольно) в составе СССР на правах союзной республики. Немецкие захватчики оставили кровавый след на земле Белоруссии, из всех союзных республик она пострадала, пожалуй, в наибольшей степени. Четверть населения республики была истреблена карателями в порядке геноцида, несколько тысяч белорусских деревень фашисты и их прихвостни с Украины - бандеровцы - сожгли вместе со всем населением. Так что изгнание с многострадальной белорусской земли гитлеровских захватчиков стало в прямом смысле национальным избавлением для белорусов.



Советские войска вступают в освобождённый Минск. 3 июля 1944 года.


Операция "Багратион" началась 23 июня 1944 года. СССР привлёк к этой операции силы четырёх фронтов - 1-го, 2-го и 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского. Наступающие советские войска могли также твёрдо рассчитывать на помощь многочисленных белорусских партизан - устроенный гитлеровскими захватчиками геновид отлично стимулировал население на вооружённое сопротивление оккупантам. Советские войска имели над врагом превосходство как в численности личного состава, так и в технике, и блестяще это превосходство реализовали. Немцы, правда, больше рассчитывали не на силы своих войск, а на благоприятствующе обороне природные условия: наступать советским войскам приходилось через густые леса и болота, в которых части легко могли потерять связь друг с другом, а использование танковых армий - мощного наступательного средства - становилось решительно невозможным.

Первой и главной целью операции "Багратион" было освобождение Белоруссии, избавление братского белорусского народа от нацистских зверств. Но, помимо этой основной цели, советское командование преследовало и ещё одну. В ходе зимне-весенней кампании 1944 года советские войска далеко продвинулись на запад на территории Украины, не только прочно закрепившись на правом берегу Днепра, но и освободив значительные территории за Днепром. На повестке дня уже напрямую стоял вопрос о наступлении на Львов с последующим выходом к линии государственной границы СССР и прорывом за неё. Однако над территорией Украины нависал "Белорусский балкон" - огромные территории Белоруссии, остававшиеся под контролем немецких захватчиков. Это ставило украинскую группировку Красной Армии под угрозу мощного флангового удара - и эту угрозу требовалось как можно скорее снять.



Жуков и Рокоссовский планируют операцию "Багратион"

Операция "Багратион" началась 23 июня 1944 года. На южном фланге 1-й Белорусский фронт под командованием К.К. Рокоссовского блестяще провёл Бобруйскую наступательную операцию. Рокоссовский действовал вопреки шаблону, нанося силами своего фронта не один, а сразу два главных удара, чем был очень недоволен Сталин, однако, убедившись, что Рокоссовский должным образом просчитал свой план, вынужден был дать добро. Правда, поначалу удар на Рогачёвском направлении не клеился - русские войска упёрлись в прочную оборону противника. Зато командарму Батову сопутствовала удача: в первый же день он нашёл слабое место в обороне врага и прорвал немецкую оборону, проведя свои войска через болота по самому трудному маршруту - немцы удара с этой стороны никак не ожидали. В прорыв немедленно были введены подвижные соединения, в результате немцы, стоявшие против Рогачёвской группировки, под угрозой окружения оказались вынуждены оттягивать свои силы. В результате фронт и на этом направлении был прорван. К 27-му июня войска Рокоссовского завершили окружение Бобруйской группировки врага, замкнув в котле 40 тысяч захватчиков. На следующий день сопротивление окружённой группировки было полностью подавлено, а армии1-го Белорусского фронта устремились на Слуцк, формируя южную "клешню" клещей для основных сил группы армий "Центр".



Колонна немецкой техники, разгромленной под Бобруйском.

С севера начала наступление объединённая группа 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов (командующие - соответственно И.Д. Черняховский и И.Х. Баграмян). Наступать пришлось в крайне неблагоприятных погодных условиях - облачность и дожди мешали применению авиации. Тем не менее, войскам Баграмяна удалось прорвать фашистский фронт. Немцы пытались задержать наступление Красной Армии на Западной Двине, представлявшей собой естественный рубеж обороны, однако советские войска с ходу форсировали эту реку. Одновременно начал своё наступление и Черняховский. Ему приходилось постоянно менять направления ударов, чередовать масштабные наступления с разведкой боем, чтобы установить наиболее слабые места в обороне противника. Уже 24 июня черняховцы вышли к Островно, перехватив у противника пути отхода на запад, а на следующий день вышли к Западной Двине, где соединились с войсками Баграмяна.  Витебская группировка противника также была окружена, 18 контратак, предпринятых немцами в попытке прорваться, успеха не имели. После этого Черняховский бросил в наступление подвижные соединения - конно-механизированную группу генерала Осликовского и 5-ю гвардейскую танковую армию генерала Ротмистрова, имевшие приказ очистить от противника Сенно и перерезать железную дорогу  Лепель - Орша. Так начала формироваться и северная "клешня" советских "канн" для группы армий "Центр". 27 июня, благодаря действиям бойцов Осликовского и Ротмистрова, Орша была освобождена, а оршанская группировка вермахта также оказалась в "котле".



Русские войска форсируют Западную Двину на Витебском направлении. Июнь 1944 года.

