День Великой Победы русского народа над немецко-фашистскими захватчиками для каждого сознательного русского - один из главных праздников в году. Лично для меня этот праздник - второй по значимости после Пасхи, несмотря на его сугубо светское происхождение. И коль скоро Победа является одним из важнейших событий нашей истории, составляя неотъемлемую часть нашей национальной идентичности, то мысль постоянно возвращается к ней, заставляет пристально вглядываться в события 1945 года. Особенно, если ты по своим убеждениям далёк от коммунистических идей, но при этом последовательный и убеждённый русский патриот.
Русские войска ликуют у Бранденбургских ворот в Берлине
по случаю объявления о Победе
Сегодня нередко приходится слышать от коммунистов и им сочувствующих (среди которых немало популярных блогеров), что войну, дескать, выиграло Советское атеистическое государство благодаря своей самой прогрессивной в мире общественно-экономической формации и что герои Великой Отечественной войны были коммунистами и атеистами (а нынешняя власть, дескать, об этом самом важном факте умалчивает). Некоторые из сторонников данной точки зрения договариваются до того, что нынешние россияне вообще не имеют права праздновать 9 мая, поскольку той страны, которая выиграла Великую Отечественную войну, больше не существует, а большинство современных россиян отнюдь не рвутся восстанавливать рухнувший коммунистический режим. Антикоммунистам же, и в особенности верующим, безапелляционно заявляют они, место совсем на другой стороне линии фронта, и войну они тогда проиграли. Лично я считаю данную точку зрения грубым упрощением, серьёзным образом искажающим реальную картину Великой Отечественной войны. А коль скоро некий взгляд на события искажает их, то этот взгляд необходимо преодолеть. Попробую свою точку зрения аргументировать.
Прежде всего, признаем очевидное: войну действительно выиграл СССР под руководством коммунистической партии, и глупо это отрицать. Я отнюдь не сторонник популярной либеральной погремушки о Победе "вопреки кровавому Сталину и тоталитарному режиму" и о "двойном гнёте", который, якобы, испытывал во время войны русский народ. У Сталина не лежал план "Барбаросса" на столе - а если и лежал, то только для того, чтобы обдумывать противодействие этому плану. Советская власть и советское командование не стремилось проиграть войну - напротив, советская власть стремилась её выиграть, понимая, то это - единственный шанс для неё удержаться на политической сцене.
Более того: то, что в момент гитлеровского нашествия у власти оказалась именно коммунистическая партия, оказалось объективно выгодным России с точки зрения организации отпора. У коммунистов был богатый опыт подпольной деятельности, причём те, кто руководил страной в 1941 году, участвовали в этой деятельности непосредственно. Теперь этот опыт можно было эффективно применить для организации подпольной и партизанской борьбы на оккупированных врагом территориях, что и было сделано. Партизанские отряды и подпольные группы сплошь и рядом возникали именно вокруг местных комитетов партии и комсомола, перешедших на нелегальное положение, и управлялись из Москвы, из единого, партийного же, штаба. Поэтому борьба советских партизан оказалась не только достаточно эффективной, но и максимально скоординированной с действиями армии на фронте. Это, как говорится, вне сомнений.
Партизанская война на оккупированных территориях
Возможно, коммунистическая диктатура в СССР, государственная монополия собственности и жёсткие методы руководства, сыграли свою положительную роль в быстрой и эффективной эвакуации промышленных предприятий с территорий, которые не представлялось возможным отстоять, в глубокий тыл и в столь же быстром развёртывании этих производств в восточной части страны. И тем не менее, я утверждал и буду утверждать, что войну выиграли не коммунисты и не за счёт своей "самой прогрессивной общественно-экономической формации".
Прежде всего, упомянутые выше положительные стороны коммунистического правления никакой роли бы не сыграли, если бы армия оказалась не способна эффективно сопротивляться и если бы гитлеровская агрессия не вызвала бы в ответ массовый народный героизм. В первую очередь, войну выиграла всё-таки армия, а армия представляла собой вооружённый народ. Частично - мобилизованный, частично - записывающийся добровольно (а добровольчество было массовым), но именно народ. Точно так же и партизанское движение в тылу врага было бы очень быстро ликвидировано оккупантами, если бы не массовая поддержка партизан населением. А ведь поддерживали с риском для жизни - нацисты с населением оккупированных территорий не церемонились и никакими формально-юридическими нормами себя не ограничивали, зачастую просто уничтожали деревни, подозреваемые (!!!) в помощи партизанам вместе со всеми жителями. Даже коммунисты никогда не отрицали, что ключевым фактором Победы в Великой Отечественной войне стал именно массовый народный героизм. И тут мы подходим к очень неприятному для коммунистов факту.
Дело в том, что основная масса народа в СССР - то есть, основная масса участников Великой Отечественной войны! - не только не являлась коммунистами, но и не разделяла очень важных для партии идеологических установок. Согласно переписи населения 1937 года (в разгар Большого Террора!), 60 % населения СССР назвали себя православными верующими. И это - только прихожане Русской Православной Церкви, а ведь были ещё и мусульмане, и иудеи, и католики, и много ещё кто. Так что подавляющее большинство того самого народа, который путём героических усилий одолел нацизм, составляли именно верующие люди. Составляли большинство, несмотря на все недавно отшумевшие "безбожные пятилетки", несмотря на разнузданную атеистическую пропаганду, которую даже Сталин порой вынужден был осаживать, чтобы она не доходила совсем уж до неприличия. В свете этого факта утверждать, будто "войну выиграли коммунисты и атеисты" - значит сознательно кощунствовать и ставить под сомнение массовый народный героизм.
Не стоит, конечно, преувеличивать степень оппозиционности этих верующих - люди, называвшие себя христианами в советской переписи населения, как правило, не были идейными противниками советской власти (хотя и из диссидентов многие пошли на фронт и неплохо воевали). Но веру они сохранили христианскую, а не атеистическую, а значит, по крайней мере, в вопросе антирелигиозной политики их мировоззрение с господствовавшей в стране идеологией расходилось диаметрально. Однако эти люди пошли воевать. И в боевых условиях их вера начинала себя проявлять. Не так уж редки фото православных священников, благословляющих идущие в бой войска Красной Армии. Так что войну выиграли не коммунисты. Войну выиграл русский народ, люди самых разных убеждений, объединившихся ради борьбы с общим врагом и для защиты общей Родины. Да, выиграли под руководством коммунистов, но ключевым фактором Победы было всё-таки не руководство коммунистов, а массовый героизм народа.
Православный священник благословляет советские войска.
Фото ориентировочно 1943 или 1944 года.
Однако это ещё не самое главное. Самое главное - в том, что благодаря неуклюжей послевоенной политике коммунистов и их идеологическим заморочкам русский народ не смог в полной мере воспользоваться плодами собственной Победы. В то самое время, когда солдаты и офицеры Красной Армии на фронте добивали нацистского зверя, не имея в голове ничего иного, кроме окончательной победы над противостоящим им чудовищным злом и освобождения от нацистского ига покорённых народов Европы, коммунистические политики со Сталиным во главе действовали за их спиной с изяществом слона в посудной лавке.
В странах Восточной Европы, которые, согласно ялтинским и потсдамским договорённостям, должны были стать советской сферой влияния, это самое влияние утверждалось с помощью навязывания этим странам коммунистических режимов. С точки зрения коммунистической идеологии это был абсолютно правильный ход. Вот только такая политика совершенно не учитывала ни реальной популярности местных коммунистических партий среди народов Восточной Европы (а эта популярность в разных странах была разной), ни национально-культурных традиций восточно-европейских народов. Особенно тут не повезло Польше, народ которой всегда отличался глубокой, экзальтированной и предельно консервативной религиозностью. Коммунистическая же диктатура Болеслава Берута принялась ломать этот народ и его традиции через колено во имя пресловутого "построения социализма". Под каток коммунистических репрессий попало множество участников польского Антифашистского Сопротивления, как рядовых бойцов, так и командиров. Никому не было дела до того, что народ считает этих людей героями - главным для новых правителей было то, что эти партизаны были буржуазными националистами. Отношения между коммунистической диктатурой Польши и АКовцами осложнял территориальный вопрос: Армия Крайова не признавала присоединения к СССР областей Западной Украины и Западной Белоруссии, считая их Восточными Кресами Польши, Берут же, в угоду своим кремлёвским покровителям, охотно признал новые восточные границы подконвойной страны. АКовцев истребляли не только карательные органы берутовской Польши - НКВД и СМЕРШ сталинского СССР тут тоже приложили руку. Достаточно вспомнить завлечённого обманом на советскую территорию и сгинувшего в советских тюрьмах Леопольда Окулицкого и расправу над виленскими АКовцами, устроенную ещё во время Великой Отечественной войны. При таком отношении совершенно не удивительно, что в странах Восточной Европы на установившиеся там коммунистические режимы смотрели, как на оккупационные, и при первой возможности не только постарались от них избавиться, но и уйти под покровительство геополитических врагов России. Слишком недолговечным оказалось "влияние". И слишком тяжёлыми для России - его геополитические последствия.
Партизаны Армии Крайовой на скамье подсудимых в берутовской Польше.
С другой стороны, в самом СССР политика Сталина оказалась неоправданно мягкой, я бы даже сказал мягкотелой. Великая Отечественная война исчерпывающе обнажила несостоятельность большевицкой национальной политики. Странная надстройка ещё одной федерации над уже созданной - РСФСР - с выделением субъектов этой федерации по чисто национальному признаку и с правом свободного выхода этих субъектов из состава СССР, нарезание вновь образованным "братским республиками" исконно-русских земель, отношение к РСФСР, чья территория оказалась таким образом сильно урезана по сравнению с Российской Империей, как к региону-донору, когда русский народ оказался вынужден щедро снабжать другие "братские республики" своими ресурсами - природными, техническими и человеческими - под предлогом развития местной экономики по факту приводили к тому, что т.н. "союзные республики" просто привыкли паразитировать за счёт русского народа. Любые попытки обратить внимание на ненормальность такой ситуации квалифицировались как "великодержавный русский шовинизм".
В результате отношение к гитлеровскому нашествию в разных республиках оказалось существенно разным. Если в Российской Федерации и в Белоруссии начавшуюся в 1941 году войну воспринимали действительно как отечественную - то есть, как справедливую, национально-освободительную и всенародную, то в других республиках пропаганда немецких захватчиков, действовавших по принципу "разделяй и властвуй", ложилась на благодарную почву. На Украине и в республиках Прибалтики гитлеровское нашествие активизировало местных национал-сепаратистов, рассчитывавших вслед за немцами попасть в "расу господ" и поучаствовать вместе с немецкими захватчиками в разделе русского "пирога". Раздела, однако, не получилось: наступил май 1945 года, и все надежды самозванных местечковых "истинных арийцев" разбились об него, как об каменную стену.
Казалось бы, бесспорная и безоговорочно признанная всем международным сообществом военная победа СССР в сочетании с диктаторским режимом развязывали Сталину и его сторонникам руки для ликвидации ненормального положения в национальной политике, сложившегося в начале 1920-х годов. Казалось бы, массовый коллаборационизм в Прибалтике и на Украине давал отличный повод ликвидировать эти "союзные республики", присоединив их территории к РСФСР и ощутимо разбавив местное нелояльное население государствообразующим этническим элементом, а попутно - беспощадно покарать коллаборационистов по указу от 1943-го. Но эти меры, подсказываемые государственным здравым смыслом и логикой только что завершившегося военного противостояния, вступали в противоречие с коммунистической догматикой, с проповедуемым "классиками марксизма-ленинизма" принципом "пролетарского интернационализма". И Сталин предпочёл пожертвовать здравым государственным смыслом в пользу марксистской догматики. Не только ликвидировать Украину как союзную республику с правом выхода он не решился - он не решился даже на то, чтобы исторгнуть из-под власти этого искусственно созданного под диктовку кайзеровской Германии государственного образования исконно русские территории со стопроцентно русским населением - Донбасс и Северное Причерноморье (где, к слову, отношение к гитлеровским оккупантам было ощутимо иным, чем на остальной Украине - как в Донбассе, так и в причерноморских областях немцев встретили не хлебом-солью, а активной партизанской и подпольной борьбой). Вместо этого руководство СССР принялось усиленно эти области украинизировать, переселяя в них молодёжь с Западной Украины и наивно полагая, что таким образом можно эту самую молодёжь изолировать от нацистского влияния и интегрировать в "новую историческую общность - советский народ".
