Ещё немного о Деникине и компромиссе с петлюровцами

Aug 29, 2023 12:23

Ещё немного к вопросу об отношении белых вождей и конкретно Антона Ивановича Деникина к украинству. Тимур (Сергий) Давлетшин (fulas) откопал интересное свидетельство с "той стороны" - от пропетлюровски настроенного украинского историка В. Савченко.



Генерал Антон Деникин, главнокомандующий ВСЮР.

"Петлюра считал, что Антанта поможет ему договориться с Деникиным о военном союзе или хотя бы о взаимном нейтралитете, - пишет Савченко. - Зная о приказе генерала Деникина, запрещающем разворачивать наступление белых войск на Правобережье Украины, Петлюра полагал, что Правобережье Украины останется в распоряжении Директории УНР. Не облеченные никакими полномочиями представители Англии, Франции и США, которые прибыли в стан Петлюры, легкомысленно обещали ему, что Антанта уговорит Деникина подписать договор с петлюровцами и передаст Украине оружие, боевую технику, медикаменты... Говорили о желательности скорого совместного наступления армий Деникина и Петлюры на Москву. Предполагалось, что армия УНР должна помочь генералу Деникину в наступлении на Москву, обеспечив левое крыло наступающих, заняв Киев и наступая до Нежина - Чернигова, где будет установлена линия разграничения с белой армией.

Военный министр Англии Уинстон Черчилль советовал Деникину: «...идти, насколько возможно, навстречу украинским сепаратным реальностям», а французское правительство поручило генералу Петену уговорить Деникина не нападать на Петлюру».



Симон Петлюра

Но сам Деникин в резком заявлении Антанте отказался от всякого сотрудничества с бандитом и предателем Петлюрой и от признания любой формы автономии Украины. Деникин оставлял петлюровцам только два пути: полной капитуляции или перехода в состав белой армии, без каких-либо политических условий. Белый генерал, отстаивая идею единой и неделимой России, не признавал самого понятия «Украина», заменяя его сразу тремя территориальными понятиями: «Малороссия», «Новороссия», «Галичина». Своей непродуманной национальной и социальной политикой Деникин настроил против себя часть украинского народа, что создало десятки тысяч новых врагов белогвардейцев» (конец цитаты).

Понятно, что неопетлюровцу Савченко политика Деникина кажется "непродуманной" - ему до дрожи в коленках обидно, что кто-то дерзает не соглашаться с украинским псевдогосударственным проектом, отторгающим от России её исконные земли, освящённые подвигами самых древних русских святых. В действительности политика Деникина была предельно продуманной и взвешенной. Поддержка украинских национал-сепаратистов, если бы она была оказана белыми, умножила бы на ноль основную идею Белой Борьбы - борьбы за независимость и территориальную целостность униженной большевиками России. Петлюровцы не менее большевиков были виновны в массовых убийствах ни в чём не повинных русских людей и в расправах с русскими офицерами и юнкерами, сохранившими верность присяге. Более того: таких зверств, которые чинили над русскими людьми петлюровцы, не были способны измыслить никакие большевики.



Антон Иванович Деникин за своим рабочим столом

Известно, в частности, что после ухода из Екатеринослава на юг, на соединение с Деникиным, отряда генерала Васильченко, ворвавшиеся в Екатеринослав петлюровские каратели вырезали всю родню русских офицеров. Такая же резня происходила и в захваченном петлюровцами Киеве. "Петлюровцы устроили в городе массовые грабежи и бойню. В частности, «конфисковали» все товары в ювелирных магазинах Киева. Русские юнкера и офицеры которые до последнего сражались за Гетманщину, уничтожались националистами в городе и окрестностях. Погибли, по разным оценкам, от нескольких сотен до тысяч людей. Перед смертью многих пытали: вспарывали животы, выкалывали глаза, отрубали конечности, прикалывали к груди вместо георгиевских крестов отрезанные языки. Ещё около 600 арестованных офицеров спасли немцы, они их увезли с собой в Германию", - цитирует Давлетшин статью историка Александра Самсонова.

