"Ночная ведьма" Мария Смирнова

Mar 08, 2024 19:44

Как уже заведено у меня в журнале, в марте я каждый год обращаюсь к теме "Жизнь замечательных женщин". Сегодня мой рассказ пойдёт о женщине, имя которой, так скажем, не на слуху у большинства граждан нашей страны. Эта лётчица из знаменитого женского авиаполка "ночных ведьм" осталась несколько в тени у других своих однополчанок, хотя звание Героя Советского Союза ей было присвоено одной из первых в полку. После окончания войны и выхода в отставку наша героиня активно вела общественную работу, много сделала для укрепления патриотических идеалов в обществе и умерла уже в нашем, XXI веке. Впрочем, обо всём по порядку.



Герой Советского Союза Мария Васильевна Смирнова.

Смирнова Мария Васильевна (1920 - 2002) - советская лётчица 46-го гвардейского женского авиаполка ночных бомбардировщиков "Ночные Ведьмы", командир эскадрильи, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.


Мария Смирнова родилась 31 марта 1920 года в крестьянской семье, жившей в деревне Воробьёво Тверской области. Известно, что в 16-летнем возрасте девушка окончила педагогическое училище в Лихославле - стало быть, окончить школу-десятилетку ей, как и многим её сверстникам, не довелось. Казалось бы, жизньт этой девушки расписана на долгие годы вперёд - возвращение в родную деревню, труд в местной школе. Но время на дворе стояло особое. В 1930-е годы по всей стране гремели подвиги Чкалова с его дальними беспосадочными авиаперелётами, подвиги лётчиков-полярников, о них писали газеты, о них слагали песни. Увлечение авиацией среди молодёжи стало практически всеобщим. Не миновало оно и Марию Смирнову. В 1937 году, 17-ти лет от роду, Мария приезжает в областной центр (Тверь тогда именовалась Калинином), где поступает в местный аэроклуб. За два года она полностью освоила лётную программу, научилась управлять самолётами. Что самое удивительное - сделала она это без отрыва от производства, параллельно работая в сельской школе в деревне Полюжье. С 1939 года Мария окончательно связала свою жизнь с авиацией, перейдя в Калининский аэроклуб на должность лётчика-инструктора. До начала войны Мария Смирнова успела подготовить более 30 лётчиков. Можно себе представить, какую пользу принесли потом эти люди на фронте.

С началом Великой Отечественной войны Мария и сама начала рваться на фронт, писала рапорты, но получала отказ за отказом. При всём равноправии, которым женщины пользовались в СССР согласно закону, на фронт девушек брали, мягко говоря, неохотно. Всё изменилось в ноябре 1941 года, когда на настойчивую девушку обратила внимание Герой Советского Союза Марина Раскова. Эта лётчица, приобретшая к 1941-му году уже всесоюзную известность, добилась у Государственного Комитета Обороны права сформировать три авиационных полка из девушек, имевших лётный опыт, и начала подбирать таких девушек. В поле её зрения попала и Мария Смирнова.



Лётчица Марина Раскова, Герой Советского Союза

В ноябре 1941 года с подачи Расковой Смирнова получает направление в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, где осваивает самолёт По-2, на котором ей теперь предстояло воевать в составе полка ночных бомбардировщиков. Ей предстояло освоить технику бомбометания, ночные полёты, управление самолётом на сверхмалых высотах и при выключенном двигателе, научиться уворачиваться от прожекторов вражеской ПВО. И на всё про всё отводилось полгода. Порой приходилось недосыпать, но Мария стремилась добиться предельной чёткости исполнения любых заданий, чтобы владеть самолётом в любых погодных и боевых условиях. В ночных практических полётах, даже при "нелётной" погоде, когда управлять самолётом приходилось только по приборам, Мария неизменно бывала одной из первых на своём курсе и всегда точно выводила свою машину на учебную цель. Вот когда пригодился опыт работы инструктором в аэроклубе: Мария Смирнова не только сама старалась выполнять все задания на отлично, но и заботливо инструктировала более молодых курсанток.

Уже в мае 1942 года Мария Смирнова окончила лётную школу и отправилась на фронт, оказавшись, таким образом, в числе первых бойцов новообразованного 588-го женского авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков. Полк состоял из одних девушек. Они занимали все должности - командиров, политработников, лётчиков, штурманов, техников, оружейников. Как правило, поступавшие в полк девушки (редко кому из них было больше 20-ти лет) начинали с должности оружейников, потом переучивались на штурманов и начинали летать, и только набрав некоторое количество боевых вылетов в качестве штурмана переходили в лётчицы. Смирновой с её опытом работы инструктором было проще - она сразу попала в лётчицы. Командовала полком Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним довоенным стажем. На вооружении полка, как я уже сказал, состояли самолёты По-2, крайне лёгкие в управлении (почему в довоенные годы эти самолёты часто использовались в качестве учебных), почти никогда не срывавшиеся в штопор, но очень уязвимые. Поначал самолётов было 20, впоследствии их количество выросло до 45.

Свой первый боевой вылет Мария Смирнова совершила со штурманом Натальей Меклин (впоследствии также Героем Советского Союза, об этой отважной девушке я писал достаточно подробно здесь). Вот как вспоминала об этом своём вылете сама Смирнова. "На выполнение задания вылетела я со штурманом Наташей Меклин. Наш аэродром представлял собой простую полевую площадку. Старт обозначался тремя замаскированными фонарями «летучая мышь», они открывались только при взлёте и посадке самолёта. Взлёт разрешался включением карманного фонарика. Мы получили боевое задание бомбить одну из железнодорожных станций, чтобы не дать возможности немцам подтягивать подкрепление к линии фронта. Летели на высоте 1200 метров. Ночь была тёмная. В населённых пунктах, на станциях, аэродромах - нигде ни огонька, всё замаскировано. Трудно различать главные ориентиры: реки, населённые пункты, дороги. Пройдя линию фронта, которая обозначалась вспышками орудийных выстрелов и горящих ракет, мы правильно отбомбились и взяли курс на свой аэродром. Небо закрылось облаками. На оккупированной немцами территории видны алые точки пожаров. Во многих местах одновременно зажигаются по нескольку прожекторов - ищут советский самолёт, стреляют зенитки. Но все опасности остаются позади".



Мария Смирнова и Евдокия Бершанская. Фронтовое фото.



Наталья Меклин-Кравцова.

Боевая работа полка была напряжённой. Поскольку самолёт По-2 был очень уязвим для вражеской ПВО, летали девушки на боевые задания только ночью. За ночь лётчицы совершали по 8 - 9 вылетов, а зимой, когда ночи длинные, число вылетов доходило до 18. Парашютов с собой не брали, нередко снимали со своего самолётика даже пулемёт, оставаясь беззащитными против вражеских истребителей - и всё для того, чтобы захватить с собой как можно больше бомб, чтобы нанести захватчикам максимальный урон. И при всём при этом потери полка в личном составе оказались относительно невелики, всего 23 человека - таково было мастерство лётчиц и штурманов. В свободное от боевых вылетов время Мария Смирнова, передохнув часа два, занималась обучением молодых девушек, поступавших в полк для пополнения. Однополчанки только дивились, откуда у этой хрупкой девушки брались силы.

Вместе со своим полком Мария Смирнова участвовала в обороне Донбасса в 1942 году, а после оставления Донбасса - в обороне Кавказа. В 1943 году (полк к этому времени уже получил гвардейское звание и новый порядковый номер - 46-й) она приняла участие в освобождении Новороссийска, в прорыве "Голубой линии" на Таманском полуострове и в боях на Кубани. Затем были бои в Крыму и освобождение Белоруссии в 1944 году. К августу 1944 года Мария Смирнова дослужилась до звания гвардии капитана и должности командира эскадрильи, совершив 805 боевых вылетов на бомбардировку оборонительных позиций и коммуникаций врага, нанеся фашистам серьёзный урон в живой силе и технике. Однополчанки свидетельствуют, что Мария Смирнова первой в полку совершила свой 500-й по счёту боевой вылет. А за её эскадрильей числилось целых 10 тысяч боевых вылетов.