На этом фоне удар 2-го Белорусского фронта, направленный в лоб основным силам вражеской группировки в Белоруссии рассматривался как вспомогательный. Он должен был сковать силы немцев перед собой, чтобы не позволить им организованно отойти и избежать намечающихся "клещей", а также перебрасывать резервы на помощь витебской и бобруйской группировкам. Командующему фронтом генералу Г.Ф. Захарову это удалось. За три дня операции 2-й Белорусский фронт прорвал оборону противника на всю глубину, форсировал две реки и вышел к Днепру, не позволив немцам закрепиться на промежуточных рубежах обороны. К 27-му июня в окружении оказалась могилёвская группировка противника, 28 июня Могилёв был освобождён от захватчиков.

Таким образом, ликвидировав крупные силы противника в трёх котлах - Бобруйском, Витебско-Оршанском и Могилёвском - и продвинувшись далеко вперёд на флангах, советские войска к 29 июня создали благоприятные условия для освобождения Минска. 3-й Белорусский фронт Черняховского, выйдя к Березине, охватывал минскую группировку противника с севера, Захаров теснил фашистов с востока, а 1-й Белорусский фронт Рокоссовского, выйдя на рубеж Свислочи и Припяти, охватывал противника с юга. Теперь бойцам 3-го и 1-го Белорусских фронтов предстояло нанести удары по сходящимся направлениям на Минск, соединиться там и окружить основные силы группы армий "Центр" восточнее белорусской столицы. 2-й Белорусский фронт должен был при этом продолжать теснить врага в центра, а левое крыло 1-го Белорусского фронта, правое крыло 3-го Белорусского фронта и 1-й Прибалтийский фронт - развивать наступление дальше на запад, чтобы не позволить противнику перебрасывать дополнительные силы на помощь гарнизону Минска или деблокировать намечающийся "котёл".



Константин Рокоссовский и Иван Черняховский - командующие соответственно
1-м и 3-м Белорусскими фронтами, сыгравшими главную роль в освобождении Минска.

Этот план был блестяще реализован. 2-го июля конно-механизированная группа Осликовского перерезала железную дорогу Минск-Вильнюс, заблокировав врагу путь отхода на северо-запад. На юге казаки генерала Плиева к 30-му июня освободили Слуцк, затем, развивая наступление, 1-й Белорусский фронт очистил от врага Несвиж, Городею и Столбцы, прервали железнодорожное сообщение Минска с Брестом, Лунинцем и Барановичами.

В ночь на 3 июля черняховцы начали штурм Минска. Уже к 7-30 утра советские войска пробились к центру города. Одновременно с юга в город вошли 1-й Донской гвардейский танковый корпус и 3-я общевойсковая армия 1-го Белорусского фронта. На полное освобождение Минска после этого потребовалось всего 2 часа - основные силы врага просто не успели отойти к белорусской столице и оказались окружены восточнее её. В самой столице Белоруссии царило ликование: народ буквально забрасывал победителей цветами, танки напоминали какие-то движущиеся клумбы. Вместе с войсками 1-го и 3-го Белорусских фронтов в город вошли также белорусские партизаны - три года они продолжали свою неравную борьбу с немецкими захватчиками, разрушали тылы оккупантов, и вот, наконец, дождались освобождения родной земли. Энтузиазм народа был вполне объясним, учитывая, какую национальную политику проводили в Белоруссии евроинтеграторы и их прислужники-украинцы из ОУН-УПА. В одной только Минской области за годы оккупации 400 тысяч человек были истреблены в порядке геноцида. В самом Минске и в его окрестностях функционировали несколько концлагерей, причём жителям было прекрасно известно как об их существовании, так и о том, как в этих лагерях обращаются с их земляками.



Жители Минска встречают освободителей.

Разгром группировки фашистов, окружённой восточнее Минска, окончательно завершился к 13 июля 1944 года. Немцы судорожно метались по котлу, пытались контратаковать, нередко шли в бой с холодным оружием, так как боеприпасы у них закончились, но всё было тщетно. 70 тысяч немецко-фашистских солдат и офицеров нашли свой бесславный конец в лесах и болотах Восточной Белоруссии, ещё 35 тысяч оказались в советском плену и лишь 15-ти тысячам захватчиков таки удалось ускользнуть. Захваченных в плен фашистов прогнали по улицам Москвы, наглядно демонстрируя жителям СССР масштабы катастрофы, постигшей врага. Затем их развезли по городам СССР - восстанавливать то, что они три года до этого с упоением рушили.



Колонна пленных немцев, захваченных в ходе операции "Багратион".

В результате освобождения Минска в обороне врага оказалась пробита огромная брешь, заткнуть которую фашистам оказалось нечем. Советские войска стремительно продвигались на запад, к западной границе Белоруссии. 3-й Белорусский фронт благополучно перенёс боевые действия на территорию соседней с Белоруссией Литвы: теперь на повестке дня у Черняховского и его солдат стояло освобождение Вильнюса. К концу июля части 1-го  и 2-го Белорусских фронтов вышли на западную границу Белоруссии - на линию государственной границы СССР. Впереди лежала Польша. Никогда в Великую Отечественную войну, ни до, ни после этого, по признанию Рокоссовского, советские войска ещё не достигали таких темпов наступления, как в операции "Багратион".

Подробнее о боях за освобождение Белоруссии можно прочитать здесь:

1) О планах и целях операции:

2) О боях в Восточной Белоруссии и первых "котлах":

3) Об освобождении Минска и итогах операции:

4) О полководчестве Рокоссовского в ходе Операции "Багратион":

История Отечества, Великая Отечественная война, Операция "Багратион", Белоруссия

Previous post Next post
Up