Что касается бандеровцев, то с ними на первых порах борьба продолжалась довольно активно. Однако те из бывших карателей, кто изъявлял раскаяние и внешнюю лояльность к советскому режиму, как правило, амнистировались и имели полную возможность вернуться к мирной жизни. И кое-кто этой возможностью воспользовался. А ведь, на минуточку, речь идёт о карателях и нацистских военных преступниках. Речь идёт о тех, кто своими зверствами умудрялся шокировать даже видавших виды эсэсовцев. Но к трезвому голосу Павла Судоплатова, предупреждавшему, что, если оставить бандеровца в живых, он обязательно снова начнёт убивать, мало кто прислушался. После же 1955 года на свободу выпустили всех бандеровцев - даже тех, кого удалось с таким трудом отловить по лесам да по схронам и отправить на Колыму ударным трудом искупать свои прегрешения.
Вурдалаки из УПА, шокировавшие своими зверствами даже видавших виды эсэсовцев,
дожили до наших дней в весьма внушительном количестве.
Только посмотрите, сколько этих убийц собралось на очередное чествование обер-ката Бандеры!
Вот так "кровавый сталинский режим" "истреблял украинцев".
Немного о том, что им простили в порядке "пролетарского интернационализма",
можно посмотреть
здесь.
Эти маньяки, руки которых в крови невинных женщин и детей по самые глазные яблоки, благополучно дожили до наших дней. Внешне они смирились с поражением и интегрировались в пресловутое "социалистическое строительство". По факту же - подспудно промывали мозги морально нестойким детям и подросткам послевоенной Украины, обрабатывая их в нацистском ключе. И ждали, вплоть до самого распада СССР ждали, что немцы вернутся. Ждали, храня под подушками расстрельные списки евреев, коммунистов, комсомольцев и разных советских активистов. И немедленно легализовались, как только Украина получила свою "незалежнисть", чтобы сбросить маски и провозгласить свои старые лозунги уже в открытую. Коммунисты не решились добить эту нелюдь. Как не решились они и на то, чтобы вернуть под юрисдикцию РФ русский Донбасс и русское Причерноморье - ведь это шло вразрез с решениями самого Ленина. Так что в том, что сегодня на Украине идейные наследники бандеровцев захватили власть и развернули геноцид русского большинства населения т.н. Украины, вина не только западных "кураторов" и не только местной нацистствующей гопоты, но и столь обожаемых многими нашими ура-патриотами коммунистов, и лично господина Сталина, который где не нужно, был несгибаемо суров, а где действительно требовалось проявить суровость - неожиданно гуманен и толерантен.
Нет, я не ставлю под сомнение необходимость и дальше чтить Великую Победу. Для меня по-прежнему, несмотря на все мои идеологические эволюции, День Победы - святой день и один из любимейших праздников. Не ставлю я под сомнение и то, что героев войны, которые действительно были коммунистами, в исторических романах и художественных фильмах надо показывать коммунистами. Историческая корректность должна соблюдаться, а эти люди, рисковавшие жизнью ради того, чтобы мы имели возможность жить, заслуживают нашего уважения, несмотря на все свои заблуждения. В том числе - и уважения к их мотивации, и уважения к их политическому выбору. Но когда мне говорят, что войну выиграли коммунисты (вариант: "войну выиграли атеисты"), я громко протестую, потому что это было далеко не так. Да, войну выиграли под руководством коммунистов, но выиграл войну всё-таки русский народ, среди которого были представители разных политических и религиозных убеждений. И если мы хотим сохранить память о Великой Победе 1945-го для будущих поколений, нам придётся учиться отделять Победу от коммунистической идеологии и не бояться рассказывать об ошибках коммунистов, заложивших под эту Победу слишком много мин замедленного действия. Отождествление Победы с коммунистическим режимом будет обесценивать Победу.