9 февраля сего года исполнилось ровно 120 лет со дня подвига крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в морском бою у Чемульпо. Этот морской бой стал первым сражением Русско-Японской войны, и хотя "Варяг" и "Кореец" потерпели в нём поражение, память о нём стала неотъемлемой частью нашей национальной идентичности, а крейсер "Варяг" навсегда остался символом несгибаемого мужества русских моряков.
Крейсер "Варяг" в бою с японской эскадрой
Бронепалубный крейсер "Варяг" находился в порту Чемульпо для охраны находившейся в Корее русской дипломатической миссии. 26 января (8 февраля) 1904 года к порту подошла японская эскадра в составе шести крейсеров и трёх миноносцев, причём три из шести японских крейсеров были броненосными (то есть, имели лучшую защиту, нежели "Варяг"), а другие три - бронепалубными. Противостояли им два русских боевых корабля - помимо "Варяга", в порту Чемульпо находилась канонерская лодка "Кореец". Попытка командира "Варяга" В.Ф. Руднева установить с помощью "Корейца" связь с главными силами русского флота, находившимися в Порт-Артуре, успеха не имели: "Кореец" не сумел прорваться мимо японской эскадры, которая атаковала его торпедами, и, сделав по ней несколько безрезультатных выстрелов из пушки, повернул обратно. Именно эта перестрелка, в которой инициатива всецело принадлежала японцам, стала первыми выстрелами Русско-Японской войны.
Японский адмирал Уриу уже знал, что его правительство решило воевать. Он имел приказ принудить русские корабли в Чемульпо к сдаче, а если не получится - атаковать их на рейде и уничтожить. Руднев о начале войны не знал - японцы атаковали его корабли без объявления войны. 27 января (9 февраля) 1904 года Уриу предъявил Рудневу ультиматум, требуя покинуть нейтральный порт до полудня, в противном случае японцы грозились атаковать русские корабли прямо на рейде, причём оговаривалось, что ответственность за возможную гибель находившихся в Чемульпо нейтральных судов в этом случае падёт на Руднева. Это было вопиющим нарушением международного права. Тем не менее, Руднев решился принять бой, покинув рейд. Шансов выстоять против столь сильно превосходящих сил противника у двух русских кораблей не было никаких. Но оставалась надежда пробиться и увести корабли в Порт-Артур, избежав таким образом их позорной сдачи врагу. "Мы не сдадим кораблей и будем сражаться до последней возможности", - объявил он в приказе.
Неравный бой "Варяга" и "Корейца" против японской эскадры продолжался около часа, в течение которого русские корабли получили тяжёлые повреждения. На "Варяге" в штурманской рубке и на шканцах возник пожар, был разрушен передний мостик, выведено из строя шестидюймовое орудие, перебита труба, в которой проходили рулевые приводы. Крейсер начал быстро терять управление, к тому же он получил три пробоины ниже ватерлинии, из-за которых начал сильно крениться на левый борт. "Корейцу" повезло больше - он получил только одно попадание, но после выхода из строя "Варяга" надежды прорваться для лёгкой канонерской лодки окончательно рассеивались. Оба корабля, отчаянно отстреливаясь, вернулись на рейд, где Руднев принял решение затопить их. Команда "Варяга" открыла кингстоны и покинула крейсер. В настоящее время кое-кто упрекает Руднева в том, что "Варяг" был затоплен на мелководье, что позволило японцам быстро поднять его со дна и поставить в строй своего флота. Однако в действительности Руднев собирался взорвать крейсер - именно для того, чтобы он не достался врагу.
Уступил он только требованиям англичан, опасавшихся, что осколки от взрыва столь крупного корабля, как четырёхтрубный "Варяг", могут повредить нейтральные суда на рейде. Рудневу нейтральные суда были ещё нужны - чтобы вывезти в Россию команду. Поэтому - и ни по какой другой причине - он и принял решение затопить крейсер, не взрывая его. "Кореец" же был взорван командой, как и планировалось изначально.
Уничтожение "Варяга" и "Корейца" собственными командами.
Русские моряки, выдержавшие часовой неравный бой, перешли на нейтральные суда, на которых и были доставлены в Россию, где все они удостоились георгиевских крестов, а Руднев и командир "Корейца" Г.П. Беляев - Ордена Святого Георгия 4-й степени. Потери русских моряков в личном составе в бою при Чемульпо составили 33 человека.
Формально бой "Варяга" и "Корейца" закончился поражением русского флота - русские потеряли оба корабли и 33 человека, не добившись той тактической цели, которую перед собой ставили - прорыва в Порт-Артур. Однако важно понимать контекст этого сражения. Бой у Чемульпо стал не просто первым сражением Русско-Японской войны. Это было вообще первое в истории боестолкновение русских и японских вооружённых сил. То, что Руднев в крайне неблагоприятных для себя условиях отказался сдать корабли и принял бой с превосходящими силами врага, оказалось знакомым для японцев - это им напоминало героическую этику самураев. Первый же бой русских с японцами дал последним основание уважать своего противника, дал им понять, что война, даже если окончится победой, не будет ни лёгкой, ни быстротечной. Как знать, насколько тяжёлые условия мира пришлось бы по итогам проигранной войны подписывать России, если бы Руднев сдал корабли без боя, внушив японцам мысль о слабости и трусости русских?
Подробнее этот знаменитый бой я разбирал
здесь: