И сделалась тьма по всей земле до часа девятого,
и померкло солнце, и завеса в Храме разодралась по средине.
(С) Лк. 24: 44 - 45.
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает Страстную Пятницу - день, когда Господь и Бог наш Иисус Христос, добровольно предавший Себя во искупление грехов наших на муки и казнь, претерпел распятие на Кресте и умер, сойдя во ад, чтобы извести оттуда души ветхозаветных праведников и навсегда сокрушить врата вечной погибели, открыв Своим верным последователям путь в Царствие Небесное. Самый скорбный день Церковного календаря, день, в который по уставу Церкви не полагается Божественной Литургии, а все христиане призываются к скорбной молитве, связанной с молитвенными воспоминаниями о Крестных Страданиях Спасителя.
Распятие Христово
Подчеркну: Иисус Христос взошёл на Крест добровольно. Не "проклятые евреи" предали и распяли своего Бога, как суесловят некоторые радикальные националисты (прибавляя к этим "рассуждениям" немедленную практическую рекомендацию - "отомстить за нашего батьку Иисуса" современным потомкам распинателей). Бог Сам, намеренно, спрятал Свою Божественность, чтобы еврейский народ не узнал Его, отрекся и предал на Распятие, поскольку именно это Распятие с последующим чудесным Воскресением из мёртвых было главной целью Его земной жизни. Христос мог бы, по Его собственным словам, вызвать Себе на помощь легионы ангелов - но вместо этого смиренно проследовал вместе с беззаконными конвоирами и на двор Каиафы (где Его ждали всевозможные унижения), и пред очи жестокого римского наместника Пилата, и во дворец падкого до чудес (но не получившего их) местного царька Ирода Антипы, и потом - на Голгофу. На Крест. Христос пошёл на смерть, потому что так было нужно "нас ради человек и нашего ради спасения". Вседовольному, Самодостаточному - Ему ничего не нужно было для Себя, Он искал лишь нашего блага и нашего спасения, нашего избавления от кошмара вечной погибели.
Что это была за смерть, которую Христос Спаситель претерпел ради нас, христиане
давно знают. Распятие на кресте - самая мучительная казнь из всех, когда-либо придуманных человечеством. Толстые гранёные гвозди пробивают насквозь руки и ноги жертвы, пригвождая её ко кресту. Теперь любое движение причиняет человеку невообразимую боль, потому что руки и ступни нужно проворачивать вокруг этих гранёных гвоздей, раздирая собственную плоть в лохмотья. Вдобавок, гвозди пробивают чувствительные нервные окончания, что снижает подвижность и многократно усиливает боль. Ноги человека фиксируются под углом 45 градусов, в результате чего вся тяжесть веса тела ложится на бёдра казнимого - положение, для человека противоестественное и оборачивающееся судорогами мышц. Чтобы избежать этих мучительных судорог, человеку приходится приподниматься на кресте, перенося вес своего тела на руки (также пригвождённые ко кресту) и плечи. Однако долго нести этот вес плечевой пояс человека не в состоянии - локтевой и плечевой суставы оказываются вывихнуты, и тело беспомощно провисает. От этого провисания расширяется грудная клетка, находясь постоянно в состоянии максимального вдоха. Под тяжестью она не может сократиться, а значит, человек оказывается неспособен выдохнуть и начинает задыхаться. Необходимость дышать заставляет его из последних сил пытаться приподняться на кресте - и тут его конечности снова начинают терзать гранёные гвозди (и да, напомню, что плечевые и локтевые суставы у человека к этому времеи вывихнуты). Добавим, что медленное умирание Спасителя на Кресте продолжалось целых шесть часов, в течение которых у Спасителя оставалось всё меньше и меньше сил, чтобы двигаться и дышать - он истекал кровью. Целых шесть часов мучений, которые нам, изнеженному поколению XXI века, трудно себе представить. В конце концов телесная смерть Богочеловека наступила от разрыва сердца. И да, добавим ещё, что казнь через распятие и в Риме, и среди иудеев считалась позорной, ей подвергали только самых безнадёжных и омерзительных преступников - и к этой позорной казни Спаситель был приговорён безо всякой вины со Своей стороны, просто во исполнение властолюбивого каприза иудейских священников. И толпа иерусалимлян, стоявших тут же, при Кресте,
злословила Его, выкрикивая: "Других спасал, Себя ли спасти не может? Сойди с Креста - и уверуем!" Так что безмерность телесных мук дополнялась столь же безмерной мукой моральной. И всё это - ради нас, недостойных, ради того, чтобы очистить нас от наших грехов и открыть нам, вопреки нашему же падшему естеству и его склонностям, путь в Царствие Небесное.