Современный русский историк, видимо, знает о свидетельстве Марии Нестерович-Берг, которую нашествие Петлюры застало в Киеве. О том, что она видела своими глазами, эта отважная женщина засвидетельствовала в своих мемуарах: "Невероятно были истерзаны эти офицеры. Я видела целые партии расстрелянных большевиками, сложенных, как дрова, в погребах одной из больших больниц Москвы, но это были все - только расстрелянные люди. Здесь же я увидела другое. Кошмар этих киевских трупов нельзя описать. Видно было, что раньше, чем убить, их страшно, жестоко, долго мучили. Выколотые глаза; отрезанные уши и носы; вырезанные языки, приколотые к груди вместо георгиевских крестов; разрезанные животы, кишки, повешенные на шею; положенные в желудки еловые сучья. Кто только был тогда в Киеве, тот помнит эти похороны жертв петлюровской армии. Поистине - черная страница малорусской истории, зверского украинского шовинизма! Все поняли, что в смысле бесчеловечности нет разницы между большевиками и наступающими на Киев петлюровскими бандами. Создалось впечатление, что тех, кого не дорезали большевики, докончат «украинцы».

Ночью же производились уже аресты и расстрелы. Много было убито офицеров, находившихся на излечении в госпиталях, свалочные места были буквально забиты офицерскими трупами... На второй же день после вторжения Петлюры мне сообщили, что анатомический театр на Фундукулеевской улице завален трупами, что ночью привезли туда 163 офицера. Я решила пойти и убедиться «своими глазами». Господи, что я увидела! На столах в пяти залах были сложены трупы жестоко, зверски, злодейски, изуверски замученных! Ни одного расстрелянного или просто убитого, все - со следами чудовищных пыток. На полу были лужи крови, пройти нельзя, и почти у всех головы отрублены, у многих оставалась только шея с частью подбородка, у некоторых распороты животы. Всю ночь возили эти трупы. Такого ужаса я не видела даже у большевиков!" (конец цитаты).



Мария Нестерович-Берг, разведчица генерала ВСЮР М.В. Алексеева.
Во второй половине 1918 года выполняла его поручения в Киеве.

Именно эти зверства петлюровцев над русскими, зверства, совершённые в порядке этнической чистки, делали невозможными любые компромиссы белых с украинским "национальным" движением, как ни были необходимы деникинцам союзники в их неравной борьбе с большевиками. Опираться в борьбе за сильную национальную Россию на тех, кто вот так, по-сатанински, ненавидит всё русское, было физически невозможно - и Деникин, как никто, это понимал. Потому и называл Петлюру "бандитом" и "предателем", потому и настаивал столь категорично на безоговорочной капитуляции петлюровской "армии", угрожая в противном случае открыть против неё боевые действия. Даже если бы сам Деникин решился бы проявить "политическую гибкость" (что для него, как мы только что видели, было морально невозможно), его бы не поняли его собственные офицеры. Сговор с украинствующими стал бы концом Белого Движения.

Давлетшин полагает - и справедливо полагает - что история с несостоявшимся соглашением Деникина с петлюровцами исчерпывающе доказывает, что Антон Иванович не был слепой марионеткой в руках Антанты, оставаясь бескомпромиссным рыцарем России. И это, безусловно, так. Но гораздо важнее в свете событий дня сегодняшнего - именно бескомпромиссное отношение вождей Белого Движения к украинскому национал-сепаратизму. А также - причины такого отношения, заключавшиеся прежде всего в оголтелой русофобии главарей "самостийной Украины" и в их неслыханных зверствах не только над русскими офицерами, попадавшими к ним в лапы, но и над мирным русским населением. Полагаю, в этой связи понятно, как должны относиться к современной Украине те, кому дороги память Белого Движения и его идеалы.

История Отечества, Гражданская война, Моя история меня бережёт, Деникин, История Украины, Белые

Previous post Next post
Up