120 лет со дня гибели адмирала С.О. Макарова

Apr 13, 2024 20:43

13 апреля - трагическая дата в истории русского Военно-Морского Флота. 13 апреля сего года исполнилось ровно 120 лет с того трагического дня, как на японской мине подорвался броненосец "Петропавловск". Огромный боевой корабль затонул, не сделав ни одного выстрела по неприятелю. И среди многих погибших на этом корабле был недавно назначенный командующим Тихоокеанским флотом России вице-адмирал Степан Осипович Макаров, один из наиболее ярких и наиболее выдающихся военно-морских деятелей России. Степан Осипович Макаров (1848 - 1904) прочно занял место среди выдающихся флотоводцев России, хотя возможности одерживать победы в крупных морских сражениях у него не было: Русско-Турецкую войну 1877 - 1878 годов он встретил в чине лейтенанта, следующая же война - Русско-Японская - унесла его жизнь в самом начале. Тем не менее, достижения Макарова в области военно-морского искусства были столь значительны, что его реноме великого флотоводца никем не оспаривалось ни при жизни адмирала, ни после его смерти.



Адмирал Степан Осипович Макаров.


Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 года в семье прапорщика в городе Николаеве - городе, история которого была неразрывно связана с созданием русского Черноморского флота. То есть, с флотом и его героической историей мальчик соприкасался с самого раннего детства. Ему было семь лет, когда пал Севастополь - в семье наверняка следили за героической обороной главной базы Черноморского флота, и мальчик наверняка слышал разговоры родных и впитывал их. В десятилетнем возрасте Степана Макарова родители перевезли на Дальний Восток - в Николаевск-на-Амуре, где он, в полном соответствии с чаяниями своего сердца, был принят на учёбу в в низшее отделение местного морского училища. Уже в пору учёбы преподаватели отмечали в Макарове хорошие научные способности, прилежание и образцовое поведение. Уже в 1961 году он впервые, ещё будучи кадетом, вышел в море - плавал по Тихому океану на клипере "Абрек" и корвете "Богатырь".

В 1865 году Макаров блестяще сдал выпускные экзамены в училище. Однако прежде производства в офицеры ему пришлось ещё четыре года служить на кораблях в нижних чинах - сперва на корвете "Варяг", потом на корвете "Аскольд". На "Варяге" его командиром был капитан 2-го ранга Р.А. Лунд - выдающийся для своего времени военно-морской специалист и участник кругосветного плавания. Лунд отметил молодого унтер-офицера и его способности. Известие о присвоении первого офицерского чина - мичмана - застало Макарова в 1869 году на фрегате "Дмитрий Донской". Вместе с офицерскими эполетами Степан Осипович получил новое назначение - на броненосную лодку "Русалка".

"Русалка" входила в состав эскадры адмирала Г.И. Бутакова - одного из крупнейших специалистов в России по тактике парового флота и героя Крымской войны. Служба под началом столь выдающегося человека много способствовала развитию творческого подхода Макарова к мореплаванию и боевому использованию флота. Уже в 1870 году Макаров опубликовал свою первую научную работу - по теории непотопляемости кораблей, в которой исследовал вопрос борьбы с пробоинами в корпусе и влияния этих пробоин на боевую мощь корабля. Работа сопровождалась подробными расчётами, основанными на опыте как отечественного, так и зарубежных флотов.



Будущий адмирал С.О. Макаров в 1870-е годы.

Царствование Александра Освободителя, в которое Макаров начинал свою морскую службу, было трудным периодом  в истории русского флота. Позорный Парижский мир, завершивший Крымскую войну, лишал Россию права иметь военный флот на Чёрном море. А поскольку именно черноморский театр в наибольшей степени благоприятствовал использованию крупных боевых кораблей, к тому же на Чёрном море имелась созданная трудами неутомимого князя Г.А. Потёмкина кораблестроительная промышленность, то техническое развитие русского флота фактически осталось заторможено на несколько десятилетий. События 1871 года позволили России отказаться от унизительных статей Парижского мира, однако время было упущено. В войну против султанской Турции Россия вступала, не имея на Чёрном море серьёзной военно-морской силы, Турция же могла противопоставить России 15 броненосцев, 5 винтовых фрегатов, 13 винтовых корветов, 8 мониторов, 7 бронированных канонерских лодок - вполне современный на тот момент флот.

В этих условиях Макаров, носивший на тот момент всего лишь лейтенантский чин, высказал идею совершенно флотоводческого уровня. Идея состояла в том, чтобы вооружить гражданские пароходы, снабдить их небольшими паровыми катерами, а сами катера вооружить недавно появившимися на вооружении флота шестовыми минами. С помощью этих катеров с шестовыми минами Макаров предполагал атаковать стоящие на якоре турецкие корабли под покровом темноты, пароход же играл роль транспортного средства - доставлял катера к месту атаки. Идея была принята, и уже скоро Макаров добился первых успехов. 29 мая 1877 года в устье Дуная он атаковал и потопил турецкий боевой корабль "Иджалие", 12 августа того же года в Сухумском порту - броненосец "Ассари-Шевкет". Осенью 1877 года на вооружении парохода "Великий князь Константин", которым командовал Макаров, поступили торпеды. Это новое для второй половины XIX века оружие Макаров постарался при первой возможности пустить в дело - 13 января 1878 года Макаров со своими катерами атаковал торпедами и потопил турецкую канонерскую лодку "Интибах".



Уничтожение турецкого парохода "Интибах" катерами Макарова

Эти подвиги будущего адмирала не остались незамеченными. Многие другие русские моряки поспешили последовать его примеру. Сам Макаров в сентябре 1877 года был произведён в капитан-лейтенанты, в декабре - в капитаны 2-го ранга.

В межвоенный период Макаров вернулся к своим научным исследованиям, кроме того, занялся разработкой тактики броненосного флота, который в России после Русско-Турецкой войны начал активно строиться. В частности, Макаров исследовал вопрос о влиянии маневрирования корабля на пробиваемость его бортов и палубы. Его работа "Рассуждения по вопросам морской тактики" была переведена на многие иностранные языки. Макаров был сторонником активной, наступательной тактики, следуя в новых исторических условиях заветам Суворова и Ушакова. Кроме того, он уделял значительное внимание вопросам психологии, понимая, что вести корабль в бой предстоит людям и именно люди в конечном счёте решают исход этого боя.



Опыт минных и торпедных атак в войну 1877 - 1878 гг. привёл Макарова к мысли использовать для аналогичных атак подводные суда. Макарову удалось обосновать не только возможность использования подводных лодок в морском бою, но и возможность их транспортировки крупными надводными кораблями, что, по мнению Степана Осиповича, открывало возможность использовать подводные лодки в открытом море и даже в океане, не ограничиваясь никакими дистанциями. И пусть основная идея, высказанная здесь Макаровым, с позиций дня сегодняшнего кажется наивной, пусть решение проблемы дальнодействия подводного флота лежало совсем в другой плоскости, уже то, что Макаров первым поставил такой вопрос, обнаруживает в нём незаурядного военного учёного и пытливого конструктора.
Впрочем, научные интересы Макарова не исчерпывались военными вопросами. Он активно занимался гидрологией, исследовал морские течения в Чёрном море и в Босфоре, причём для своих исследований он пользовался приборами, которые сам же и конструировал. В 1880-е годы, командуя броненосным корветом "Витязь", Макаров совершил кругосветное путешествие, затем три года плавал в водах Тихого океана, занимаясь научными исследованиями: замерялась температура и плотность воды, изучались морские течения.

Так же Макарова интересовали вопросы плавания в арктических водах. Понимая важность коммуникаций между Европейской Россией и Сибирью, Макаров первым из исследователей поставил вопрос о необходимости Северного Морского пути, о навигации в приполярных широтах, которая, окажись она возможной, давала бы России огромный экономический выигрыш. Макаров лично сконструировал ледокол "Ермак", гораздо более мощный, чем все ранее существовавшие суда подобного типа, и вознамерился достичь на нём Северного полюса. К сожалению, "Ермак", прекрасно справлявшийся со льдами Финского залива, оказался беспомощен перед ледовым панцирем Арктики. Идею Северного Морского пути временно пришлось оставить, она была реализована уже после смерти адмирала.



Ледокол "Ермак", сконструированный С.О. Макаровым.

В 1879 году устроилась личная жизнь флотоводца. Избранницей Макарова стала дочь морского офицера Капитолина Николаевна Якимовская. В этом браке у Степана Осиповича родились две дочери Ольга и Александра и сын Вадим, впоследствии, по примеру отца, ставший офицером и сражавшийся в армии Колчака.

В 1890-е годы Макарова, уже в адмиральском чине, назначают инспектором морской артиллерии. В этой должности Степан Осипович много сделал для перевооружения российского флота. В частности, им были разработаны специальные колпаки из мягкой стали на бронебойные снаряды - эти колпаки в несколько раз увеличивали пробивную силу снарядов.

И всё же главным для Макарова оставалась подготовка флота к новой войне. С тревогой наблюдая за процессами, происходившими на Дальнем Востоке, за подъёмом Японской империи и ростом её геополитических амбиций, Макаров приходил к выводу, что столкновение интересов Японии и России неизбежно, что с неизбежностью же приведёт к войне - японцы всегда были воинственным народом. А раз так - к этой войне надо готовиться. И поскольку Япония - островное государство, флот в этой войне будет играть не последнюю роль. И Макаров регулярно выводит свои корабли в море, добиваясь слаженности действий экипажей, овладения матросами и офицерами сложной современной техникой и соответствующей этой технике тактикой. Когда в 1894 году отношения между Россией и Японией действительно обострились, Макаров привёл из Средиземного моря в японский порт Нагасаки военную эскадру, которой приказал на всякий случай готовиться к бою. Появление этой эскадры на рейде японского порта оказалось едва ли не главным аргументом России в переговорах с агрессивной восточной соседкой. Тогда, на излёте XIX века, Япония уступила.

Однако начало ХХ столетия принесло новые осложнения с Японией. Макарова тревожили вести, привозимые моряками с Дальнего Востока. Он опасался, что неудачно расположенный в Порт-Артуре русский флот может стать удобным объектом нападения для японцев. Тем более, что у островной империи хватало и торпед, и миноносцев, чтобы эти торпеды использовать.



С.О. Макаров на боевом корабле. Начало ХХ века.

1-го февраля 1904 года, вскоре после вероломного нападения японских военно-морских сил на русские корабли в Порт-Артуре, Макарова назначают командующим Тихоокеанским флотом России. Свою работу по укреплению флота, по подготовке его к бою и непосредственно боевым операциям против врага Макаров начал уже в пути. Уже в поезде все чины его штаба получили свои задания. Обязанности между ними были чётко распределены. Уже из поезда Макаров поставил перед морским министерством ряд неотложных вопросов, касающихся усиления флота в Порт-Артуре. По прибытии в Порт-Артур Макаров немедленно потребовал от морского министерства присылки на Дальний Восток миноносцев, причём, зная об ограниченной дальности действия этих кораблей, связанной с их небольшими размерами, Макаров настоял, чтобы миноносцы везли сухим путём - по железной дороге. Его требование было выполнено.

Макаров стремился к наступательным действиям. Он лично составил инструкцию на выход в море одновременно всей порт-артурской эскадры и при каждом появлении противника в виду Порт-Артура немедленно выводил свои корабли в море. Он посылал миноносцы в разведку, давая им строгий приказ возвращаться только в светлое время суток во избежание огня по своим. Он распорядился регулярно тралить рейд и самим ставить перед портом минные заграждения. Накануне трагедии 13 апреля Макаров в очередной раз выслал в разведку миноносцы. Ночью ему доложили, что видели какие-то огни и силуэты кораблей, однако Макаров не стал их атаковать, опасаясь, что это могут быть свои миноносцы, вернувшиеся из-за плохой погоды. Наутро миноносцы должен был встречать крейсер "Баян". Утром он, как и было приказано, вышел в море и обнаружил стоящие против порт-артурского рейда японские корабли. Несмотря на то, что ночью эти корабли вполне могли поставить мины, тралить рейд было уже некогда - миноносцы могли вернуться в любую минуту, требовалось как можно скорее отогнать вражеские корабли. Макаров принял решение выйти в море и атаковать японцев под прикрытием береговых батарей. Свой флаг адмирал держал на броненосце "Петропавловск". Этот выход в море прославленного адмирала стал последним. Поскольку рейд не был протрален, "Петропавловск" во время разворота напоролся на японскую мину. От взрыва мины сдетонировал боекомплект, и броненосец быстро затонул. Неизвестно, был ли Макаров убит взрывом, был ли он настолько тяжело ранен, что не смог покинуть тонущий корабль, или просто не захотел этого сделать - ведь командир покидает корабль последним. Так или иначе, адмирал погиб на своём боевом посту. Эта потеря оказалась катастрофической для русского флота: командиров, равных по своим способностям Макарову, на Дальнем Востоке больше не было. Те же, кто остался во главе флота, не смогли распорядиться вверенными им силами. Россия проиграла войну.



Гибель Макарова на броненосце "Петропавловск".
 Японская миниатюра.
Японцы, неизменно восхищавшиеся воинской доблестью,
почтили память Макарова скорбными стихами поэта Исикавы Такубоку.

За 36 дней своего командования новообразованным Тихоокеанским флотом Макаров успел сделать многое. Прежде всего - он не позволял японцам безнаказанно обстреливать город и стоящие на рейде русские корабли. Более того - он вынудил японцев уклоняться от прямых столкновений с русской эскадрой. Японцы, и прежде знавшие Макарова как моряка-профессионала высочайшего класса, читавшие (наверняка читавшие!) его труды по военно-морскому делу, теперь имели личную возможность убедиться, что их противник - действительно талантливый флотоводец. Превратности военной судьбы не дали Макарову возможности дать японскому флоту полномасштабное морское сражение. Макаров остался в истории флотоводцем, смело внедрявшим в военно-морское дело технические и тактические новинки и ещё более смело размышлявшего о путях дальнейшей модернизации флота. Некоторые его идеи на многие годы предвосхитили будущее, другие со временем были отброшены. Макаров не имел возможности лично проверить в бою свою тактику - он погиб в самом начале Русско-Японской войны. Однако его смелые идеи и его боевые подвиги времён войны Русско-Турецкой навсегда стали достоянием истории, поставив его имя в один ряд с Петром Великим, Ушаковым, Сенявиным и Нахимовым.

_______________________________
Подробнее о биографии, боевом и научном пути Степана Осиповича Макарова я уже писал здесь:

Часть 1:
Часть 2:

См. также:
1) Пантелеев Ю.А. Выдающийся русский флотоводец С.О. Макаров.
2) Полонский И. Адмирал Макаров, гений русского флота.

Русско-Японская война, Флот, История Отечества, Вечная память, Война 1877 года

Previous post Next post
Up