Ледяной поход: кульминация

Mar 28, 2023 19:18

28 марта 1918 года, 105 лет тому назад, произошло самое известное и, пожалуй, самое тяжёлое для белой Добровольческой Армии сражение Ледяного Похода, сражение, по которому весь поход, собственно и получил своё название - бой за станицу Новодмитриевскую. Станицу обороняла трёхтысячная группировка красных. У Добровольческой Армии сил было несколько больше - однако вводить их в бой она могла только по частям, благодаря чему красные до самого конца боя имели численное превосходство. Тем не менее, бой был белыми выигран, Добровольческая Армия заняла Новодмитриевскую и расположилась там на ночлег. Героем дня, безусловно, был генерал Сергей Леонидович Марков, командир Офицерского полка. Впрочем, обо всём по порядку.



Добровольческая Армия наступает к Новодмитриевской.


Наступление на Новодмитриевскую с последующим освобождением этой станицы было согласовано Добровольческим командованием с В.Л. Покровским, командиром кубанского антибольшевицкого отряда. После освобождения станицы предполагалось объединение сил и совместное наступление на кубанскую столицу Екатеринодар. Станица находилась на пути Добровольческой Армии к Екатеринодару. Так что её освобождение несло в себе чёткую стратегическую идею.

Утром 28 марта белые добровольцы выступили из аула Шенджий в направлении Новодмитриевской. Погода с самого утра не благоприятствовала белому наступлению. Идти пришлось под холодным проливным дождём, шинели и сапоги белогвардейцев промокли насквозь. Дорога раскисла, пушки и обозные повозки застревали в ней по ступицы, пехоте приходилось помогать их выталкивать. Затем подул порывистый ледяной ветер, который надул резкое похолодание. Дождь сменился снегопадом, одежда на добровольцах быстро покрывалась ледяной коркой, руки бойцов коченели, колёса пушек вмерзали в грунт. Следом идущие бойцы в снежном мареве не видели спин впереди идущих, поэтому армия двигалась крайне медленно.

К станице белые войска подошли к 17-00. Здесь на их пути оказалось новое препятствие - река Шебш, на берегу которой стояла Новодмитриевская и которую теперь предстояло форсировать, из-за проливного дождя и снегопада сильно разлилась, ледяная вода несла мимо добровольцев шугу. Лезть в этот бурный поток представлялось делом совершенно немыслимым. Чудом удалось найти мост - из-за разлива реки он ушёл под воду. По этому мосту кавалерия белых могла перевезти собственную пехоту, усадив её на крупы коней по одному человеку. Операция была рискованной (особенно если учесть численность красного гарнизона), однако никакого другого выхода белым не оставалось. В промокших и обледеневших шинелях, на пронизывающем ветру нечего было и думать ночевать в поле - вся армия погибла бы от холода.



Корниловцы под снегом. Такие картины вполне можно было видеть 28 марта 1918 года
на берегу разлившегося Шебша.

Форсирование реки начал Офицерский полк - будущие марковцы. Сам Марков переправился через Шебш с первым же взводом и сразу же повёл его на штурм станицы, причём приказано было не стрелять, действовать только штыками. Во-первых, уже стемнело, была надежда, что красные уже устроились на ночлег, а значит нападение окажется для них полностью внезапным. Во-вторых, большевики, укрепившиеся в станице, даже не попытались обстреливать переправляющихся белогвардейцев, за сплошной пеленой снега они не разглядели приближения Добровольческой Армии, что тоже давало надежду использовать фактор внезапности.

Отчасти нападение действительно получилось внезапным. По крайней мере, красные не знали, какими силами их противники атакуют Новодмитриевскую. Однако в полной мере соблюсти тишину не удалось: Маркову самому пришлось применить огнестрельное оружие, чтобы помочь одному из своих офицеров, которого красные пытались обезоружить. Этого выстрела большевики не могли не услышать - однако к этому времени на помощь первому взводу белых с переправы успело подойти подкрепление в количестве трёх рот, перевезённых через Шебш под руководством полковника-марковца Тимановского. Эти три роты немедленно вступили в бой. А через реку тем временем продолжалась перевозка всё новых и новых сил белогвардейской пехоты. Кавалерия белых участия в бою не принимала, занимаясь исключительно переправой.



Марков ведёт Офицерский полк на штурм Новодмитриевской.
Рисунок современного художника Игоря Колгарёва.
Рисунок неточен: мост был не разрушен, а затоплен; марковцы переправлялись
через Шебш не вброд, а на крупах коней белой кавалерии.
Зато настрой Маркова художник схватил очень верно.

На одной из улиц наступающих белогвардейцев встретила четырёхорудийная батарея красных. Понимая, что залог их спасения - в быстроте, марковцы стремительно атаковали батарею и захватили все четыре орудия прежде, чем они смогли нанести наступающим белым урон. Другую батарею красных заставило замолчать единственное (!!!) марковское орудие, сделавшее единственный (!!!) за весь бой выстрел - вероятно, снаряд попал в боекомплект.

В течение боя Марков несколько раз возвращался к переправе, встречая переходившие Шебш войска и направляя их действия, после чего снова возвращался в станицу, где красные уже встречали атакующих организованным сопротивлением. На некоторых участках штыковые атаки захлёбывались - белым приходилось залегать в ожидании прибытия пулемётов. Тем не менее, дом за домом Добровольческая Армия (на помощь марковцам успели подойти корниловцы) занимала станицу, вытесняя из неё красных.



Генерал Сергей Леонидович Марков.

К полуночи наступательный порыв белых добровольцев выдохся. Они разбрелись по домам в освобождённой части станицы, рассчитывая передохнуть, обогреться и с утра возобновить сражение. Однако, когда утром белые начали разбираться по своим полкам, батальонам и ротам (в ходе ночного боя части и подразделения изрядно перемешались), чтобы продолжить наступление, выяснилось, что атаковать больше некого. Под покровом темноты красные покинули Новодмитриевскую. Станица осталась в руках Добровольческой Армии.
В ходе ночного боя большевицкий гарнизон потерял более тысячи человек. Потери добровольцев были существенно меньше - всего шестеро убитых и 32 раненых. Примечательно, что В.Л. Покровский, который должен был атаковать Новодмитриевскую силами своего отряда с юга, так и не появился - он посчитал, что наступать по такой непогоде самоубийственно. Но для русской Добровольческой Армии, ясно осознававшей, за что и против кого она сражается и почему Новодмитриевскую нужно занять, невозможного оказалось мало.

После боя одна из сестёр милосердия, которую Марков спросил, как она перенесла трудности перехода и последующего боя, воскликнула: "Это был самый настоящий ледяной поход!" Название понравилось Маркову - и с тех пор прочно закрепилось за Первым Кубанским походом Добровольческой  Армии. История сохранила имя этой сестры милосердия - её звали Александра (Шура) Викторова. В том 1918 году она была всего лишь гимназисткой-шестиклассницей - но остаться в стороне, когда Родина погибает, не посчитала для себя возможным. Александра Викторова благополучно пережила Гражданскую войну и умерла в 1980 году.

В целом же бой за Новодмитриевскую стал, по определению Деникина, славой Офицерского полка и лично генерала Маркова. Марков проявил в этом бою не только незаурядную отвагу, но и несомненные полководческие дарования, принятые им решения, при всей их кажущейся сомнительности, в тех условиях оказались единственно возможными.
_____________________________
Подробнее о сражении под Новодмитриевской можно прочитать здесь:

Корниловцы, История Отечества, Ледяной Поход, Марков и марковцы, Гражданская война, Кутепов, Белые

Previous post Next post
Up