26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования Марии Васильевне Смирновой было присвоено почётное звание Героя Советского Союза. Медаль "Золотая Звезда" девушка получила в числе первых пяти лётчиц своего полка, удостоенных столь высокой награды. К этому времени на груди девушки уже красовался полководческий Орден Александра Невского - командование по достоинству оценило действия её эскадрильи и способности командира.



Гвардии капитан Мария Смирнова. Фото 1944 года.

От этого периода сохранилось несколько фотографий лётчицы. С них на нас смотрит открытое дружелюбное лицо с лучезарной улыбкой. И не скажешь, что Марию Смирнову в полку считали серьёзной и сосредоточенной, аккуратной до мелочей и неизменно требовательной. Подчинённые лётчицы и штурманы её откровенно побаивались. Впрочем, Мария всегда была к ним справедлива, а суровая требовательность командира диктовалась тяжёлыми условиями войны, в которых за расхлябанность приходилось платить головой. Мария же стремилась сохранить жизни своих лётчиц. До нас дошли слова Марии Васильевны: "В выполнении боевого задания нет тяжёлых положений, есть только слабая подготовка пилота. Из любого затруднения найдёшь выход, если в совершенстве владеешь машиной и не теряешь самообладания". Она бралась за самые опасные задания, те, которые не смогли выполнить другие лётчицы полка. Марина Чечнёва (также удостоенная звания Героя Советского Союза) вспоминала после войны, характеризуя Марию Смирнову: "Её пример рождал смелость у других лётчиц и штурманов полка и уверенность в себе. Её девизом было: бить точно по цели, бомбовый груз обрушивать только на скопление живой силы и техники противника. Она была верна этому девизу. Нередко попадала в сплошную зону зенитного огня противника, но никогда не отворачивала свой самолёт. Бывало, что её самолет возвращался на аэродром весь изрешечённый осколками снарядов. Но не бывало случая, чтобы она возвращалась, не выполнив задания". В одном из боёв Смирнова попала под сильный огонь вражеских зениток, от которого едва увернулась, самолёт был повреждён. Штурман советовала ей повернуть на аэродром, однако Мария Васильевна вернулась и выполнила задание. "Это похоже на спокойствие стрелы, летящей точно в цель!" - восхищалась впоследствии Татьяна Сумарокова, служившая под началом Смирновой.



Мария Смирнова после присвоения звания Героя Советского Союза



Мария Смирнова в 1945 году.

В 1945 году в составе 2-го Белорусского фронта Мария Смирнова приняла участие в боях за освобождение северной Польши, а затем - и в боевых операциях на территории нацистской Германии. Всего за время Великой Отечественной войны Смирнова совершила 964 боевых вылета. Последнее же своё боевое задание она выполнила уже после падения Берлина, 5 мая 1945 года, нанеся бомбовый удар по вражеским войскам на острове Свинемюнде.

После окончания Великой Отечественной войны Мария Смирнова хотела остаться в авиации, но её здоровье было подорвано тремя годами боевых действий. Пришлось выйти в отставку. В 1954 году она окончила партийную школу в Тамбове (Мария Смирнова - член коммунистической партии с 1943 года), некоторое время находилась на идеологической работе, затем заведовала детским садом при воинской части. 10 лет проработала начальником отдела кадров Калининского камвольного комбината. Также на протяжении многих лет Мария Васильевна трудилась в совете ветеранов Калининской области, где занималась патриотическим воспитанием молодёжи. Скончалась отважная лётчица 10 июля 2002 года, похоронена в Твери, где прошли последние годы её жизни.



Мария Смирнова - ветеран.

________________________
При написании статьи использованы:
1) Статья Николая Уфаркина и Тимура Каримова о Марии Смирновой на сайте "Герои страны".
2) Статья Валентины Дрокиной из "Аргументов и фактов".
3) Информация о боевом путин 46-го Гвардейского Таманского женского авиаполка ночных бомбардировщиков.

В небе "Ночные ведьмы", Неизвестных героев не бывает, Жизнь замечательных женщин, История Отечества, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up