Рождество Христово - 2024. Архиереи делятся рождественской радостью

Jan 07, 2024 16:50

Всех православных читателей моего ЖЖ, как постоянных, так и тех, кто случайно заглянул "на огонёк", от всей души поздравляю со светлым праздником Рождества Христова! Как уже стало традицией в моём ЖЖ, я делюсь пасхальными поздравлениями моих правящих архиереев - предстоятеля нашей Святой Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла (Гундяева) и митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова).



Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф. 4:3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви - Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми.

Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаем удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряженном ожидании обещанного Господом Примирителя (Быт. 49:10), Царя праведного и спасающего (Зах. 9:9), на имя Которого будут уповать народы (Ис. 42:4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времен, Младенец родился нам (Ис. 9:6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Любовь Божия, превосходящая разумение (Еф. 3:19), послала в мир не ходатая, не ангела, не сильного и могущественного правителя, как думали люди, - Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла.

Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель - Царь царей и Владыка Вселенной - явился миру не под торжественные звуки трубного гласа (Пс. 150:3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими посмотреть, что случилось (Лк. 2:15).

В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет «в пределах унижения показать образ добродетели», - размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая не ищет своего (1 Кор. 13:4-5), не выставляет себя напоказ и не требует почета и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби. «Именно поэтому, - продолжает вселенский учитель Церкви, - Господь принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни» (Слово на Рождество Христово). В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни - Самого Господа, из Которого все, Им и к Нему (Рим. 11:36).

Любовь - настоящая причина и движущая сила Божественных поступков. Он привел в бытие мир и сотворил человека, щедро наделив его дарами. По любви пришел спасти его, когда тот отпал от общения со своим Творцом. По предназначению Создателя весь смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы и мы любили друг друга (Ин. 14:34). Но как этого достичь в мире, где столько зла и ненависти? Для этого прежде всего необходимо открыть и отдать свое сердце Богу. Только Он может изменить и расширить его, чтобы оно, ныне такое немощное и ограниченное, стало способным вместить в себя и ближних, и дальних, и благотворящих, и обидящих нас - всех тех, кого мы призваны любить по заповеди Христовой, подражая в совершенстве нашему Небесному Отцу (Мф. 5:48).

Склоняясь в молитве перед Новорожденным Богомладенцем, подумаем, а какой же дар предложим Владыке Вселенной? Может ли быть вообще нечто достойное и соразмерное величию Превечного Творца? Да, есть такой ценный дар, которого более всего желает Господь: наше смиренное, любящее и милующее сердце. Будем же прославлять Воплотившегося Христа не только прекрасными песнопениями и поздравительными сообщениями, но прежде всего - добрыми делами. Поделимся светлой рождественской радостью с нуждающимися, согреем нашей заботой ближних, посетим больных и обремененных скорбями. Утешим и поддержим унывающих, покроем молитвой всех в смятении и печали сущих.

Великая спасительная сила любви исцеляет равнодушие и злобу, врачует ненависть и обиды. Она смягчает нравы ожесточенных и исправляет многие кривизны общественных отношений! Если будем поступать так, воистину исполним свое высокое христианское призвание, ибо этим излиянием любви, по слову преподобного Исаака Сирина, мы уподобляемся Богу (Слова подвижнические. 48).

Тайна Боговоплощения - это тайна реального присутствия Бога в мире. Апостол и евангелист Иоанн, прозревая жизнь будущего века, свидетельствует о всецелом пребывании Господа с людьми: «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Однако эта неизреченная тайна Божественного присутствия начинает осуществляться уже здесь, на земле, ибо с Рождеством Спасителя исполнилось время и приблизилось Царствие Небесное (Мк. 1:15). Мы зримо входим в эту реальность, образуя Единую Святую Церковь Христову, чрез Которую все мы, мои дорогие, являемся посланниками и представителями сего Вышнего Царствия любви. Это удивительное и глубокое переживание «с нами Бог» составляет сущность тáинственной, сокровенной жизни Церкви.

Будем помнить о том, что, если Сам Вседержитель - Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр. 22:13) - заключил в Свои объятия человеческую историю и обещал пребыть с нами во все дни до скончания века (Мф. 28:20), то нам нечего страшиться и бояться тревожных обстоятельств нынешнего времени. Откликаясь на великую любовь Спасителя, научимся же полностью вверять себя Господу и уповать на Его благой Промысл, дабы и до Второго славного пришествия Христова даже до последних земли (Ис. 8:9) с дерзновением и радостью свидетельствовать, яко с нами Бог!

(С) Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси.



Рождественское послание высокопреосвященнейшего
митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Возлюбленные о Господе отцы, матушки игумении, иноки и инокини! Дорогие братья и сестры! Благочестивая паства Нижегородская!

Сегодня ночью, чествуя Рождение Богомладенца Иисуса, Церковь прославляет это великое событие словами праздничного тропаря: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…». Составленный в первые столетия существования Церкви Христовой, он и сегодня находит духовный отклик у православных христиан всего мира. Праздничное богослужение своими песнопениями не только возвеличивает Рождение Христа, но и свидетельствует, что с этого события в человеческой истории произошли глубокие изменения. Сам Бог принял человеческую плоть и пришел в мир, чтобы осуществить спасение людей, так глубоко утонувших в грехах и отчужденности от истинного Света. Человек не в силах был преодолеть это падшее состояние, как восклицает псалмопевец Давид: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего» (Пс 78:9).

В древних богослужебных книгах Рождество Христово называется «Зимней Пасхой». Как возвышенно осмысляли это величайшее событие христиане предшествующих поколений! Если Пасхальные события являются венцом спасения и преображения человека, то события Рождества Христова стоят у самого истока этого великого дела Божия. Суровую зиму души, колеблемую вьюгами грехов и страстей, растапливает горящий огонь Божественной любви, явленный в послании в мир долгожданного Христа-Спасителя. Святой апостол Павел так говорит об этом: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит 2:11-12).

Встречая праздник Рождества Христова, мы призваны не только помнить слова Священного Писания о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16), но и деятельно соответствовать любви, проявленной Богом к каждому из нас. Если Бог пожертвовал Своим Единородным Сыном ради нашего спасения, то нами это должно восприниматься как призыв к взаимной жертвенности посредством служения Богу и ближним. В этом заключается истинное христианство, - христианство, доказывающее свою силу жертвенной любовью к ближнему. Пусть праздничные Рождественские дни с особенной силой будут напоминать нам об этом. Принесем радость Рождества Христова ближним и дальним, обнимем одиноких, согреем обездоленных. И да благословит Господь нашу жизнь в наступившем Новолетии Его благости. С праздником!

(С) Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Рождество, Православие, Наши праздники

Previous post Next post
Up