Всё это было почти две тысячи лет назад. И Спаситель воскрес из мёртвых, и вознёсся на Небеса, учредив на земле Свою Церковь. И проповедь Апостолов была. И почти четыре века гонений, и мучительное, в поисках новых смыслов и форм, в борьбе идей, в преодолении многочисленных ересей - строительство христианской государственности. И появление интернета, сделавшего христианское Благовестие доступным буквально в любой точке Земного шара. Всё было. Но почему-то не меняется злоба падшего человечества против Спасителя, явившегося даровать нам Царствие и претерпевшего за нас весь описанный выше ужас. Как в Иерусалиме времён Пилата немало нашлось тех, кто был готов часами бесноваться перед Пилатовым дворцом, скандируя: "Распни! Распни Его!" - так и сейчас нет недостатка в людях, столь же сильно ненавидящих Христа и Его Евангелие. Не в силах причинить вред Спасителю, Вознёсшемуся на Небеса и ощутимо, очевидно Восторжествовавшему над их злобой, они с удвоенной яростью набрасываются на учреждённую Им Святую Православную Церковь, с удвоенной злобой терзают её священнослужителей и верных мирян, с удвоенной яростью глумятся над ними.
Почему так происходит? По той же причине, по которой иерусалимские первосвященники подучили толпу требовать распятия Христа. Люди, привыкшие ко греху, привыкшие услаждаться грехом, не желают меняться, не желают избавляться от своих греховных привычек и греховных желаний. Между тем, признание Христа Спасителем и Господом безусловно требует от человека не только пассивной благодарности, но и перестройки всей жизни, послушания Христу как Богу и Царю царей и Церкви - как установленной Им на земле власти. А подчиняться очень не хочется, особенно, когда греховные привычки обещают всё новые и новые удовольствия. Такой человек заслоняется от Евангельской проповеди, натужно убеждая себя, что Евангелие - выдумка, что оно просто не может быть правдой, коль скоро оно столь разительно расходится с его чаяниями. А поскольку в нашем информационном обществе от Евангельской вести никуда не деться - Церковь проповедует о Христе самим фактом своего существования, логично возникает страстное желание уничтожить любое внешнее напоминание о Боге, о Его Жертвенной Любви, явленной на Голгофе, и о том, что путь самоугождения и самоуслаждения Христом уже две тысячи лет тому назад признан неправильным. Так до сих пор в мире сем исполняется горестное пророчество Христа Спасителя: "Если Меня гнали, то и вас будут гнать".
Особенно ярко сегодня мы видим этот экстаз богоборчества на Украине. Территория, жители которой некогда всерьёз и без подделок дорожили своей верностью Христу (в условиях видимого противостояния иноверной экспансии), за короткий срок, истекший после "евромайдана", ныне захлёстнута богоборчеством. Ненависть к своему православному прошлому настолько сильно захватила каждого отдельно взятого украинца, что выявляется в совершенно диких формах. Погромы и сожжения храмов, истязания не только священников, но и священнических детей, глумливое закрашивание древних святых икон портретами мерзотника Бандеры, надругательство над мощами святых - часть украинской государственной политики. На Украине вполне официальные лица не только не стесняются официально же заявлять о необходимости физического уничтожения православных - они реально уничтожили на подконтрольной им территории Православную Церковь, вынудив украинских иерархов во главе с Онуфрием Березовским максимально противоканонично уйти в раскол и тем самым совершить публичное вероотступничество. Лишь на территориях, подконтрольных российским войскам, христианство ещё остаётся, а Церковь продолжает функционировать - и именно поэтому украинские каратели с особенным остервенением обстреливают храмы и монастыри. Обстреливают даже те храмы и монастыри, которые находятся на подконтрольной украинским войскам территории.
Памятник святому князю Владимиру - крестителю Руси - в Киеве,
осквернённый в первый же день после победы Евромайдана.
А это - реалии современного Киева:
каратели вытесняют верующих из Киево-Печерской лавры.
Нет, я, безусловно далёк от того, чтобы уподоблять страдания православных на территории бывшей УССР Голгофской Жертве Спасителя. Голгофская Жертва уникальна. Никто, кроме Самого Христа, не способен искупить грехи человечества. И православные на Украине страдают сегодня не во искупление грехов украинского народа - они, те, кто ещё сохраняет верность Спасителю, кто не отрёкся, вопреки творящейся вокруг вакханалии, лишь исполняют заповедь Спасителя, учившего не отрекаться, несмотря ни на какие гонения, и апостолов, наставлявших, что Бога должно слушать паче, нежели человеков, и что за Христом надлежит следовать даже до смерти.
В связи с этим встаёт закономерный вопрос: как нам самим, живущим ныне в России и пытающимся по мере сил оставаться верными чадами Русской Православной Церкви, относиться к гонениям на Православие в соседней очень небратской республике и к самим гонителям? На первый взгляд, евангельский ответ очевиден: Христос со Креста взывал к Отцу Небесному: "Отче, прости им, не ведают, что творят!" Христос не противился Своим убийцам. Однако ситуация Христа и нынешняя ситуация с гонениями на Православие на Украине на самом деле отличаются радикально.
Христос, как мы помним, намеренно прятал Свою Божественность от людей, потому что Его целью было пострадать во искупление человеческих грехов. Люди, требовавшие Его казни и глумившиеся над Ним возле Креста, были ослеплены и не знали, Кого они обрекают на смерть и Кого унижают. Они в буквальном смысле слова не ведали, что творили. Но можно ли то же самое сказать о современных украинских карателях? Что такого им было не возвещено? Напротив, они с самого начала всё прекрасно знали и ведали. Им было возвещено и о Христе, и о Евангелии, и о Церкви, у них было неповреждённое христианское учение. Они сами с гордостью величают себя "христианским народом" и имеют наглость упрекать нас, что мы, видите ли, натравили на них мусульман-чеченцев. Но вместо того, чтобы сплотиться вокруг Церкви, как и должен поступать христианский народ, украинцы сознательно начали богоборствовать. Они уничтожают Церковь, прекрасно осознавая, что это - именно Церковь Божия. Они глумятся над святыми мощами, понимая, что перед ними - останки угодников Божиих. Они сознательно бросили вызов не только всему человеческому в самих себе, но и всему богоустановленному в окружающем их мире.
Разрушенный украинскими обстрелами Иверский монастырь в Донецке.
Каратели прекрасно видели, что стреляют по храму - и тем не менее, целенаправленно,
уверенно стреляли.
Поэтому сейчас любовь к Распятому за нас Спасителю, которая должна многократно усилиться и окрепнуть именно в скорбный день Страстной Пятницы, при воспоминаниях о Крестных Страданиях Христа, требует от нас сделать всё, что в наших силах, для победы над Украиной, для того, чтобы вырвать наши храмы и наши святыни из лап кощунников и чтобы сами кощунники как можно скорее получили по заслугам. Я не знаю, увенчает ли Бог победой усилия нашей армии на фронте, или же все эти усилия окажутся бесплодными - вникнуть в Божественный Замысел мне не дано. Но наш долг как христиан не зависит от того, желает ли Господь даровать нам Победу. Наш долг как христиан известен и определён. И потому с твёрдым упованием на Воскресшего Спасителя, Которого не смогли удержать ни Крест, ни могила, ни даже врата ада, будем делать то, что должны, ради победы над украинской нечистью. И будем молить Распятого и Воскресшего о даровании этой победы - вернее, о спасении основанной Им Святой Церкви. В наши дни спасение Церкви и победа русского оружия означают одно и то же.
________________
См. также: